Согласно новым редакциям этих статей, преступления по данным статьям караются более сурово, если они совершены в отношении лица не достигшего 12-тилетнего возраста[22].
2.2 Субъективные признаки насильственных действий сексуального характера в отношении несовершеннолетних
В качестве субъекта насильственных действий сексуального характера выступает любое физическое лицо, которое достигло возраста 14 лет, и является по своему характеру и положению вменяемым.
В силу указания ч. 2 ст. 24 УК РФ необходимо считать, что субъективная сторона данного преступления будет выражена в умышленной вине. Так как основной состав насильственных действий сексуального характера по конструкции является исключительно формальным, то в нем допустим лишь прямой умысел, который формулируется следующим образом: виновный осознает фактический характер и общественную опасность совершаемых им насильственных действий сексуального характера и желает их совершения.
В качестве мотива насильственных действий сексуального характера чаще всего выступает стремление удовлетворить половую потребность. Однако также мотивами могут выступать месть, желание опозорить потерпевшее лицо, принудить его к постоянным половым сношениям или сексуальной жизни. Поскольку состав исследуемого преступления не содержит указания на специальный мотив совершения такого деяния, то мотивы могут быть самыми различными и не будут влиять на квалификацию.
Такое же положение вещей характерно и для целей совершения данного преступления.
С субъективной стороны изнасилование характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что половой акт совершается им против либо помимо воли потерпевшей с использованием насилия или угроз его применения, а равно беспомощного состояния потерпевшей, и желает осуществить с ней половое сношение.
В качестве мотива изнасилования чаще всего случаев выступает стремление удовлетворить сексуальное влечение. Однако совершение изнасилования возможно при наличии и иных доминирующих побуждений (из мести либо желания унизить потерпевшую).
С субъективной стороны изнасилование возможно лишь с прямым умыслом: виновный сознает, что совершение полового сношения происходит в результате физического или психического насилия либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей и желает совершить половое сношение. Мотив, как правило, сексуальный.
Субъектом преступления является лицо, достигшее четырнадцати лет. Соисполнителем может быть и женщина, выполнившая часть объективной стороны преступления физическое насилие или угроза его применения к потерпевшей или к другим лицам.
Квалифицированным видом являются НДСХ, совершенные неоднократно (п. «а» ч. 2 ст. 132 УК РФ), то есть, такие НДСХ, которым предшествовали приготовления к ним либо покушения на них, причем не имеет значения, был ли виновный исполнителем или выступал в роли соучастника в том и другом случае. Нужно, чтобы у ранее совершенных НДСХ не истек срок давности привлечения за них к уголовной ответственности, а судимость не была погашена или снята.
Если все ранее совершаемые виновным НДСХ по квалификации были тождественны последним, тогда квалификации по совокупности не требуется. В том случае, когда два или более рецидива предусмотрены различными частями ст. 132 УК РФ, а также, если в одном случае были выявлены приготовления к совершению НДСХ, покушения на них, а в другом оконченное преступление, либо в совершении одного НДСХ виновный действовал в качестве исполнителя, а в другом - в качестве соучастника, каждое деяние должно квалифицировать самостоятельно.
В тех случаях, когда насилие над потерпевшим не прерывалось либо прерывалось на непродолжительное время и обстоятельства совершения НДСХ свидетельствуют о едином умысле виновного, совершение им второго и последующих половых актов не может рассматриваться в качестве квалифицирующего признака.
В пункте «а» ч. 2 ст. 132 УК РФ квалифицируется также НДСХ, совершенные лицом, заранее подготовившим насильственные действия сексуального характера. В этом случае насильственные действия сексуального характера квалифицируются (в зависимости от наличия или отсутствия квалифицирующих обстоятельств) по соответствующей части ст. 132 УК, а изнасилование, при отсутствии других квалифицирующих обстоятельств, по п. «а» ч. 2 ст. 131 УК.
По п. «б» ч. 2 ст. 132 УК квалифицируются НДСХ, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Согласно ч. 1 ст. 35 УК, преступление признается совершенным группой лиц, если в его совершении совместно участвовали два или более исполнителя без предварительного сговора. Соисполнителями являются не только лица, вступившие в половое сношение с потерпевшей, но и лица, сами в половое сношение не вступившие, но непосредственно перед половым сношением или в процессе полового сношения с другим лицом применившие к потерпевшей физическое или психическое насилие с целью подавления ее сопротивления. Из этого следует, что по п. «б» ч. 2 ст. 132 УК РФ без ссылки на ст. 33 УК могут квалифицироваться действия и импотента, и женщины.
