Под содержанием притона понимаются умышленные действия лица по использованию помещения, отведенного и (или) приспособленного для потребления наркотических средств или психотропных веществ, по оплате расходов, связанных с существованием притона после его организации либо эксплуатацией помещения (внесение арендной платы за его использование, регулирование посещаемости, обеспечение охраны и т.п.). По смыслу закона содержание притона будет оконченным преступлением лишь в том случае, если помещение фактически использовалось одним и тем же лицом несколько раз либо разными лицами для потребления наркотических средств и психотропных веществ. При этом не имеет значения, преследовал ли виновный корыстную или иную цель[13].
Если организатор или содержатель притона снабжал посетителей притона наркотическими средствами или психотропными веществами либо склонял других лиц к их потреблению, его действия при наличии к тому оснований надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 232 УК РФ и соответственно ст. 228.1 или 230 УК РФ.
Подводя итог можно сделать следующие выводы:
Преступление признается оконченным с момента совершения действий, означающих организацию или содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ. Состав преступления формальный.
Субъективная сторона преступления - вина в виде прямого умысла. Обязательным признаком состава преступления является цель - потребление наркотических средств или психотропных веществ.
Субъект преступления общий - вменяемое лицо, достигшее шестнадцати лет.
Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 232 УК РФ) предусматривает ответственность за те же деяния, совершенные организованной группой.
Основной объект преступления - здоровье населения. Дополнительным объектом могут выступать интересы той отрасли (службы), где работает виновный (например, фармацевтика, медицина и др.).
Предметом преступления являются рецепт или иные документы, дающие право на получение наркотических средств или психотропных веществ.
Под рецептом в данном случае понимается письменное предписание врача о составе и изготовлении лекарства, содержащего наркотические или психотропные вещества, и о способе его применения больным.
К иным документам, дающим право на получение наркотических средств или психотропных веществ, могут быть отнесены лицензия на определенный вид деятельности, связанной с оборотом наркотических средств или психотропных веществ, заявка медицинского учреждения на получение наркотических средств или психотропных веществ для использования в лечебной практике, выписка из истории болезни стационарного больного, товарно-транспортная накладная и т.п.
Объективную сторону преступления образуют незаконная выдача рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ, либо подделка таких документов.
Под незаконной выдачей рецепта, содержащего назначение наркотических средств или психотропных веществ, следует понимать его оформление и выдачу без соответствующих медицинских показаний.
Рецепты, содержащие назначение наркотических средств или психотропных веществ, выписываются больному лечащим врачом и (или) врачом-специалистом, а также специалистом со средним медицинским образованием в пределах своей компетенции и в соответствии с лицензией на медицинскую деятельность, выданной в установленном порядке. Запрещается выписывать рецепты на наркотические средства и психотропные вещества Списка II Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, частнопрактикующими врачами и для больных наркоманией.
Подделка может состоять как в полном изготовлении фальшивого рецепта или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ, так и во внесении в подлинный рецепт или иные документы изменений, искажающих их содержание (например, указание в документе фамилии другого лица, подделка подписи врача и т.п.).
Подделка рецепта или иного документа, дающего право на получение наркотического средства или психотропного вещества, полностью охватывается диспозицией ст. 233 УК РФ и дополнительной квалификации по ст. 327 УК РФ не требует.
В тех случаях, когда указанные действия сопряжены с похищением выданного в установленном порядке рецепта или иного документа, дающего право на получение наркотического средства или психотропного вещества, содеянное надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 233 и ч. 1 ст. 325 УК РФ.
В то же время следует обратить внимание на то обстоятельство, что составом рассматриваемого преступления охватывается незаконная выдача или подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ, но не сильнодействующих или ядовитых веществ. В последнем случае деяние не может быть квалифицировано по ст. 233 УК РФ, хотя практике подобного рода случаи известны. К примеру, областным судом Н. осужден по п. «б» ч. 4 ст. 290, по ч. 5 ст. 33, ч. 2 ст. 234 и ст. 292 УК РФ[14].
Он признан виновным в том, что, работая в должности врача-педиатра, совершил служебный подлог, незаконно выдавал и фактически подделывал рецепты, по которым приобреталось сильнодействующее вещество, используемое для изготовления наркотика другими лицами, которыми в дальнейшем вещество сбывалось. При этом он неоднократно получал взятки в виде вознаграждения в размере ста рублей за каждый рецепт и являлся пособником в незаконном приобретении и перевозке в целях сбыта сильнодействующего вещества[15].
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ приговор в отношении Н. в части его осуждения по ст. 292 УК РФ (служебный подлог) отменила, дело производством прекратила за отсутствием в его действиях состава преступления, тот же приговор в отношении его изменила: действия Н., квалифицированные по п. «б» ч. 4 ст. 290 УК РФ, переквалифицировала на ст. 233 УК РФ, в остальном приговор оставила без изменения.
Н. должен нести ответственность по ст. 233 УК РФ за незаконную выдачу и подделку рецептов, дающих право на получение сильнодействующих веществ, которые могут быть использованы для изготовления наркотических средств.
Действия Н. по подделке рецептов охватываются ст. 233 УК РФ.
Полагаем, что с указанной квалификацией трудно согласиться, поскольку виновным подделывались рецепты на получение сильнодействующего вещества, которое впоследствии использовалось получателями для изготовления наркотического средства. В такой ситуации представляется более правильной квалификация действий Н. по совокупности ст. 292 и ч. 5 ст. 33, ст. 234 УК РФ как служебный подлог и пособничество в незаконном приобретении сильнодействующего средства, а при наличии оснований - и пособничество в изготовлении наркотических средств.
Состав преступления формальный. Оно признается оконченным с момента выдачи рецепта или иных документов либо с момента их подделки. Для квалификации по ст. 233 УК РФ действий лица, незаконно выдавшего либо подделавшего рецепт или иной документ, дающий право на получение наркотических средств или психотропных веществ, как оконченного преступления не имеет значения, было ли фактически получено указанное в рецепте или ином документе такое средство или вещество. Получение этим же лицом по поддельному рецепту или иному поддельному документу наркотических средств или психотропных веществ подлежит дополнительной квалификации как незаконное приобретение таких средств или веществ. При этом необходимо установить, были ли этим лицом приобретены наркотические средства или психотропные вещества в крупном или особо крупном размере.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.
Подводя итог можно сделать следующие выводы:
Субъектом преступления при выдаче рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ, могут быть лишь лица, наделенные правом выдачи этих документов (врачи, провизоры и т.п.). Субъект специальный. При подделке указанных документов субъектом преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет (субъект - общий).
Объект преступления - здоровье населения.
Предметом преступления выступают сильнодействующие или ядовитые вещества, не являющиеся наркотическими средствами или психотропными веществами, а также оборудование, используемое в промышленности для их изготовления и переработки.
В соответствии с примечанием к ст. 234 УК РФ (в ред. Федерального закона от 6 декабря 2007 г.) постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 964 утвержден Список сильнодействующих и ядовитых веществ, а также крупный размер сильнодействующих веществ для целей настоящей статьи и других статей УК РФ.
К сильнодействующим веществам относятся, например, клофелин, эфедрин, эфир и др., к ядовитым - метиловый спирт, пчелиный яд, стрихнин, синильная кислота и др.
Объективную сторону преступления образуют незаконные изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка в целях сбыта, а равно незаконный сбыт сильнодействующих или ядовитых веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами, либо оборудования для их изготовления или переработки.
Содержание действий, образующих объективную сторону состава преступления, совпадает с соответствующими понятиями, рассмотренными при анализе составов преступлений, предусмотренных ст. 228, 228.1 УК РФ.