Если строго руководствоваться частью второй статьи 63 Трудового кодекса РФ, то нет. Однако, исходя из пункта 7 статьи 19 Закона РФ «Об образовании», у работодателя есть такая возможность. В соответствии с указанным пунктом ребенок может быть отчислен из образовательного учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения. Решение об исключении принимается органом управления образовательного учреждения, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание его в учреждении образования оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения.
Об исключении обучающегося орган управления образования информирует родителей (законных представителей) и орган местного самоуправления. Поскольку комиссия по делам несовершеннолетних принимает самое непосредственное участие в процедуре исключения, она вместе с родителями (законными представителями) решает вопросы трудоустройства исключенного подростка.
Таким образом, «вопрос о приеме на работу исключенного из образовательного учреждения подростка может решаться через направление его на работу в счет установленной квоты»[2]. В этом случае основанием для заключения трудового договора с подростком будет являться направление из органов занятости населения, принятое на основании обращения родителей или соответствующего органа. Иное решение вопроса о заключении трудового договора с исключенным из школы подростком может быть признано неправомерным, поскольку формально не вписывается в часть вторую статьи 63 Трудового кодекса РФ.
Между указанными нормами (частью второй статьи 63 ТК РФ и пунктом 7 статьи 19 Закона РФ «Об образовании») длительное время существовало еще одно различие: минимальный возраст, при котором ребенок, не получивший основного общего образования, может быть принят на работу, в Кодексе определен 15-ю годами, а возраст, в котором подросток может быть исключен из образовательного учреждения, был обозначен в Законе РФ в редакции до 01.04.2006 14-ю годами. Ввиду этой коллизии дети, отчисленные по достижении 14 лет, не могли решить вопрос своего трудоустройства, поскольку Трудовой кодекс РФ фактически исключает возможность приема на работу до достижения 15 лет.
Для устранения несоответствия между нормами трудового законодательства и законодательства об образовании был подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 19 Закона Российской Федерации «Об образовании» (№ 124018-4). Как следовало из пояснительной записки к нему, его подготовка обусловлена необходимостью усиления защиты права несовершеннолетних на получение обязательного основного общего образования, совершенствования профилактической работы по предупреждению правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних. В ней отмечалось, что по данным статистики к 2003 году было выявлено 16,2 тыс. детей и подростков, не обучавшихся в нарушение закона, при этом 2,2 тыс. из них вообще никогда не учились, 4 тыс. не посещали образовательные учреждения по причине тяжелого материального положения родителей; в 2003 году за совершение преступлений было осуждено 96809 несовершеннолетних в возрасте 14 - 17 лет (из них 35770, или 36,9%, на момент совершения преступления были трудоспособны, но нигде не работали и не учились); за 10 месяцев 2004 года несовершеннолетними или при их соучастии было совершено свыше 126 тыс. преступлений (почти 10% всех преступлений, совершенных в стране)[3].
Сложившееся положение, по мнению депутатов Государственной Думы РФ, подготовивших законопроект, во многом связано с отсутствием контроля со стороны образовательных учреждений и родителей (законных представителей) обучающихся за посещением ими образовательных учреждений и освоением образовательных программ, а также с многочисленными случаями исключения обучающихся из образовательных учреждений по различным основаниям.
Указанный Проект был принят Государственной Думой РФ 17.02.2006 и подписан Президентом РФ 16.03.2006. С 01.04.2006 - даты вступления в силу Федерального закона от 16.03.2006 № 42-ФЗ «О внесении изменений в статью 19 Закона Российской Федерации «Об образовании» - прежде всего был изменен пункт 6 статьи 19 Закона РФ «Об образовании», определяющий порядок оставления обучающимся образовательного учреждения: в частности, теперь к решению вопроса о даче согласия на прекращение обучения подключаются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Указанный пункт также дополнен нормой, обязывающей комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, родителей (законных представителей) и местный орган управления образованием в месячный срок принимать меры, обеспечивающие трудоустройство оставившего образовательное учреждения несовершеннолетнего и (или) продолжение им освоения образовательной программы в иной форме обучения.
