Смекни!
smekni.com

Особенности методики расследования убийств по найму (стр. 13 из 16)

Известно немало случаев выявления методом электрографии на участках травм у убитых следов металлизации с последующим установлением однородности части металлических сплавов из состава обнаруженных у подозреваемых металлических предметов, которые, как выяснялось впоследствии, и применялись в качестве орудий убийства.

В аспекте расследования убийств значительный интерес представляет судебно-одорологическая экспертиза. Ее основными задачами является установление тождества человека по оставленному им запаху и определение, одним или несколькими лицами оставлены запахи на одном или нескольких предметах. Раньше всего она стала осуществляться в приборном (инструментальном) варианте специалистами в области газовой хроматографии или хромато-масс-спектрального анализа. Такие исследования обычно завершаются дачей категорического заключения об отсутствии тождества по запаху или предположительного заключения о наличии такого тождества.

В следственной практике параллельно устанавливали выделителей запахов кинологическим методом, с помощью специально подготовленных собак (своеобразных биодетективов), в присутствии сей понятых, в форме так называемой одорологической выборки, результаты которой оформлялись специальной справкой. По существу, это был некий суррогат следственного действия. Разными авторами предлагалось придать данному мероприятию статус следственного действия, рассматривая его в качестве особого рода предъявления для опознания.

По мере совершенствования методик кинологических исследований их стали осуществлять уже в форме судебной экспертизы.

По возможности на экспертизу направляется сам предмет, который, вероятно, является носителем запаха. Во избежание улетучивания молекул запаха места их вероятного нахождения прикрываются чистой текстильной тканью, хорошо адсорбирующей различные выделения (байка, фланель, марля). Наложив ткань, к ней прикладывают алюминиевую фольгу, сложенную а два-три слоя которую прижимают к поверхности предмета упаковочным материалом, плотно обвязываемым шпагатом.

После обнаружения подозреваемого с его тела также изымаются образцы запаха. При этом подозреваемый прижимает два лоскута ткани на 30 минут к разным участкам своего тела— за воротом, манжетами рубашки либо под поясом брюк. Образцы упаковываются так же, как исследуемые объекты.

Допрос подозреваемого целесообразно провести сразу же после задержания, хотя в пределах возможного необходимо перед допросом изучить его личность. В сложных случаях, когда подозреваемый, как ожидается, не будет давать правдивых показаний, необходимо составить план допроса.

Вопросы, которые ставятся перед подозреваемым, должны охватывать все обстоятельства, подлежащие установлению: о месте, времени и способе убийства или причинения телесных повреждений, мотиве и обстоятельствах, подлежащих установлению, и т.д.

Вопросы, выясняемые на допросе обвиняемых и подозреваемых, группируются, вокруг потерпевшего, обстоятельств убийства и постпреступного поведения. В первой группе доминирует вопрос об отношениях допрашиваемого с потерпевшим, то есть знаком ли он был с ним, и если да, то в качестве кого (родственника определенной степени родства, друга, приятеля, соседа, сослуживца, случайного знакомого), какие отношения связывали с ним (нейтральные, интимные, неприязненные, конфликтные, враждебные).

Разумеется, среди первоочередных выясняются место и время убийства, как допрашиваемый и потерпевший оказались на месте происшествия, если тот и другой либо один из них присыл извне, то по какой причине, с какой целью, пешком или на транспортном средстве, в последнем случае — на каком именно. Существенное значение может иметь выяснение, как обвиняемый проник в помещение, где находился потерпевший, — вошел с его согласия, в том числе под каким-либо благовидным предлогом, представившись почтальоном, сантехником, электромонтером, милиционером, медицинским работником и т.д. Безусловно важны сведения об одежде, обуви, головном уборе обвиняемого и имевшихся при нем иных вещах. Они помогают отождествить преступника, особенно при наличии свидетелей-очевидцев. Воссоздать картину убийства помогают показания обвиняемого о том, как он и потерпевший вели себя непосредственно перед убийством — о чем говорили, какие требования друг другу предъявляли, не поругались, не подрались ли, и коль скоро такое случилось, то по чьей инициативе. Главный узел, несомненно, образуют вопросы, ответы на которые проясняют механизм убийства и дают представление о том, с помощью какого орудия, оружия, вспомогательного технического средства, каким способом причинены телесные повреждения, в каком количестве в какой последовательности.

При расследование уголовных дел об убийствах совершенных по заказу существенное значение при осуществлении допроса имеет выяснение мотива и цели убийства, каким способом подозреваемый удалился с места преступления. Получению представления о характере убийства (в нашем случае убийство по найму) и форме вины допрашиваемого может способствовать выяснение, когда, где и при каких обстоятельствах он приобрел орудие преступления.

