г) наличие и локализация приставших частиц[62].
Обыск в помещении или на местности производится с целью обнаружения: оружия или орудия, которое использовалось для нанесения повреждений; других вещественных доказательств; трупа, а в случае, если подозреваемый скрылся, то и документов, свидетельствующих о его местонахождении. С этой же целью могут изыматься при обыске его фотографические карточки, конверты, номера телефонов. При обыске также целесообразно использование криминалистических и специальных технических — поисковых средств, а также помощь специалиста-криминалиста.
При этом подчеркнем, что обыск у лица, подозреваемого в убийстве по найму, требует от следователя сосредоточения внимания на ряде характерных объектов поиска. Это, прежде всего техническое средстве, которое могло быть применено в качестве орудия преступления, принадлежности к нему (огнестрельное оружие, патроны, дробь, картечь, финский, охотничий, иной нож; топор; штык; кастет и т.д.).
Должны заинтересовать следователя также инструменты и материалы, аналогичные тем, которые использованы для изготовления самодельного оружия, обнаруженного на месте происшествия; отравляющее (сильно ядовитое) вещество (по делу об отравлении); следы крови; свежеокрашенние (обструганные, замененные) забеленная часть стены; вымытый пол в определенном помещении при грязных полах а других).
Трудно переоценить значение обнаружения трупа или его частей, частиц организма человека, отделявшихся от него в виде кусочков мышц, костей, головного мозгового вещества, волос. Важное доказательственное значение могут иметь следы сжигания чего-либо (копоть, частицы обгоревших костей, остатки сожженных вещей — в печи, камине, куче мусора на огороде, в иных местах): вещь (деньги) потерпевшего (сверенная ему); значительная сумма денег при скромных доходах обыскиваемого; часть предмета, совпадающая с частью, найденной на месте происшествия, но линии разрушения; предмет, вещество, микрочастицы, однородные с обнаруженными на месте происшествия (данными о них— на фабричном ярлыке (маркировочной ленте, бирке и т.п.) либо составлявшие с ним целое, единый комплект; отсутствие необходимой принадлежности прибора, аналогичной обнаруженной на месте происшествия.
Доказательственное значение могут иметь найденные при обыске документы, в частности записи в адрес потерпевшего с угрозами и иные, свидетельствующие о плохих отношениях между подозреваемым и потерпевшим; записи с просьбой (требованием) не давать изобличающих показаний или дать ложные показания; описание маршрута движения к месту (с места) преступления; письмо, иные записи, в том числе в дневнике, прямо или косвенно свидетельствующие о причастности подозреваемого к убийству; подложное письмо от имени потерпевшего или иного лица либо анонимное, направленное на создание впечатления, что предстоящее (или происшедшее) убийство (похищение потерпевшего) задумано (совершено) лицом, не близким к потерпевшему; письмо с адресом разыскиваемого подозреваемого, свидетельствующее о его поездке в определенное место; документ, удостоверяющий личность другого человека (не обыскиваемого); документ потерпевшего, переделанный на подозреваемого, и иной поддельный документ; билет на поездку в пункт, где совершено преступление, иной проездной билет; квитанции на сдачу вещей в комиссионный магазин, ломбард, багажную камеру, в ремонт; жетон багажной камеры; запись номеров вокзальных камер хранения — автоматов; фотоснимок с изображением предмета, аналогичного обнаруженному на месте происшествия; фотокарточка, аналогичная присланной родственнику потерпевшего и призванная создать впечатление, что потерпевший жив; отсутствие среди периодических изданий, полученных обыскиваемым, экземпляра, оказавшегося на месте происшествия (газета, использованная для упаковки, изготовления пыжа и т.д.).
Самое пристальное внимание должно быть уделено предметам одежды, головному убору, обуви, которые, по имеющимся данным, были на подозреваемом во время, совершения убийства[63].
Принадлежность объектов может быть установлена и путем их предъявления для опознания, если эти объекты ранее видели свидетели в руках подозреваемого или в его жилище. Предъявляться для опознания может и подозреваемый.
Следственный эксперимент по делам об убийствах может проводиться с целью установления возможности: преодоления определенного расстояния определенным способом и за определенное время; проникновения на место преступления определенным способом совершения определенных действий; установления возможности видеть или слышать с определенного расстояния при определенных условиях, что происходило на месте происшествия. Следует учесть, что в процессе проведения следственного эксперимента нельзя использовать реальное орудие убийства. Нужно использовать макет этого оружия из материала, исключающего возможность причинения этим макетом телесных повреждений или нападения на участников следственного действия.
