Установлено, что до 20 - 25 лет память обычно улучшается, до 40 - 45 лет сохраняется на одном и том же уровне, затем постепенно начинает слабеть.
Люди преклонного возраста легко забывают текущие события. Но это лишь один этап возрастных нарушений памяти. На следующих этапах забываются трудовые навыки, не воспроизводятся приобретенные знания, теряется память чувств и, наконец, память привычек. Но у старых людей дольше сохраняются впечатления детских лет. Учет возрастных особенностей памяти важен для следователя, так как помогает ему ориентироваться в причинах расхождения показаний людей разного возраста.
Следственная практика знает и такие случаи, когда свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый абсолютно уверенно "вспоминают" факт, которого не было в действительности. Это явление называется обманом памяти или "феноменом пережитого". Такое нарушение относится к патологии, но нередко наблюдается и у вполне здоровых людей. Человеку кажется, что все воспринимаемое сейчас он когда-то уже видел, слышал, и это может привести к заблуждению, к путанице в определении времени, места, факторов, явлений. Такие обманы памяти могут быть, например, у утомленного допрашиваемого.
Известно, что болезненное состояние может не только влиять на достоверность получаемых ощущений, но и быть причиной неполноты восприятия. Равным образом на качестве восприятия сказывается и состояние усталости, раздражения, опьянения, взволнованности и т.д. Усталость и болезненное состояние притупляют интерес к окружающему. Безусловно, восприятие во многом зависит от настроения и особенностей характера человека, его привычек, предопределяющих его отношение к окружающей действительности, его наклонности и интересы. В бодром, хорошем настроении человек склонен больше подмечать положительные стороны действительности. В мрачном, угнетенном, подавленном настроении он видит скорее отрицательные ее черты, нередко преувеличивая, переоценивая их. Подобные особенности восприятия и передачи информации могут быть обусловлены также и индивидуальными характерологическими особенностями допрашиваемого.
Бывают случаи провалов памяти (амнезии), когда из сознания выпадают события, заполняющие определенный (больший или меньший) отрезок времени. Провалы памяти могут наступить, в частности, у потерпевшего после полученной травмы или обморочного состояния. Нередко следователи, умело пользующемуся ассоциациями, удается добиться того, что "провал" памяти устраняется.
При корсаковом психозе (психическое заболевание, вызванное чрезмерным и продолжительным употреблением алкоголя, впервые изученное и описанное С.С. Корсаковым) у алкоголиков резко нарушается функция запечатления, но почти не нарушается функция сохранения в памяти материала и воспроизведения его. Подобные явления также свойственны старикам, людям, страдающим склерозом мозговых сосудов.
Важно помнить, что преимущественное развитие одного из типов памяти (зрительного, слухового, эмоционального, двигательного и т.д.) связано с особенностями личности, условиями жизни, деятельности людей. Так, у философов, юристов высоко развита словесно-логическая память; у спортсменов, артистов балета, оперетты - двигательная память; у артистов драмы, кино - слуховая, эмоциональная; у художников, архитекторов - зрительная; у музыкантов - слуховая; у химиков - обонятельная; у дегустаторов - вкусовая; у слепых - обонятельная, осязательная и т.д.
Чтобы добиться максимальной полноты воспроизведения, следователю также важно сделать правильный выбор времени допрашиваемого. Установлено, что возможность утраты и искажения воспринятого материала с течением времени увеличивается. Опыты показывают, например, что в отсроченных воспроизведениях даже реконструкция материала выражается резче. Это связано с динамичностью процессов сохранения и воспроизведения, в которых продолжается внутренняя, скрытая работа мысли.
Отсюда следует, что чем ближе по времени допрос свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого к тому факту, который он освещает, тем большая вероятность полноты и достоверности в показаниях.
Но из этого общего правила бывают исключения. Показания, данные непосредственно после события преступления, иногда оказываются неполными, недостаточно ясными, непоследовательными. Такое явление объясняется реминисценцией. Сущность реминисценций заключается в том, что происходящий сразу же после восприятия процесс торможения делает первоначальное воспроизведение недостаточно продуктивным. В течение последующих 2-3 дней в процессе сохранения информации происходит сопоставление и усиление в памяти частей и элементов воспринятого, их смысловых связей. В этой связи, как полагает ряд криминологов, отсроченный на 2 - 3 дня допрос оказывается более эффективным, чем проведенный непосредственно после происшествия.
