Смекни!
smekni.com

Права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства (стр. 4 из 15)

В-третьих, Конституция Российской Федерации по сравнению с иными источниками обладает высшей юридической силой, прямым действием и используется во всех субъектах нашей страны России. Законодательные и другие правовые акты, которые применяются в Российской Федерации, не должны каким-либо образом противоречить Конституции России.

В-четвертых, В Конституции четко обозначаютсябольшое количество других видов источников отрасли права, а также устанавливается их степень воздействия на человека и на его жизнь, как гражданина. В Конституции устанавливается наименование правового акта, его юридическая сила, порядок принятия, порядок отмены и опубликования.

В-пятых, Конституцияимеет статус основного источника отрасли также по той причине, что тем, нормы, которые установлены в ней выступают в качестве формы воплощения государственной воли народа. В Конституции в юридически значимых формах устанавливается цель, которую общество перед собой ставит, а также основные принципы организации общества и его жизнедеятельности.

Посравнению с другими источниками Конституция является актом общественного значения. Её нормы влияют на каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.

Конституция РФ как основной источник отрасли служит формой установления норм, составляющих ядро права, основу всего конституционно-правового регулирования общественных отношений, входящих в предмет данной отрасли права[34].

2. Законы Российской Федерации. Конституция 1993 года устанавливает существование двух видов законов: федеральные конституционные законы и федеральные законы. Они различаются по юридической силе, предметам ведения, порядку принятия и особенностям применения в их отношении отлагательного вето Президента.

Федеральное конституционное законодательство также принимается по вопросам, которые предусматриваются самой Конституцией, в особом более усложненном порядке, который устанавливается статьей 108 Конституции. В Конституции также прописано верховенство данных законов над какими-либодругими актами государственных органов, а также над законами субъектов федерации. Регулированию конституционным федеральным законом подлежат вопросы порядка введения и режима чрезвычайного положения (статья 56); принятия в федерацию и образования в ее составе нового субъекта, изменение статуса субъектов (статья 65, 66); утверждение описания и порядка использования государственных символов России (статья 70); назначение и проведение референдумов (статья 84); определение режима военного положения (статья 87); введение чрезвычайного положения на территории страны или в отдельных ее местностях ( статья 88) и так далее.

В качестве примера приведем Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. N 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации от 16 октября 1995 г., N 42, статья 3921).

Право на свободное передвижение и на выбор месторасположения и местожительства (статья 27 Конституции РФ). Свобода является гарантом возможности передвижения лица как по внутренней части страны, так и его правом покинуть свою страну и прибывать на новое место жительство. Приехав таким образом в новы город внутри нашей страны гражданин в течении 7 дней должен милиции зарегистрироваться, предъявив паспорт и документ, являющийся основанием для вселения (ордер, договор). Выезд за рубеж осуществляется по заграничным паспортам. Ограничение его на выдачу установлены законом и в частности, отказ может быть получен по причине владения человеком сведениями, составляющими государственную тайну.

Свобода совести, вероисповедания (статья 28 Конституции РФ) означает, что каждый может свободно действовать в соответствии со своими убеждениями. Он вправе выступать в существующие религиозные и иные убеждения, действовать в соответствии с ними, наличие религиозных убеждений запрещено фиксировать в официальных анкетах. Государство не вмешивается в вопросы определения человеком своего отношения к религии.

Свобода мысли и слова (ст. 29 Конституции РФ). Данная статья провозглашает и гарантирует духовную, творческую свободу – свободу идей, мнений, убеждений. Мысли человека, его убеждения, мнения относятся к сфере его внутренней жизни, в которую без его согласия никто не может вторгаться. Конституция, признавая эту свободу, устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений и отказу от них. Инакомыслие, т.е. мысли и мнения, идущие в разрез с господствующей идеологией, не наказывается. Цензура запрещена.

Право на информацию (ст. 29 Конституции РФ) предполагает обязанность органов власти и местного самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами, материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободу, если иное не предусмотрено законом (государственная тайна).