Применительно к поведению обвиняемого после расследуемого события, прежде всего выясняется, какие меры принять: им к сокрытию следов преступления (уничтожение следов крови, укрытие трупа, целиком или по частям, выбрасывание, передача кому-либо на сохранение орудия убийства и т.д.). Трудно переоценить полезность выяснения допросом обвиняемого и таких бросающих на него тень подозрения причин постпреступного поведения, как, например, посещение места происшествия после убийства с целью уничтожения следов; изменение своей внешности с помощью парика, накладных усов, бороды, перемены прически, путем гримирования; внезапный отъезд с места жительства.

Определенный набор вопросов характерен для допроса обвиняемого в случаях отрицания им своей причастности к убийству. Если, по словам допрашиваемого, убийство в его присутствии совершил другой человек, задается вопрос, знает ли он его, если нет, то каковы признаки его внешности.

В связи с предположением, разрешением сомнений относительно возможности заблаговременного выбора места для убийства у допрашиваемого выясняется, бывал ли он когда-нибудь раньше на месте, где разыгралась драма, если бывал, то когда, в связи с чем и с какой целью. Важнейший направлением допроса в рассматриваемой ситуации является получение точных данных о местонахождении обвиняемого в период, совпадающий со временем убийства. Свет на это способны проявить ответы на такие примерно вопросы: где он находился вoвремя расследуемого события; когда, и каким способом, с какой целью туда прибыл; во что был одет, обут, какие вещи имел при себе; что и в чьем присутствии там делал; куда, когда, каким способом убыл оттуда; кто может подтвердить его ссылку на алиби.

Оценке показаний обвиняемого может способствовать выяснение вопроса о том, находился ли он а обществе потерпевшего накануне преступления. При положительном ответе на этот вопрос выясняется, где, в какое время, с какой целью, а чьем присутствии они встретились и расстались.

На практике не раз случалось, когда в категорию подозреваемых человек попадал из-за внешнего сходства с преступником. Поэтому во избежание недоразумений на допросе необходимо поинтересоваться, имеет ли допрашиваемый одежду, обувь, головной убор, похожие на те, которые, по показаниям свидетелей, были на преступнике. Бывало и так, что преступник пользовался предметами неосновательно заподозренного лица, завладев имя тем или иным способом, например, одолжив их на время или похитив.

В связи с этим на допросе выясняется, имел ли, допрашиваемый соответствующие предметы и нее находились ли они в чьем-либо обладании во время убийства, если да, то в чьем именно.

Проверке версии о причастности обвиняемого к убийству способствует установление на допросе обстоятельства, которое свидетельствует о том, что последний имел доступ к находящемуся под особым контролем средству, которым причинена смерть (взрывчатке, ядовитому веществу)[64].

Данная гипотеза исследования нашла свое подтверждение.


Заключение

убийство наем умышленный расследование

На поставленные задачи сделаны следующие выводы:

1. Как показало проведенное исследование, исследователи в области криминалистики и уголовного права различают убийство по найму и убийство из корыстных побуждений. В уголовном праве устанавливают убийство по найму в отдельном пункте ч. 2 ст. 105 УК РФ как самостоятельный квалифицирующий признак убийства. Убийство по найму имеет ряд особенностей, которые позволяют рассматривать его как самостоятельный квалифицирующий признак: обязательно наличие факта соучастия; наличие корыстного мотива и у заказчика, и у исполнителя одновременно необязательно; получение исполнителем вознаграждения от третьего лица (заказчика), а не от имущества потерпевшего, или от приобретения имущественных выгод, либо освобождения от имущественных обязанностей. Определяя убийство по найму как отдельный самостоятельный квалифицирующий признак убийства, законодатель в значительной мере упростит судебную и правоохранительную практику по этим делам.

В определении квалифицирующего признака следует использовать термин «убийство но заказу» вместо «убийство но найму». Данный подход более четко отражает степень общественной опасности данного вида убийства: термин «наем» подчеркивает сам факт найма, т.е. преступный замысел идет от нанимателя. Не отрицая того, что в некоторых случаях действительно активно действует наниматель, следует признать, что в подавляющем большинстве случаев так называемый «наемник» уже готов к таким действиям и ему нужен только соответствующий заказ. Иными словами, в качестве исполнителя чаще всего выступает профессиональный преступник-убийца. Поэтому термин «по заказу», или «заказное», переносит, акцент с фигуры так называемого «нанимателя» на непосредственного исполнителя.