При деликтных отношениях предмет доказывания потерпевшей стороной сужается. Потерпевшей стороне в этом случае необходимо доказать лишь:
а) факт совершения противоправного деяния;
б) причинную связь между действиями нарушителя и причиненным ущербом;
в) размер убытков.
Для определения фактов, входящих в предмет доказывания по делам о возмещении убытков, необходимо учитывать следующее.
1. Основные материально-правовые факты можно вывести из норм материального права. Этими нормами являются:
- нормы, раскрывающие понятие убытков, которые содержатся в общих положениях ГК РФ, что является особенностью убытков, так как возникновение убытков возможно во всех институтах, установленных гражданским законодательством;
- кроме общих положений, предмет доказывания определяется исходя из конкретного материального правоотношения и связан со своеобразием разрешаемого дела.
2. Иные факты, в том числе и процессуального характера, включаемые в предмет доказывания.
Кроме того, предмет доказывания тесно связан с другими институтами процессуального права, а именно:
- с особенностями доказательств и средств доказывания, предъявляемых сторонами в арбитражном и гражданском процессе;
- с распределением бремени доказывания, установленного нормативными актами.
Установление предмета доказывания по делу является обязанностью суда, кроме этого судебная практика включила в обязанность суда и проверку представляемого стороной расчета убытков, из которого делается вывод о размере убытков. Особенностью расчета убытков является его обоснованность, подтверждение сумм и цифр доказательствами, которые должны отвечать всем требованиям доказательств в их процессуальном смысле. Любая из цифр, сумм, примененных в расчете, не подтвержденная доказательством, может свести все усилия истца на «нет». Если суд усмотрит необоснованность применяемого расчета, следовательно, будет сделан вывод о недоказанности размера убытков и в иске будет отказано.
Следует также учитывать, что не все расходы лица являются убытками. На практике может возникнуть такая ситуация, когда расходы лица формально подпадают под понятие убытков, но не отвечают всем требованиям, предъявляемым к данной правовой категории. Связано это с тем, что убытки как «универсальный способ защиты» могут применяться при любом материальном (гражданском) правоотношении. Поэтому при определении, что за расходы понесло лицо (несет) и являются ли они убытками, необходимо исходить из всей совокупности свойств убытков как правового феномена.
Второй обязательный факт, включаемый в предмет доказывания, - факт противоправного поведения – также указывается в общих положениях ГК РФ (ст. 15), но его раскрытие (признаки) содержатся в иных разделах ГК РФ (при правомерном поведении - указание на норму закона, предусматривающего, при наступлении какого факта возможно требовать возмещения убытков).
Особенностью возмещения убытков при договорных правоотношениях будет включение в предмет доказывания в качестве обязательного не только факта противоправного поведения (нарушения договора), но и факта существования самих договорных отношений, т.е. факта заключения между сторонами договора. В арбитражной практике стороны зачастую хотят снять с себя ответственность, ссылаясь на недействительность ранее заключаемых ими договоров (отсутствие полномочий у лица, подписавшего договор; наличие «крупной сделки» и т.п.).
Как уже было указано выше, возникновение убытков возможно не только из договорных или деликтных отношений, но и из правомерных, отвечающих требованиям закона действий суда, т.е. при осуществлении правосудия. Это возможно только в случае, прямо указанном в законе. Например, возникновение убытков может быть связано с мерами по обеспечению иска, налагаемыми судом на одну из сторон по делу (чаще на ответчика). В арбитражном процессе суд лишен права «по собственной инициативе» совершать процессуальные действия, связанные с применением мер по обеспечению иска, что является результатом последовательно проводимого арбитражным законодательством и судебной практикой принципа состязательности сторон. Однако ч. 2 ст. 91 АПК РФ установлена существенная оговорка для применения обеспечительных мер - обеспечительные меры должны быть соразмерны заявленному требованию. Кроме того, на основании ходатайства ответчика арбитражный суд может потребовать от истца встречного обеспечения иска в соответствии со ст. 94 АПК РФ. Часть 6 ст. 96 АПК РФ содержит следующую формулировку: «Спор о возмещении убытков, причиненных неисполнением определения арбитражного суда об обеспечении иска, рассматривается в том же арбитражном суде». В ст. 98 АПК РФ также предусмотрена возможность возмещения убытков ответчику и другим лицам, причиненных обеспечением иска, - ответчик после вступления в законную силу решения, которым в иске отказано, вправе требовать от истца возмещения убытков, причиненных ему обеспечением иска, путем предъявления иска в том же арбитражном суде.