Вывод: осуществляя исследованиетеоретических аспектов правового регулирования личных прав и свобод граждан Российской Федерации, можно сказать, что в силу условий исторически сложившихся в государстве, правовое поле данного вопроса остаётся сравнительно неизученным. В нашем государстве имеется немало предпосылок для более тщательного и обдуманного анализа правоприменительной практики соблюдения прав и свобод граждан и рассмотрения соответствия теоретическим аспектам практических условий, наличествующих в стране на современном этапе. К сожалению, соблюдение прав и свобод гражданина и человека в РФ оставляет желать лучшего.


Глава 2. Проблемы, связанные с правовым регулированием реализации в РФ личных прав

2.1 Ограничение права граждан на свободу передвижения, выбор места жительства

В нашей стране признается и гарантируется право и свободы человека и гражданина в согласии общепризнанными принципами и нормами международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 17, часть 1, Конституции Российской Федерации). В согласии со статьей 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации все, кто на законных основаниях находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Свобода передвижения и выбора места жительства предусмотрена также Международным пактом о гражданских и политических правах (статья 12), другими международными и международно-правовыми актами, в том числе протоколом № 4 к Европейской конвенции прав человека (статья 2).

Возможности выбора местапроживания, свобода в сфере передвижения и жительства является существенным элементом свободы личности, условием профессионального и духовного развития человека. Российская Федерация, как социальное государство, должна проводить политику, обеспечивающую такое развитие.

Нормативное содержание названного права включает: 1) свободу передвижения каждого по территории Российской Федерации; 2) свободу выбора места пребывания; 3) свободу выбора места жительства. Оспариваемые нормативные акты непосредственно затрагивают право на выбор места жительства. Это право предполагает свободу выбора гражданином жилого помещения, в котором он постоянно или преимущественно проживает либо, являясь его собственником, либо по договору найма, аренды, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Понятие места жительства раскрывается в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина.

У каждого человека есть данное ему с рождения право свободного выбора места жительства. Это право неприкосновенно, также как и другие права и свободы. Это право является неотчуждаемым и не может быть отнято у человека (статья 17, часть 2 Конституции Российской Федерации; статья 150 Гражданского кодекса Российской Федерации). Вместе с тем это право не имеет абсолютный характер и рассматривается правовым регулированием с учетом того, что его осуществление данного права может привести к определенного рода нарушению прав и свобод других лиц, что недопускается в силу статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Исходя их этого, процессы в сфере реализацииданного права могут сопровождаться введением обоснованного ограничения в соответствии с весомыми основаниями и установленным порядком, который установлен статьями 55 (часть 3) и 56 Конституции Российской Федерации. Правовые режимы ограничений прав на выбор места жительства могут быть введены только органами федерального законодательства в той мере, в какой это важнодля обеспечения защиты основ конституционныхустоев страны, нравственности, здоровья, прав и определенных законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3 Конституции Российской Федерации). Те же самые правила применяются касательно части третьей статьи 12 Международного пакта о гражданском и политическом праве права на свободное передвижение и свободу выбора места жительства не должны являтьсяпредметомкаких-либо посягательств или ограничений, кроме тех, которые предусматриваются органами законодательства и предназначаются для охраны государственногоустоя, для поддержания общественного порядка, здоровья или уровня и нравственного нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в Пакте иными правами.

Следовательно, общим требованием Конституции Российской Федерации и международно-правовых норм является положение о том, что ограничения права на свободный выбор места жительства могут быть установлены только законом.

Конституция Российской Федерации выделяет это особенное требование с указанием на то, что так или иначе все права и конституционные свободы каждого человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. Соответственно положение части второй статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которому такие ограничения допускаются только на основании закона, не подлежит расширительному толкованию: в данном случае понятием "закон" охватываются исключительно федеральные законы, но не законы субъектов Российской Федерации, поскольку иначе названной норме придавался бы неконституционный смысл[35].