Смекни!
smekni.com

Современные пути развития отношений по несостоятельности (банкротству) в странах континентальной Европы (стр. 13 из 16)

Даже с учетом всех изменений устав 1825 г. вскоре устарел и в 1849 г. был заменен новым уставом. По этому акту органами конкурсного процесса были определены - банкротский суд в Лондоне и окружные суды в графствах. Жалобы на их решения могли быть поданы вице-канцлеру, который вместе с подчиненными ему чиновниками составлял апелляционный суд по банкротским делам, подчиненный апелляционному надзору со стороны канцелярии лорда-канцлера. В случае если лорд-канцлер находил в деле (выражаясь современным юридическим языком) какие- либо особые сложности, или дело имело особую общественную значимость, то в этом случае он мог направить апелляцию (жалобу) для рассмотрения по существу в палату лордов.

Все конкурсное производство было обложено значительными пошлинами, которые, поступая в банк на особый счет, направлялись в первую очередь на содержание судебного персонала. Осуществление надзорных функций за производством было поручено особому чиновнику, который должен был составить в дополнение к уставу общую регламентирующую инструкцию, а также следить за правильным поступлением пошлинных сборов и отправлять их в банк на хранение.

Для управления конкурсными массами при судах состояли официальные попечители. Существовали также и попечители, которые избирались непосредственно из числа кредиторов, только они могли принимать в свое распоряжение имущество несостоятельного, а денежные средства, облигации, векселя и т.п., обязаны были отсылать на хранение в банк. Существовало правило, что пока частные попечители еще не выбраны кредиторами, официальный попечитель один управляет конкурсной массой и с разрешения суда может продавать имущество и товары, которые относились к категории скоропортящихся. За исполнение возложенных на них обязанностей они получали вознаграждение из конкурсной массы в размере определяемом судом. Каждый официальный попечитель был обязан представлять парламенту ежегодную ведомость о вверенных ему массах.

Несостоятельными могли быть объявлены только лица, занимающиеся торговлей или промыслами. В устав был внесен подробный список этих занятий, определяющих банкротную подсудность.

В Устав 1849 г. уже были внесены все вышеуказанные правила, однако, совершенная уступка непосредственно имуществом, направленная на удовлетворение законных требований кредиторов могла быть признана актом банкротства лишь в том случае, если в течение трех месяцев после её совершения была подана кем-либо из кредиторов просьба об объявлении должника несостоятельным.

Каждый кредитор имел право заявить суду о своем требовании в отношении должника с клятвенным собственноручным удостоверением того, что даже по письменному напоминанию должник не оплатил долг, каждый кредитор мог просить, чтобы суд выдал ему условный приказ о платеже для вручения должнику. В течение 7 дней после вручения такого рода приказа должник обязан был явиться в суд для опровержения или представления доказательств неосновательности иска, либо должен был произвести платеж, либо обеспечить материальное удовлетворение ходатайства кредитора. В случае невыполнения указанных условий кредитор имел право ходатайствовать перед судом об объявления его несостоятельным.

Предварительное производство открывалось подачей прошения об объявлении несостоятельности в тот суд, в округе которого должник имел жительство или вел торговлю в последние шесть месяцев. Просьба (а если использовать юридическую терминологию современного процесса -ходатайство) могла быть подана не только кредитором, но и самим должником.

Следует отметить, что попечителю передавалось все имущество, состоящее во владении несостоятельного, даже чужое, если оно находилось с согласия и позволения собственника в его владении и распоряжении. По канонам торгового мира он считался собственником всего вышеперечисленного имущества, в том числе и паев в компаниях, облигаций, рент, капиталов, находящихся на хранении у банкиров, и вообще у любых третьих лиц.

Отчуждения и уступки требования, совершенные должником в период, когда долги его были неоплатны, могли быть признаны ничтожными по решению суда, равно как и платежи, передачи, взыскания.

Следующим законодательным актом, регулирующим процедуру банкротства, стал конкурсный устав 1869 года. Данный закон ввел правило - процедура конкурсного производства осуществлялась без всякого контроля со стороны попечителей. Новый закон справедливо получил название «voluntarism», т.к. теперь при проведении процедуры, практически все зависело лишь от порядочности и уровня компетентности попечителя, или как мы бы сейчас сказали арбитражного управляющего.

В 1914 году английским парламентом был принят закон о банкротстве - Bankruptcy Act, в 1976г. - Закон о несостоятельности Insolvency Act. Двойственность применения английского законодательства того периода зависела от формы образования юридического лица. Следует отметить, что и в XX веке ограничивалась правоспособность должников «не освобожденных от конкурса».

