Представляется, часть четвертая статьи 63 Трудового кодекса РФ только частично решает эту задачу. Согласно ее положениям в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию.
В данной норме законодатель ограничился общим описанием условий, при которых использование труда малолетних детей будет считаться законным:
1) труд детей будет использоваться строго в:
а) организациях кинематографии;
б) театрах;
в) театральных организациях;
г) концертных организациях;
д) цирках.
Это означает, что никакие другие организации, не относящиеся к указанным в перечне, например модельные и рекламные агентства, не вправе привлекать малолетних детей к демонстрации одежды, рекламным акциям и т.д. По этой причине последние нередко прибегают к услугам организаций, указанных в подпунктах «а» - «г», и используют «заемный» труд детей на основании заключенных гражданско-правовых договоров или же самостоятельно заключают с малолетними (вернее, с их родителями) разовые гражданско-правовые договоры;
2) трудовая функция заключается исключительно в создании и (или) исполнении произведений. Никакое иное использование навыков и способностей малолетних детей в указанных выше организациях (например, в качестве младшего обслуживающего или технического персонала) не допускается;
3) на использование труда ребенка согласие дал один из родителей (законных представителей);
4) использование труда ребенка санкционировано органом опеки и попечительства.
К сожалению, законодатель не предусмотрел конкретные критерии для выяснения того, является ли актерский труд безопасным для здоровья ребенка и его нравственного развития.
«Родители (законные представители) в силу различных субъективных факторов могут недооценить опасности, которые грозят юному актеру на съемочной, театральной или концертной площадках, и, поддавшись уговорам ребенка, или по финансовым соображениям согласиться на использование его труда в условиях повышенного риска получения физических травм (в результате выполнения различных трюков, акробатических и гимнастических номеров, длительного воздействия специального освещения, использования театрального и концертного грима, пр.) и эмоциональных потрясений (в результате повышенных психологических нагрузок при создании и адаптации к роли, осознания содержания воплощаемых образов и т.д.)»[6]. Для разумного ограничения стремления родителей (законных представителей) ребенка сделать из него звезду театра или кино, невзирая на последствия для здоровья и нравственного развития, законодатель включил в процедуру принятия решения об использовании труда малолетних детей орган опеки и попечительства. «Роль этого органа заключается в оценке условий использования труда ребенка и даче заключения о возможности привлечения малолетнего к созданию и (или) исполнению произведений кинематографического, театрального, концертного и циркового искусства»[7].
Форма такого заключения в части четвертой статьи 63 Трудового кодекса РФ определена не совсем корректно - орган опеки и попечительства дает разрешение, а не согласие. С учетом этого законодатель при внесении изменений в Кодекс намерен исправить данную юридико-техническую неточность так же, как и в части третьей этой статьи (см. выше), и уточнить, что для использования труда малолетнего ребенка необходимо разрешение органа опеки и попечительства. Коль скоро речь зашла о недостатках рассматриваемой нормы, укажем также на необходимость более точного указания способа восполнения дееспособности несовершеннолетних - поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 32 Гражданского кодекса РФ над малолетними (в возрасте до 14 лет) детьми, оставшимися без попечения родителей, устанавливается опека, то в качестве представителей таких детей в части четвертой статьи 63 Трудового кодекса РФ должны быть названы опекуны.
«Рассматривая условия использования труда малолетних детей, закрепленные в части четвертой статьи 63 Трудового кодекса РФ, нельзя не отметить слабое содержательное наполнение этой нормы. Основной упор в ней сделан на описание процедуры принятия родителями (опекунами) и органом опеки и попечительства решения о возможности привлечения малолетних детей к участию в создании и (или) исполнении произведений кинематографического, театрального, концертного и циркового искусства»[8]. Однако, для того чтобы в результате ее соблюдения было принято верное решение, необходимы критерии, которыми и представители, и органы опеки и попечительства должны руководствоваться при оценке степени влияния такой ранней трудовой деятельности на здоровье и развитие ребенка.