По делам об убийствах, по найму довольно часто производятся экспертизы для установления фактов контактного взаимодействия подозреваемого с потерпевшим, предметами его одежды, другими принадлежащими ему вещами, элементами вещной обстановки места преступления — по следам наслоений в виде различного рода микрочастиц. Под микрочастицами понимаются относительно небольшие количества материальных субстратов (веществ) самого разного происхождения — органического и неорганического. Это текстильные волокна и их обрывки, частицы грунта, каменного угля, шамотной пыли, краски, коры, листьев деревьев, древесины, семена и пыльца растений и многие, многие другие. При достаточно плотном соприкосновении двух объектов между ними может происходить своеобразный обмен микрочастицами, входящими в состав их материала или являющимися посторонними наслоениями.
Вывод эксперта об имевшем место контактном взаимодействии тем надежнее, чем больше комплекс различных микрочастиц оказывается перешедшим с одного объекта на другой. Из-за важности микрочастиц как вещественных доказательств усилия, затрачиваемые на их обнаружение, как правило, не пропадают даром. Следует иметь а виду, что зачастую микрочастицы довольно прочно фиксируются на предметах-носителях и не утрачиваются даже при нахождении этих предметов в неблагоприятных условиях.
Следственной практике известны случаи производства по делам об убийстве почерковедческой экспертизы. Ею устанавливалось тождество почерка потерпевшего, подозреваемого или связанного с ним лица по записи с места преступления или иной рукописи.
Неоднократно отмечались случаи решения посредством криминалистической экспертизы вопросов индивидуального или группового тождества подозреваемого по следам босых ног или обуви. При этом исследованию подвергались следы различных видов и оставленные в самых различных местах, например, окровавленные отпечатки на полу комнаты, объемные слезы в огороде, на берегу болота, в которое был выброшен труп, на пашне возле лесопосадки, где преступник спрятал труп под сучьями деревьев.
Довольно распространенной является криминалистическая экспертиза, в рамках которой трасологи решают вопрос о тождестве целого по частям. Чаще всего объектами сравнения являются бумажные пыжи с мест происшествий и листы бумаги, от которых отрывался материал для пыжей и которые удавалось обнаружить при обысках у подозреваемых. Устанавливалась принадлежность единому целому и других фрагментов — обломка клинка, застрявшего в трупе, и сохранившейся части лезвия ножа обвиняемого; части пуговицы, утерянной на месте происшествия, и другой ее части, сохранившейся на одежде подозреваемого и т.д.
Нередко, по делам об убийствах по найму проводилась судебно-баллистическая экспертиза, благодаря которой по следам на преградах, иных материальных объектах по вещественным доказательствам выстрела устанавливались система, модель, образец, а по пулям, гильзам в благоприятных случаях и конкретный экземпляр оружия, примененного преступником. В некоторых случаях устанавливались направление и дистанция стрельбы, факт производства или не производства выстрела из определенного оружейного ствола, возможность или невозможность самопроизвольного выстрела (без нажатия на спусковой крючок) при определенных условиях (в частности, при падении оружия на пол), возникновение повреждения вследствие поражения прямо летевшим или срикошетировавшим снарядом.
Реже приводятся криминалистические экспертизы для решения других вопросов. Их решение сводится в основном к установлению тождества: потерпевшего — по следам рук в его жилище; обвиняемого — по следам укусов на теле жертвы: орудий и инструментов — по следам взлома, транспортных средств — по следам шин.
По делам об убийствах могут проводиться и другие виды криминалистической экспертизы, решаться иные вопросы, помимо перечисленных выше.
Расследование убийства не обходится без проведения судебно-химической экспертизы. К ее компетенции относится установление химической природы различных веществ, а также однородности или неоднородности сравниваемых объектов по химическому составу. Типичен для нее вопрос — однородны ли подлежащие сравнению химические вещества — с места происшествия, в том числе непосредственно с трупа, и обнаруженные при обыске у обвиняемого. При расследовании убийств, свершенных путем отравления, приходится с помощью данной экспертизы устанавливать, является ли ядом вещество, обнаруженное на месте происшествия либо у лица, заподозренного в убийстве, и если да, то каковы его наименование, состав, назначение. Подобная задача решается и применительно к ядовитым веществам, снотворным препаратам, обнаруженным в трупе или его выделениях. По результатам судебно-химической экспертизы можно косвенно судить о причастности к расследуемому убийству определенного предмета, а через него — и о причастности его обладателя.