Для обеспечения контроля за исключением обучающихся из образовательных учреждений за совершение противоправных действий, дезорганизующих работу образовательного учреждения, за умышленные грубые нарушения устава образовательного учреждения соответствующими положениями дополнен и пункт 7 статьи 19: в частности, в него включена норма, устанавливающая обязанность органа управления образовательного учреждения учитывать мнение родителей (законных представителей) обучающегося и получить согласие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на его исключение из образовательного учреждения.
В целях обеспечения возможности трудоустройства исключенных по указанным основаниям из образовательных учреждений также увеличен возраст обучающегося, с достижением которого такое исключение возможно, до 15 лет. Таким образом, нормы части второй статьи 63 Трудового кодекса РФ и пункта 7 статьи 19 Закона РФ «Об образовании» стали более согласованными между собой.
Вместе с тем, как представляется, соответствующие дополнения должны быть внесены и в часть вторую статьи 63 Трудового кодекса РФ - в ней помимо такого обстоятельства прекращения обучения, как оставление образовательного учреждения, отдельно должно быть названо и исключение из образовательного учреждения в соответствии с федеральным законом.
Федеральный закон «О внесении изменений в статью 19 Закона Российской Федерации «Об образовании» также предусматривает возложение обязанностей по принятию мер по трудоустройству исключенного или обеспечению продолжения им обучения в другом образовательном учреждении на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) и органами местного самоуправления. До 1 апреля 2006 года эти обязанности возлагались на органы местного самоуправления, а в действительности ими занимались специальные структурные подразделения, ведающие вопросами опеки и попечительства. Справедливости ради нужно сказать, что именно благодаря своему авторитету и под свою ответственность им удавалось трудоустраивать исключенных подростков, не достигших 15 лет.
Роль органа опеки и попечительства является особо значимой в тех случаях, когда 14-летний учащийся изъявляет желание трудиться в свободное от учебы время. Как следует из части третьей статьи 63 Трудового кодекса РФ, «с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения».
Прежде всего, отметим некоторые юридико-технические неточности приведенной нормы. Согласно статьям 28 (пункт 1) и 32 (пункт 1) Гражданского кодекса РФ опека устанавливается над малолетними, не достигшими возраста 14 лет; представители малолетних подопечных именуются опекунами. В свою очередь, попечительство в соответствии со статьей 33 (пункт 1) того же Кодекса устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет; представители таких подопечных именуются попечителями. Исходя из того что часть третья статьи 63 Трудового кодекса РФ ориентирована на несовершеннолетних лиц, достигших 14 лет, в качестве их представителей должны были быть указаны только попечители.
Представляется, нуждается в уточнении характеристика волевого решения органа опеки и попечительства: если условием для совершения несовершеннолетним отдельных действий от родителей или попечителей является их согласие, то орган опеки и попечительства выражает свое решение в санкционировании, то есть разрешении указанных действий. Поэтому более правильно было бы указать в части третьей статьи 63 Трудового кодекса РФ, что привлечение 14-летних учащихся к труду возможно по разрешению органа опеки и попечительства.
Как следует из рассматриваемой нормы, для того чтобы 14-летний подросток с учетом указанных условий мог быть принят на работу, требуется согласие одного из родителей (попечителей). Согласие второго в данном случае не требуется, и отсутствие заявления от него не препятствует несовершеннолетнему лицу заключить трудовой договор (хотя в действительности несогласие второго родителя на практике создает труднопреодолимые препятствия для трудоустройства ребенка).
Свое согласие на заключение трудового договора между организацией и ребенком, достигшим 14 лет и обучающимся в образовательном учреждении, на выполнение в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения, родитель может выразить в письменном заявлении, составленном на имя руководителя организации.