В соответствии с ч. 2 ст. 35 УК преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления. Для квалификации по п. «б» ч. 2 ст. 132 УК в этом случае не требуется, чтобы все эти соучастники совершили НДСХ с потерпевшей либо применили к ней или другим лицам физическое либо психическое насилие. Достаточно, чтобы в процессе преступления соучастники создавали условия для совершения преступления.
НДСХ признается совершенным группой лиц при условии их совершения постоянной группой лиц, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких злодеяний (ст. 35 УК РФ). В отличие от данной квалификации по признакам от «групп лиц по предварительному сговору» основополагающий отличительный признак имеет устойчивость организованной группы. Лица, которые объединились в организованную группу, как правило, скрупулезно приготовляют и намереваются совершить, а потому планируют заранее преступления, распределяя роли между собой.
Угрозы совершения убийства или причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшей (п. «б» ч. 2 ст. 132 УК РФ) могут быть выражены словесно, а могут истекать из поступков виновного (угрозы ножом, пистолетом и прочим). Намеревался ли виновный реализовать свою угрозу, или он надеялся лишь осуществить на пострадавшую акт психического воздействия, значения не имеет. Вследствие этого этот квалифицирующим признаком будет наличие непосредственно угрозы.
Угрозы убийства или причинения тяжкого вреда здоровью являются квалифицирующими для части 2 статьи 132 УК РФ признаками лишь в том случае, когда угроза незамедлительного использования насилия реализовывалась с целью преодоления отпора потерпевшей при изнасиловании. Такие угрозы охватываются в части 2 ст. 132 УК РФ и не требуют дополнительной квалификации по ст. 119 УК РФ.
По пункту «б» части 2 ст. 132 УК РФ квалифицируются также НДСХ, соединенные с особой жестокостью по отношению к потерпевшей или другим лицам. Особая жестокость может быть выражена в применении пыток, глумлении над потерпевшей, мучении или истязании потерпевшей или других лиц. Особая жестокость может выражаться также в осуществлении НДСХ потерпевшей на глазах жениха, мужа, родителей, детей и других близких людей.
Преступные действия, вызвавшее заражение потерпевшей венерическим заболеванием или ВИЧ-инфекцией, квалифицируется соответственно по п. «в» ч. 2 или по п. «б» ч. 3 ст. 132 УК РФ. Виновный должен знать о наличии у него венерической болезни или, что он является носителем ВИЧ-инфекции. Президиум Верховного Суда РФ в постановлении по конкретному делу, обосновывая особо тяжкие последствия, связанные с заражением сифилисом при изнасиловании, указал, что сифилис может привести к тяжелым заболеваниям внутренних органов: пороку сердца, гепатиту, поражению сосудов, костей, органов зрения, центральной и периферической нервной системы которые в отдельных случаях ведут к инвалидности больного. Кроме того, сифилис вызывает при беременности потерпевшей поражение плода в виде врожденного сифилиса.
Пункт «а» ч. 3 ст. 132 УК РФ предусматривает ответственность за изнасилование несовершеннолетней, а п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ потерпевшей, не достигшей четырнадцатилетнего возраста. При совершении этих преступлений виновный должен знать или допускать, что совершает изнасилование несовершеннолетней или малолетней. В противном случае эти квалифицирующие признаки отсутствуют.
Особо квалифицированными видами НДСХ (ч. 4 ст. 132 УК РФ), кроме изнасилования потерпевшей, заведомо не достигшей четырнадцатилетнего возраста, и НДСХ, вызвавшие заражение ВИЧ-инфекцией, являются действия, повлекшие по неосторожности причинение смерти потерпевшей (п. «а» ч. 4 ст. 132 УК РФ) либо тяжкого вреда ее здоровью или иные тяжкие последствия (п. «б» ч. 3 ст. 132 УК РФ). Эти последствия должны быть причинно связаны с НДСХ или покушением на них. Отношение к последствиям, как указано в п. «а» и п. «б» ч. 3 и ч. 4 ст. 132 УК РФ, должно выражаться в форме неосторожности. Дополнительная квалификация по ст. ст. 109, 118 в этих случаях не требуется. Особо квалифицирующим обстоятельством является причинение любого тяжкого вреда здоровью потерпевшей.
2.3 Проблемы квалификации насильственных действий сексуального характера и назначения наказаний
Уголовное дело, которое рассматривалось областным Судом города Ростов на Дону в 2005 году в отношении лица, совершившего развратные действия в отношении лица, не достигшего совершеннолетнего возраста с применением физического и психического насилия квалифицировало данное преступление как изнасилование, тем более что лицо, подвергшееся данному преступлению не могло самостоятельно оказать сопротивление, в силу инвалидности от рождения.