Смекни!
smekni.com

Особенности регулирования труда педагогических работников в РФ (стр. 3 из 7)

В настоящее время общественные отношения в сфере образования на федеральном уровне регулируются нормами Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также нормами других законодательных актов, затрагивающими отдельные вопросы образовательной деятельности.

Кроме того, отношения в сфере образования регламентируются Указами Президента Российской Федерации, большим количеством нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, принятие которых прямо или косвенно предусмотрено Законом Российской Федерации «Об образовании» и Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», и ведомственными нормативными правовыми актами Минобразования России, Госкомвуза России, Минобрнауки России, а также Минтруда России, Минздравсоцразвития России и другими.

Вместе с тем, в настоящее время содержание указанных законодательных актов вследствие прошедших изменений перестает соответствовать реальным потребностям сферы образования и современным стандартам правового регулирования.

Поэтому неслучайно в стране началось обсуждение нового проекта закона «Об образовании в Российской Федерации».

образовательный право законодательство педагогический работник


2. Международно-правовое регулирование образования

2.1 Документы международных организация как источник образовательного права

Международное право в современных условиях становится решающим фактором плодотворной деятельности во всех сферах социального бытия. Значимость этой роли исключительно велика и в области образования, особенно в условиях интенсивного расширения мирового образовательного пространства. Это же влечет за собой необходимость знания и умелого применения норм международного образовательного права.

Во-первых, знание норм международного права позволяет уяснить права и обязанности участников международных образовательных отношений, порядок их реализации.

Во-вторых, нормы международного права выступают гарантом конституционных и иных законных прав и свобод граждан Российской Федерации в силу того, что в соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Отсюда, в случаях коллизии норм международного права и федерального закона или закона субъекта РФ явный приоритет должен отдаваться нормам международного права и коллизия должна разрешаться разрешается в пользу первых. Если же международным договором Российской Федерации устанавливаются иные правила, чем предусмотрено законом, то в соответствии с частью 4 ст. 15 Конституции РФ применяются правила международного договора. В настоящее время насчитывается несколько сотен источников международного права, принятых непосредственно по вопросам образования либо содержащих по этим вопросам отдельные нормы. Это документы, принятые Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (ООН) и ее специализированными учреждениями – Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Международной организацией труда (МОТ), региональными международными организациями – Советом Европы и Содружеством Независимых Государств, а также двусторонние соглашения Российской Федерации с другими государствами.

Автор считает, что есть необходимость дать их характеристику наиболее значимых международных документов об образовании.

Ведущее место среди них занимает Всеобщая декларация прав человека [6]. Согласно ст. 26 Декларации, образование призвано решать четыре взаимосвязанные задачи:

1) способствовать полному развитию человеческой личности;

2) воспитывать у обучающихся глубокое уважение к правам человека и основным свободам;

3) содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами;

4) содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

Эти положения легли в основу стратегии деятельности мирового сообщества второй половины ХХ столетия в области образования, не потеряли они своей значимости и в начале XXI века.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах [17], принятый 16 декабря 1966 г., придавая также основополагающее значение праву личности на образование, впервые уравнивает это право и другие экономические, социальные и культурные права с политическими и гражданскими для нашей страны актуальными являются такие обязанности государств, как постепенное введение бесплатного высшего образования, а не наоборот, как наблюдается сегодня, установление удовлетворительной системы стипендий и необходимость постоянного улучшения материальных условий преподавательского персонала.

Надежные критерии для оценки действующего образовательного законодательства Российской Федерации и практики его реализации содержатся также в Конвенции о правах ребенка [13], вступившей в силу 1 сентября 1990 г. Конкретизируя и развивая принцип Всеобщей декларации прав человека, согласно которому дети имеют право на особую помощь и заботу, Конвенция возлагает на государство обязанность путем принятия соответствующих законодательных и административных мер обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.

Две статьи Конвенции посвящены вопросам реализации права ребенка на образование, призванное, прежде всего, обеспечить в полном объеме развитие его талантов, умственных и физических способностей.