В части четвертой статьи 63 Трудового кодекса РФ условие для «допуска» работника к созданию и (или) исполнению произведений кинематографического, театрального, концертного и циркового искусства сформулировано крайне общо: участие в создании и (или) исполнении произведений возможно только при условии, что это не причинит ущерба здоровью и нравственному развитию ребенка. «Чтобы оценить риск причинения вреда физическому здоровью ребенка, орган опеки и попечительства вправе запросить от работодателя все необходимые технические документы, по которым можно установить условия труда малолетнего актера или артиста, например, где будут проводиться съемки фильма - в павильоне или на натуре, в Российской Федерации или за ее пределами, имеются ли соответствующие разрешения органов обеспечения пожарной и иной безопасности, предусмотрены ли съемки ночью и т.д.»[9] Получить необходимую информацию также можно из сценария фильма, например, о том, не предусмотрены ли в отдельных эпизодах контакты детей с дикими животными, выполнение трюков без каскадеров и пр. Эти данные необходимо сопоставить с результатами медицинского освидетельствования ребенка. При малейшем сомнении в том, что мер, предпринятых будущим работодателем, достаточно для обеспечения безопасности здоровья ребенка, орган опеки и попечительства вправе выдвинуть условие об обязательности дополнительного страхования здоровья ребенка будущим работодателем.
Несколько сложнее установить, какое воздействие оказывает участие в создании и (или) исполнении произведений театрального, концертного и циркового, и в особенности кинематографического, искусства на психику ребенка.
Международная организация труда уже не первый год выражает обеспокоенность по поводу использования детского труда при создании произведений кинематографии и театральных постановок. Для исключения неблагоприятного воздействия на юных актеров сцен насилия, в которых им приходится принимать участие, МОТ призывает все страны принять соответствующие меры, которые смогут оградить ребенка от опасностей данной профессии. Российские законодатели до настоящего времени не выработали адекватных механизмов защиты психологического здоровья несовершеннолетних актеров и артистов - участие в постановке спектаклей или съемке фильмов не включено ни в перечень работ, которые могут причинить вред нравственному развитию работников до 18 лет, ни в Перечень тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 163. По этой причине сотрудники органов опеки и попечительства выводы о «вредности» участия малолетнего ребенка в создании и (или) исполнении произведений кинематографии для его нравственного развития основывают на своих представлениях о нравственности.
Здесь представляется уместным сослаться на обоснование необходимости запрета показа по телевидению сцен убийства и насилия, данное депутатами Государственной Думы РФ в пояснительной записке к проекту Федерального закона «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» (№ 45893-4, принят в первом чтении 10.11.2004): «До четырнадцати лет мыслительные способности детей еще недостаточно развиты, для того чтобы до конца понимать, что та или иная ситуация гипотетична. Даже если специально обратить внимание ребенка на то, что телевизионные герои всего лишь разыгрывают насилие, он будет помнить об этом недолго. Если напомнить ребенку о ситуации уже через пять - десять минут, его эмоциональная реакция на фильм будет такой же, как реакция на документальные кадры. Пока мыслительные способности не достигли определенного уровня, для ребенка реально все, что ему кажется реальным. Сцены насилия и подлости на телеэкране в некоторой степени притупляют способность детей развивать в себе здоровую невинность, умиротворенность и чувствительность. Очевидно, что картины реального насилия на экране пробуждают агрессивные тенденции в детях»[10]. Что же тогда говорить о детях, которые воплощают образы отрицательных героев или подвергаются их влиянию? Кто может сказать, какое влияние окажет на психику малолетнего актера многочисленное повторение им самим по отношению к другим героям или же взрослыми актерами по отношению к нему сцен насилия? Не будут ли модели поведения, выработанные в результате многочисленных дублей или ежедневных спектаклей, перенесены в реальную жизнь ребенка?
Представляется, что в условиях стремительного развития отечественной киноиндустрии и все большего вовлечения детей в создание кинематографических произведений Минкультуры России совместно с Минтрудом России должны уделить внимание вопросу использования труда малолетних работников более серьезно и не только выработать рекомендации для органов опеки и попечительства по выдаче разрешений на привлечение детей к участию в создании и (или) исполнений кинематографических произведений, но и, возможно, обязать организации киноиндустрии обеспечивать детей качественной психологической помощью как в процессе съемок (постановки), так и по их окончании. Кроме того, если интересы возрастной группы до 14 лет, пусть и в недостаточной степени, но все же могут быть защищены органом опеки и попечительства, то труд актеров и артистов в возрасте от 14 до 18 лет вообще остается бесконтрольным - орган опеки и попечительства не может препятствовать использованию их труда при создании произведений, предусматривающих сцены насилия. Представляется, что и этому вопросу отечественный законодатель должен уделить соответствующее внимание. Пока же он учитывает особенности труда несовершеннолетних актеров и артистов в несколько специфической форме, разрешая привлекать несовершеннолетних работников организаций кинематографии и театров, концертов и цирков к работе в условиях, отклоняющихся от нормальных: сверхурочной работе, к работе в ночное время, в выходные и нерабочие дни - и даже направлять в служебные командировки.