В Иране на вершине лестницы власти стоит факих (духовный лидер), которому принадлежит верховная власть и который несет ответственность только перед Аллахом. Контрольный совет, состоящий из выборных представителей шиитского духовенства, призван осуществлять надзор за деятельностью законодательных и исполнительных органов и следить за соответствием исламу всех законов [3].
Одно из сильнейших государств в исламском мире, имеющих парламентскую форму правления является Турция, здесь существует развитая светская демократия, свободные рыночные отношения,кроме того, это единственная страна, имеющая и западную, и ближневосточную историю. Сегодня во главе правительства находится президентАбдулла Гюль. Законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту – Великому национальному собранию Турции, состоящему из 550 депутатов, избираемых на 4 года (до 2007 года – на 5 лет) всеобщим прямым голосованием по системе пропорционального представительства. Минимальный порог для партий установлен в 10%. Исполнительная власть (реальная) принадлежит правительству во главе с премьер-министром, но президент также имеет ряд полномочий. Конституционный надзор над исполнительной и законодательной властью осуществляет Конституционный Суд Турции, состоящий из 11 постоянных и 4 переменных членов, назначаемых президентом и судебными коллегиями более низких инстанций в ходе сложных и нередко запутанных переговоров, голосований и консультаций. Председателем Конституционного Суда (с октября 2007 года) является Хашим Килич.
21 октября 2007 года в Турции прошёл референдум по поправкам в действующую конституцию. Поправки изменили порядок избрания и срок полномочий президента, а также срок полномочий парламента. По конституции от 1982 года главу государства – президента – избирает парламент. Президент избирался сроком на 7 лет и не мог быть переизбран. В соответствии с поправками, глава государства будет избираться путём всенародного голосования сроком на 5 лет с возможностью переизбрания ещё на один срок. Выборы в парламент будут проходить раз в 4 года. Каждые 7 лет президента переизбирает парламент Турции.
Республики стран Африки имеют сложные формы правления. Политическая система в большинстве стран современной Африки носит авторитарный характер. Установленные авторитарные режимы преимущественно существуют в форме военных и гражданских диктатур (Ливия, Египет). Стремление к автократии объективно обусловлено экономической отсталостью, низким уровнем жизни, отсутствием элементов гражданского общества, многообразием и разнородностью племенных культур, являющихся причиной межэтнических конфликтов. Способность примирить эти противоречия связывается с авторитарным правлением вождя какого-либо племени, что одновременно порождает недовольство представителей племенной элиты других этносов [9].
Однако в некоторых странах Северной Африки проходят процессы либерализации и демократизации общества (Алжир, Тунис, Египет). В результате создания в последнее десятилетие в большинстве арабских стран современных демократических институтов (двухпалатный парламент, многопартийность, система всеобщих выборов, в достаточной степени свободная пресса) и развития экономических реформ, здесь сформировался слой, восприимчивый к идеям гражданского общества и демократии.
В странах Центральной Азии также распространена республиканская форма правления. С момента провозглашения независимости эти страны заявили о намерении создать демократическую политическую систему на основе западной модели. Несмотря на все обязательства все страны Центральной Азии движутся в направлении прогрессирующей концентрации власти в руках президента [9]. В настоящее время все центральноазиатские страны ограничили политические свободы. В Туркменистане многопартийность хотя и гарантирована конституцией, остается де-факто запрещенной. В Узбекистане также многопартийность не более чем фасад. В Казахстане режим в целом сопоставим с «путинской» моделью. И наконец, главы центральноазиатских стран используют угрозу исламизма в качестве оправдания для проведения авторитарной политики [9].
Таким образом, при наличии всех формальных демократических институтов – всеобщих альтернативных выборов, двухпалатного парламента, многопартийной системы, разделения властей, профсоюзов, различных общественных организаций страны (Тунис) представляют собой типичный пример квазидемократии, за фасадом которой действует авторитарный режим личной власти.
Заключение
Ислам с момента зарождения стал огромной силой давшей начало зарождению крупнейшего средневекового государства, которое распространилось от стран Магриба и Испании до Филиппинских островов.На обширной территории Ближнего Востока арабы из небольшой и не очень развитой группы семитских племен в результате исламизации и последовавших за ней процессов превратились в многочисленную этнокультурную общность с мощной политической структурой и высокоразвитой цивилизацией. Быстрыми темпами складывавшаяся арабо-исламская религиозно-культурная традиция подчиняла себе завоеванные страны и народы, большая часть которых, включая и древние центры мировой цивилизации, была не только исламизирована, но и ассимилирована арабами. Образно говоря, арабо-исламская волна за короткий срок захлестнула огромное количество соседних с Аравией и отдаленных от нее стран и практически растворила в себе многие обитавшие там этносы, подчас имевшие древние собственные традиции.