Общие положения о несостоятельности регулируются в настоящее время в Англии законом о неплатежеспособности 1986 года (в дальнейшем - закон 1986 года). Эти правовые акты регулируют признание несостоятельными почти всех субъектов хозяйственной деятельности, за некоторым исключением.

Так, в Англии, по закону 1986 года могут быть признаны несостоятельными физические лица и компании, за исключением страховых компаний, которые создаются, осуществляют финансово-хозяйственную деятельность и ликвидируются в соответствии с законом о страховых компаниях 1982 года, а также банков и иных банковских институтов, правовое положение которых регламентируется законом о банках 1979 года. Исключение составляют страховые и банковские корпорации, а также строительные и кредитные учреждения и союзы, подчиняющиеся специальному законодательству.

Дела о признании несостоятельными рассматривают специальные суды. Если состояние финансов компании неизбежно приводит к неплатежеспособности, то директор обязан подать заявление о банкротстве компании, принять все меры к уменьшению кредиторской задолженности, иначе он может быть дисквалифицирован по Закону о Дисквалификации директоров компаний от 1986 г.

Ходатайство от кредиторов принимается судом в следующих случаях:

- когда имеется непогашенная (в течение 3 недель) кредиторская задолженность не менее 750 фунтов стерлингов;

- предыдущее решение суда по делу, не связанному с банкротством, не исполнено, либо исполнение такого решения приводит к неплатежеспособности компании.

Следует отметить, что суд может сам возбудить дело о признании несостоятельным, если нарушены общественные интересы или того требуют интересы кредиторов, или компания, по мнению суда, неизбежно станет неплатежеспособной. Также, одним из участников процесса в деле является прокурор.

В случае установления факта неплатежеспособности должника -юридического лица могут применяться реорганизационные процедуры, такие как добровольное урегулирование долгов (вид мировой сделки),администрирование доходов компании, управление доходами компании. Другим вариантом является ликвидация должника. К физическим лицам применяется процедура добровольного урегулирования долгов или конкурсное производство.

При процедуре добровольного урегулирования долгов куратор созывает собрание кредиторов и учредителей компании и предлагает собранию план урегулирования долгов на утверждение. При утверждении плана куратор приобретает статус "супервайзера" (superviser),осуществляющего надзор за соблюдением утвержденного плана. Следует отметить, что в Англии собрание кредиторов созывается не после вынесения судом решения о признании должника несостоятельным, как в ФРГ и Франции, а после принятия ходатайства о возбуждении дела о несостоятельности к производству.

Процедура администрирования доходов компании схожа с внешним управлением в российском законодательстве. Назначаемый собранием кредиторов администратор осуществляет контроль за деятельностью компании и ее доходами.

К должникам могут применяться следующие меры: реорганизация (перестройка финансово-хозяйственной деятельности, погашение долгов, выплата дивидендов) осуществляется самим должником, но в случае выявления с его стороны обмана или некомпетентности собрание кредиторов может назначить для проведения реорганизации временного управляющего; ликвидация в процессе конкурсного производства проводится временным управляющим, выбираемым собранием кредиторов и подотчетным ему; меры, предусмотренные специальными нормативными актами - по отношению к должникам. С завершением конкурсного производства должник освобождается от своих долгов, за некоторым исключением (взыскания по алиментам, требования о возмещении вреда и т.п.) Освобождение от долгов в процессе конкурсного производства имеет значение лишь для физических лиц. Юридические же лица прекращают свое существование с завершением конкурсного производства.

Таким образом, можно сделать обобщающий вывод о том, что правовой инструментарий различных национальных систем регулирования процедур несостоятельности достаточно широк, однако каждой из них свойственны различные концептуальные подходы, различия в которых заключаются в следующем:

Французская концепция законодательства о несостоятельности базируется на принципах сохранение рабочих мест и самого предприятия и только лишь после решения данной задачи следует удовлетворение требований кредиторов. Показателен также тот факт, что основной закон, регулирующий банкротство во Франции называется законом о финансовом оздоровлении предприятий. Французское законодательство является чрезвычайно жестким по отношению к кредиторам. Так, в частности, по обеспеченным обязательствам не начисляются никакие проценты после возбуждения процедуры. Следует отметить, что французская система законодательства вызывает значительные нарекания со стороны юристов и практических работников судов многих стран. Так представитель британской стороны Марк Хоуман на российско-британском семинаре судей, рассматривающих дела о несостоятельности (банкротстве) состоявшемся в декабре 2000 г. в Академии государственной службы при президенте РФ (г. Москва), охарактеризовал существующую ситуацию следующим образом : «...во Франции, где Закон ставит сохранение рабочих мест ...выше удовлетворения требований кредиторов, система вызывает множество нареканий в удовлетворении требований кредиторов процент спасения бизнеса остаётся низким и большинство дел заканчивается ликвидацией».