Правовое положение потребительского кооператива и в плане организационной структуры, и с точки зрения прав участников во многом сходно с производственным кооперативом.
Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей [1,ст.117].
Учредителями общественных объединений выступают граждане (не менее трех человек), а также другие общественные объединения с правами юридических лиц (наряду с гражданами). Закон об общественных объединениях четко, хотя и не всегда разумно, разграничивает участников и членов общественных объединений. Члены объединений оформляют свое участие в них индивидуальными заявлениями и имеют право избирать и быть избранными в их руководящие органы. Участники объединений формально не закрепляют своего участия в их деятельности и, как можно заключить из Федерального закона, обладают более узкими правами, нежели полные члены [12,ч.5ст.6].
Правовой основой любого общественного объединения является его устав.
Особенностью наименования общественного объединения является необходимость включать в него указание на территориальную сферу деятельности (общероссийское, межрегиональное, региональное, местное).
Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» относит указанные организации к числу собственно религиозных, что противоречит понятию религиозной организации, сформулированному этим же Законом.
Так, с одной стороны, религиозная организация — это объединение не менее чем десяти граждан [15,ст.8]. С другой стороны, централизованные религиозные организации образуются не гражданами, а местными религиозными организациями [15,п.4ст.8]. Кроме того, признаются религиозными организациями, учрежденные одним юридическим лицом, например, духовные академии или семинарии [15,п.6ст.8].
Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели [1,ст.118].
Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.
Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества [46,ст.209].
Фонд может быть ликвидирован:
1. если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
2. если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
3. в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом;
4. в других случаях, предусмотренных законом [57,ст.75].
В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда [30,с.4].
Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера [1,ст.120].
Учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению [44,ст.69].
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями [1,ст.121].
Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.
Общественные и иные некоммерческие организации, в том числе учреждения, могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) этих организаций. Ассоциация (союз) некоммерческих организаций является некоммерческой организацией. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.
Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и в порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации.
На наш взгляд, некоторые организационно-правовые формы некоммерческих организаций таковыми не являются. Именно поэтому, для того чтобы создать адекватную современным реалиям систему юридических лиц, необходимо установить исчерпывающий перечень форм некоммерческих организаций в одном законе - Гражданском кодексе Российской Федерации, так же как и для коммерческих организаций, и не отсылать к другим законам, которые могут иметь только специальный характер, раскрывая категории, определенные в ГК.
Следует также согласиться с разработчиками Концепции развития законодательства о юридических лицах в том, что отдельные виды юридических лиц ошибочно отнесены к некоммерческим организациям [50,c.112]. В частности, потребительские кооперативы в действительности являются коммерческими организациями – производственными кооперативами, а товарные и фондовые биржи, негосударственные пенсионные фонды, деятельность которых направлена на извлечение прибыли - хозяйственными обществами.
Представляется неоправданным и появление в законодательстве России и такой организационно-правовой формы, как государственная корпорация, которой является не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и создания для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.
Вместе с тем, название подобной организации – «государственная корпорация» - абсолютно не отражает ее суть. Дело в том, что государственная корпорация, в общем-то, не является корпорациями (поскольку не имеют членства – единственным учредителем такой организации выступает Российская Федерация) [47,ст.185].
Таким образом, на наш взгляд, должна быть законодательно пересмотрена существующая классификация юридических лиц, установлен исчерпывающий перечень некоммерческих организаций, что существенно уменьшит количество коллизий, а также уменьшит количество несоответствий специализированных законов Гражданскому кодексу страны.
1.3 Правовое регулирование юридических лиц как участников гражданских правоотношений
В настоящее время существует огромный массив нормативно-правовых актов регулирующий все сферы жизнедеятельности юридического лица, который систематически дополняется, изменяется, перерабатывается. Гражданско-правовое регулирование юридических лиц характеризуется множественностью действующих законодательных актов, не во всем соответствующих как друг другу, так и базовому закону – Гражданскому кодексу.
Статья 34 Конституции РФ закрепляет, что каждый имеет право на занятие экономической деятельностью, а статья 30 закрепляет, что каждый имеет право на объединение. Таким образом, Основной закон страны закрепляет возможность объединения граждан для занятия экономической деятельность – т.е. создания юридического лица.
Постановления Конституционного Суда РФ от 4 октября 1996 г закрепляет, что некоторые юридические лица являются субъектами обращения в Конституционный Суд РФ, и так же на них распространяется ряд требований главы 2 Конституции РФ. По смыслу указанной нормы граждане и созданные ими объединения вправе обратиться с конституционной жалобой на нарушение прав, в частности, самого объединения, в тех случаях, когда его деятельность связана с реализацией конституционных прав граждан, являющихся его членами (участниками, учредителями). В данном случае, акционерное общество, товарищества и общество с ограниченной ответственностью, обратившиеся в Конституционный Суд Российской Федерации, по своей сути являются объединениями - юридическими лицами, которые созданы гражданами для совместной реализации таких конституционных прав, как право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч.1 ст. 34 Конституции Российской Федерации) и право иметь в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами (ч.2 ст.35 Конституции Российской Федерации).