Однако как и любая крупная империя, Халифат просуществовав около 13 столетий, в результате ряда причин распадается на мелкие государства. Эти страны, лишившиеся своей единой политической системы, составляют современный мусульманский мир, который весьма разнообразен и неоднороден. В XIX в., колониальное унижение и остро ощущавшаяся отсталость исламских стран вызвали к жизни энергичное движение модернизации ислама, если после второй мировой войны крушение колониальной системы повлекло за собой эпоху радикальных социальных, то с 70-х годов усиление экономической (за счет обильного потока нефтедолларов) и политической мощи стран ислама стало вести к росту националистических амбиций правящих слоев многих из этих стран и соответственно к увеличению роли ислама в качестве мощной национальной традиции, на которую удобнее всего опереться в борьбе с иноземными влияниями. С этого момента под знаменем ислама поднимаются силы, борющиеся за национальную независимость, за освобождение той или иной страны от давления иностранных держав. В силу этого зарождаются идеи возрождения исконно исламского государства и второго объединения Халифата. Однако в самом исламском мире не существует единства. В эти странах в настоящее время государственные устройства построены по образу западных держав, хотя и имеют свои отличия и особенности. В силу исторических, традиционных причин и экономической отсталости для стран исламского мира характерно наличие авторитарных режимов.
Все выше сказанное, свидетельствует о том, что в этом регионе образовалась сложная политическая география. Растущий интерес мировой общественности к этому региону обуславливают все большее изучение аспектов политической – географии мусульманских стран.
Литература
1. Арабо-исламская цивилизация (Ближний Восток и Северная Африка) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.geopolitics.ru/
2. Блій Г. де, Муллер Пітер Географія: світи, регіоні, концепти / Пер. з англ.; Передмова та розділ «Украіна» О. Шаблія. – К.: Либідь, 2004. – 740 с.; іл. – ISBN 966–06–0335–5.
3. Внутренние факторы формирования внешней политики стран Арабского Востока[Электронный ресурс] / Д.А. Владимирович Режим доступа: http://www.perspectivy.info
4. Воспоминания об утраченном единстве [Электронный ресурс] / Ярослав Бутаков Режим доступа: www.win.ru/islam/
5. Исламский геополитический проект [Электронный ресурс]/ А. Рудаков Режим доступа: http://www.win.ru/islam/859.phtml
6. Исламская форма правления – монархия или республика? [Электронный ресурс] / Ренат Беккин Режим доступа: http://kontrrev.ho.ua/bibl/islam01.html
7. Контуры возможного сценария будущего для региона Персидского залива [Электронный ресурс] / Дмитрий Сергеев Режим доступа: http://www.win.ru/islam/index.phtml/page4
8. Л.С. Васильев История востока [Текст] / Л.С. Васильев – М.: Наука, – 2000. – 286 с.
9. Между демократией и исламизмом: политическое развитие арабского мира [Электронный ресурс] / Борис Долгов Режим доступа: http://www.perspectivy.info
10.О роли исламского фактора в современном мире [Электронный ресурс] / В. Юрченко Режим доступа: http://prom1.livejournal.com/39113.html
11.Персональная страничка председателя Конституционного Суда Турции [Электронный ресурс] / Персональная страничка председателя Конституционного Суда Турции Режим доступа: http://www.anayasa.gov.tr/general/icerikler.asp
12.Сколько мусульман в мире? [Электронный ресурс] / Имам. Ru Режим доступа: http://www.imam.ru/articles/stati.html
13.Страны и факты: по данным ЦРУ США [Электронный ресурс] / Центральное Разведовательное Управление Режим доступа: http //worldfacts.ru/geos/up.html
14.Т.Ю. Ирмияева История мусульманского мира от Халифата до Блистательной порты [Текст] / Т.Ю. Ирмияева. – П.: Звезда, – 2000. – 125 с.
15.У. Мантгомери Уотт Влияние ислама на средневековую Европу [Текст] / У. Мантгомери Уотт. – М.: Наука, – 1976. – 127 с.
16.Халифат: необходимость политического единства [Электронный ресурс] / Halifat.org Режим доступа: http://www.halifat.org/content/view/86/1/
17.Число мусульман к 2030 году превысит четверть населения мира («Gazeta.kz», Казахстан) [Электронный ресурс] / Инносми Режим доступа http://www.inosmi.ru/world/20110203/166224064.html
18.[Электронный ресурс] / Википедия Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
19.[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.hajinformation.com