Для избежания дальнейших проблем с решением вопросов с возможными убытками, по нашему мнению, следовало бы закрепить в АПК РФ обязанность арбитражного суда требовать от истца в любом случае, а не только по ходатайству ответчика, предоставления обеспечения возмещения возможных для ответчика убытков при применении мер по обеспечению иска, но при этом самостоятельно определять размер причиненных обеспечением иска ответчику убытков в случае наличия доказанности всех остальных необходимых фактов и согласия последнего.
Третьим обязательным фактом, включаемым в предмет доказывания по делам о возмещении убытков, является факт причинной связи между противоправным поведением и возникшими убытками. Необходимость включения данного факта в предмет доказывания выводится из общих положений ГК РФ (ст. 15). Неустановление арбитражным судом факта причинной связи ведет к отказу в удовлетворении требований истца о возмещении убытков.
Четвертый факт, входящий в предмет доказывания по делам о возмещении убытков, - факт вины лица, противоправно причинившего убытки, устанавливается только в необходимых случаях (предусмотренных законом или договором), понятие содержится в специальных нормах ГК РФ. Необходимо учитывать «презумпцию вины» в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и в случаях, прямо предусмотренных законом (нанесение вреда источником повышенной опасности и т.п.).
Часть 1 ст. 404 ГК РФ устанавливает, что суд вправе уменьшить размер ответственности должника, если кредитор умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением, либо не принял разумных мер к их уменьшению. Суд соответственно уменьшает размер должника, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон.
Значение этой нормы заключается в том, что на практике суд, рассмотрев все обстоятельства дела, может реально подойти к разрешению спора, так как законодатель не ограничивает суд определенными рамками.
Необходимо отметить, что на практике применение ст.ст. 401, 404, 405 ГК РФ и взыскание убытков на их основании зависит от доказанности истцом противоправности деяния должника.
Подводя итог, можно сказать, что предмет доказывания по любому делу о возмещении убытков должен определяться как совокупность следующих материально-правовых фактов:
- основание возникновения ответственности в виде возмещения убытков (нарушение договорных обязательств, деликт или действие государственного органа, иное нарушение прав и законных интересов, повлекшее причинение убытков);
- причинная связь между фактом, послужившим основанием для наступления ответственности в виде возмещения убытков, и причиненными убытками;
- размер убытков (реальных и упущенной выгоды);
- вина (с учетом ее особенностей в гражданском праве);
- меры по предотвращению или снижению размера понесенных убытков;
- при определении упущенной выгоды - предпринятые для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления.
Говоря о необходимости доказывания по делам о возмещении убытков, хотелось бы более подробно остановиться на «упущенной выгоде», т.к. ее установление как составной части убытков на практике представляет собой довольно трудоемкий и не всегда успешный процесс.
Упущенная выгода представляет собой доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено. Если при причинении убытков в виде реального ущерба происходит уменьшение имущественной массы, то упущенная выгода представляет собой отсутствие фактического увеличения имущественной массы лица при наличии реальной возможности такого увеличения.
На первый взгляд никаких сложностей в доказывании упущенной выгоды нет и быть не может: формулировка, данная в законе достаточно четкая. Однако изучение материалов судебной практики показывает, что зачастую суд отказывает в удовлетворении исков о возмещении убытков в виде упущенной выгоды именно потому, что истец не всегда верно представляет, что и как доказывать.
Для возмещения убытков истцу необходимо доказать наличие совокупности трех элементов:
1) факта нарушения права (нормы закона либо условий договора);
2) факта причинения убытков и их размера;
3) причинно-следственной связи между фактом нарушения права и причиненными убытками.