Немаловажное значение имеет психология взаимодействия следователя с допрашиваемым на различных стадиях допроса.
В начальной стадии допроса следователь стремится вызвать активность допрашиваемого, диагностирует его психическое состояние, получает данные об эмоционально-волевых установках, отношении к правосудию и данному следственному действию, к личности самого следователя. На основе полученных данных определяется перспектива развития тактики допроса, прогнозируется возможное развитие межличностного взаимодействия, изыскивается возможность установления коммуникативного контакта.
Установление коммуникативного контакта - исходное условие проведения допроса. В отличие от термина "психологический контакт", предполагающего общую эмоциональную настроенность на основе единых целей и интересов, термин "коммуникативный контакт" (от лат.communicatio - сообщать, передавать) означает взаимодействие с целью обмена информацией. Коммуникативный контакт основан на осознании необходимости информационного общения и направлен на создание условий для получения определенной информации. Однако наряду с обменом представлениями, идеями он предполагает и обмен настроениями, чувствами.
Коммуникативный контакт - это деловое межличностное взаимодействие. Препятствиями на пути установления такого контакта (коммуникативными барьерами) могут быть межличностные антипатии, конфликты, различия в социальном статусе общающихся лиц, нравственные различия, психологическая несовместимость, бравада и наглость допрашиваемого, стремление запутать дело, уйти от ответственности, установка на противодействие, боязнь мести со стороны заинтересованных лиц и т.д. Предвидение и устранение этих препятствий, убеждение допрашиваемого в необоснованности его опасений, в целесообразности правдивого поведения, содействия правосудию - задача следователя.
Установление коммуникативного контакта при допросе зависит от типа исходной ситуации - конфликтной или бесконфликтной. Эта классификация основывается на характеристике одного из элементов психологических компонентов ситуации: соперничества и противодействия сторон, цели и интересы которых при расследовании преступления не совпадают. Бесконфликтная ситуация характеризуется полным или частичным совпадением интересов участников взаимодействия, отсутствием противоречий в целях, к достижению которых направлены их усилия на данном этапе расследования. Ситуации конфликтов различной длительности и остроты возникают тогда, когда между участниками процесса складываются отношения соперничества и противодействия.
Конфликтный характер большинства следственных ситуаций, обусловленный противодействием расследованию со стороны не только обвиняемого, но и иных лиц, может вызывать у следователя состояние тревожности, беспокойства. Тревожность определяется как психическое состояние, которое вызывается возможными или вероятными неприятностями, неожиданностью, изменениями в привычной обстановке и деятельности, задержкой приятного, желательного и выражающееся в специфических переживаниях (опасения, волнения, нарушения покоя и др.) и реакциях.
Кроме того, на отдельных этапах расследования создается высокая напряженность в работе, что обусловливает острое реагирование на неожиданно возникающие помехи, вызванные внезапными действиями или поведением противостоящих следователю лиц. В этой связи, профессиональные требования, предъявляемые к лицам, работающим в следственных органах, предполагают наличие у них таких качеств, как спокойствие, выдержка, умение принимать правильные решения в экстремальных условиях. Однако следователю присущи и обычные характерологические черты, и внезапность тех или иных поведенческих актов обвиняемого или иных лиц могут и у него вызвать замешательство, растерянность, поспешность в принятии решения, неправильную оценку ситуации и, как следствие, ошибочные действия. Как отмечает А.В. Дулов, "ожидаемое противодействие должно побуждать следователя к предварительной выработке в себе осторожности, предельной внимательности к действиям, поведению определенного участника. Никакие действия последнего не должны застать врасплох следователя, хорошо подготовившегося к любой возможной конфликтной ситуации". Однако, даже высокий профессионализм следователя, способность оперативно реагировать на неожиданные изменения ситуации не могут полностью исключить его негативных реакций на внезапные действия противостоящей стороны: как бы ни был осторожен и предусмотрителен следователь, он не в состоянии предвидеть все, его профессиональный и жизненный опыт ограничивается, как правило, лишь типичными изменениями ситуаций и типичными программами действий при таких изменениях.
Поэтому следует учитывать, что информация в ходе коммуникативного контакта черпается не только из вербальных средств общения, но и из широкой сферы невербальной коммуникации (мимика, пантомимика, интонация голоса, жесты, контакт глаз общающихся, взаимное расположение собеседников в пространстве, временные отношения, прикосновения друг к другу и т.д.).