Применение положений Конвенции о правах ребенка к российской действительности, к правовому статусу социально незащищенных детей или детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, позволяет увидеть недоработки не только органов исполнительной власти, но и законодательной. В частности, в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерацию» [26] отсутствует ряд гарантий, предусмотренных Конвенцией о правах ребенка, да и сама Конвенция в тексте закона, как это не удивительно, не упоминается. Например, в ст. 11 Федерального закона, предусматривающей меры защиты прав и законных интересов детей в сферах профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, предоставляется немало льгот и гарантий в пользу ребенка.

Все документы ЮНЕСКО основываются на принципах и нормах, закрепленных Уставом ООН, Всеобщей декларацией прав человека, иными документами ООН и содержат конкретные нормативные положения, регулирующие образовательные отношения в какой-либо отдельной, относительно самостоятельной сфере образования, а также закрепляют действенные механизмы, призванные обеспечить реализацию этих положений в конкретных отношениях.

Так, «Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования» [12], принятая ЮНЕСКО 14 декабря 1960 г., дает развернутое определение понятия «дискриминация» в области образования и предписывает ряд конкретных мер, которые должны реализовать государства – сторонники этой Конвенции для ликвидации любых проявлений дискриминации в образовании и для осуществления действительного равноправия участников образовательных отношений.

Большой практический интерес представляет принятая ЮНЕСКО в Париже 9 октября 1998 года «Всемирная декларация о высшем образовании для ХХI века: подходы и практические меры» [5]. Данный документ позитивно оценивает процесс развития мирового высшего образования во второй половине ХХ в. и определяет основные меры, призванные сохранить и приумножить успехи образования на новое столетие. Декларация определяет принципиально новые подходы к развитию высшего образования и пути сближения его с практической профессиональной деятельностью. Образование XXI века должно иначе видеть свои задачи и способы их решения. Надлежит, прежде всего, осуществить переход от обучения, ориентированного преимущество на когнитивное (знаниевое) освоение дисциплин, к обучению, направленному на развитие навыков и способностей, связанных с коммуникацией, творческим и критическим анализом, независимым мышлением и коллективным трудом в многокультурном контексте. Для обеспечения позитивных изменений в содержании образования Декларация ставит задачу совершенствования образовательного процесса, внедрения в него новых новаторских подходов, творческого освоения современных возможностей, открывающихся при использовании информационных и коммуникационных технологий.

Декларация, вне всякого сомнения, будет полезной для обучающихся и педагогических работников как документ, определяющий пути развития образования, с учетом которых участники образовательных отношений должны сообразовывать свое поведение в настоящий период, определять оптимальные варианты своих действий на ближайшую или отдаленную перспективу и находить конкретные формы своего непосредственного участия в мероприятиях по постоянному совершенствованию образования.

2.1 Образовательно-правовое пространство Европы и СНГ

Среди источников международного права по вопросам образования, устанавливаемым региональными международными сообществами, наибольшее значение имеют акты, принятые Советом Европы, членом которого является Российская Федерация.

Это, прежде всего, Европейская конвенция о защите прав и основных свобод, с дополнениями, внесенными одиннадцатью протоколами. Развивая Всеобщую декларацию прав человека, Протокол № 1 к Конвенции провозглашает норму, согласно которой никому не может быть отказано в праве на образование. При этом особо подчеркивается, что участие государства в сфере образования не должно нарушать право родителей обеспечивать образование и обучение своих детей в соответствии со своими собственными религиозными и нравственными принципами [8]. В рамках ЕС большую работу проводит Совет по культурному сотрудничеству, который организует экспертизу, решает актуальные вопросы образования, готовит крупные документы, касающиеся судеб школ. В одном из них – «Нововведения в начальное образование», 1988 – предусматривалась необходимость дифференциации обучения, обновление содержания образования в духе мира, гуманизма, защиты природы, связи семьи и школы, сотрудничества учителей и учащихся. В целях содействия глубокому взаимопониманию среди молодежи через сотрудничество во всех областях образования и преподавания, подготовки на языках других государств-участников в 1990 г. была принята Парижская хартия для новой Европы [27].