Секретарь судебного заседания ведет протокол судебного заседания, обеспечивая при этом полное и правильное отражение в нем действий и решений суда, а равно действий иных участников судебного разбирательства. Он также проверяет явку вызванных в суд лиц, выясняет и докладывает суду причины их отсутствия, принимает меры к их вызову, обеспечивает получение истребованных судом документов и материалов, выполняет по поручению председательствующего другие действия.
Ключевую роль в судебном разбирательстве выполняют стороны обвинения и защиты, так как в большинстве случаев именно их инициатива является импульсом для тех или иных судебных действий и решений. В силу ч.3 ст.123 Конституции РФ и ст.244 УПК РФ стороны в судебном заседании пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление суду письменных формулировок по вопросам доказанности вины подсудимого и его наказания, а также на постановку и рассмотрение судом иных вопросов. Это предполагает, в частности, обязанность председательствующего обеспечить каждому из участников процесса возможность как лично дать необходимые объяснения и показания по делу, так и представить суду предметы, документы и другие материалы, могущие быть использованными в качестве доказательств, заявить ходатайства о вызове свидетелей, назначении экспертиз, истребовании документов и т.д. Сторонам также должна быть обеспечена возможность высказать свое мнение по результатам исследования доказательств в процессе судебных прений.
Сторону обвинения в судебном заседании представляет прежде государственный обвинитель, в качестве которого может выступать должностное лицо органа прокуратуры, а по уголовным делам, расследование по которым проводилось в форме дознания, а по поручению прокурора - также дознаватель либо следователь. Участие государственного обвинителя в судебном разбирательстве по делам публичного и частно - публичного обвинения является обязательным. По делам частного обвинения государственный обвинитель принимает участие в судебном разбирательстве в тех случаях, когда в соответствии с ч.4 ст.20 и ч.3 ст.318 УПК РФ соответствующее уголовное дело было возбуждено прокурором, следователем или дознавателем с согласия прокурора при отсутствии заявления потерпевшего, неспособного вследствие беспомощного состояния или по иным причинам самостоятельно защищать свои права и законные интересы.
Именуя государственным обвинителем участвующего в стадии судебного разбирательства прокурора и иных должностных лиц, действовавших на стороне обвинения в ходе досудебного производства, закон тем самым как бы подчеркивает особый их статус в этой процессуальной стадии, отличный от их же статуса в стадии предварительного расследования, где они (особенно прокурор) обладали властными полномочиями, в связи с чем их действия и решения имели обязательную силу для других участников судопроизводства. В судебном заседании прокурор, как и любой иной государственный обвинитель, выступает лишь в качестве одной из состязающихся перед судом сторон, принимая участие в исследовании доказательств, предоставляя суду свои соображения по поводу наличия оснований для применения уголовного закона и возможной меры наказания в отношении подсудимого. В целях охраны прав граждан, общественных или государственных интересов прокурор в судебном разбирательстве может предъявлять или поддерживать предъявленный гражданский иск. Никаких полномочий, ставящих государственного обвинителя в привилегированное положение по сравнению с другими участниками заседания, выступающими на стороне обвинения, так и на стороне защиты, и предоставляющих ему возможность принимать обязательные для других участников процесса решения, у этого субъекта нет. Мнение государственного обвинителя по вопросам, возникающим в ходе судебного заседания (за исключением случаев отказа его от обвинения или изменения им обвинения), не является обязательным для суда.
Поддерживая в суде обвинение, государственный обвинитель обязан руководствоваться требованиям закона и закона и своим внутренним убеждением, основанным на анализе всех обстоятельств дела. Поэтому если он придет к убеждению, что данные судебного следствия свидетельствуют о необоснованности предъявленного подсудимому обвинения как в части фактических его оснований, так и в части правовой оценки инкриминируемого подсудимому деяния, либо о наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, он обязан заявить об изменении обвинения или отказаться от обвинения, изложив суду мотивы принятого им решения. Возможность отказа государственного обвинителя от обвинения может быть реализовано на любом этапе судебного разбирательства до удаления суда в совещательную комнату.
Изменение обвинения государственным обвинителем в процессе судебного заседания исключает возможность продолжения судебного разбирательства в рамках ранее предъявленного подсудимому обвинения; отказ же государственного обвинителя от обвинения в целом или в какой-то его части влечет прекращение уголовного дела или уголовного преследования полностью или в соответствующей части по основаниям, предусмотренным пп.1, 2 ч.1 ст.24 и пп.1 ст. 27 УПК РФ.
Участие прокурора в судебном разбирательстве уголовных дел публичного и частно - публичного обвинения признано законом обязательным. Увеличилось количество прокурорских работников, обеспечивающих поддержание государственного обвинения. Этот фактор позволил обеспечить в условиях действия УПК РФ участие прокуроров в рассмотрении всех дел публичного и частно - публичного обвинения.
Сокращение числа рассмотренных судами дел и увеличение штатной численности прокурорских работников должны были бы существенно повысить эффективность уголовного преследования в суде. Однако количество оправдательных приговоров, хотя и незначительно, но выросло, увеличилось и число отказов прокурора от обвинения.
В качестве основных причин такого положения дел государственные обвинители называют ошибки, допускаемые следователями и дознавателями в процессе расследования, которые сложно или невозможно устранить в ходе судебного разбирательства. Данный факт существенно влияет на эффективность уголовного преследования, но он не единственный. На него влияет и квалификация самих государственных обвинителей, а также опыт работы в условиях состязательного уголовного процесса. Улучшение качества поддержания государственного обвинения во многом зависит от законодательного совершенствования указанного института. Назрела необходимость его реформирования.
В Российской Федерации прокурор, утверждающий обвинительное заключение и поддерживающий обвинение в суде, это зачастую разные должностные лица. Помощник прокурора, которому, как правило, поручается поддержание государственного обвинения в суде, получает материалы уголовного дела после окончания расследования и утверждения обвинительного заключения. Таким образом, к формированию доказательственной базы он не имел никакого отношения и не анализировал ее в ходе расследования или после его окончания с точки зрения судебной перспективы. Со свидетелями и потерпевшими он ранее не общался и не имел процессуальной возможности непосредственно оценить их показания с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. Иногда доказательства, кажущиеся на первый взгляд достоверными, в суде подвергаются трансформации, объем обвинения изменяется и государственный обвинитель вынужден полностью или частично отказываться от обвинения.
По уголовным делам частного обвинения обвинение в судебном разбирательстве поддерживает потерпевший, который в этом случае в мировом суде наделяется статусом частного обвинителя. В судебном заседании частный обвинитель излагает суть своего заявления о совершенном в отношении него преступлении, представляет доказательства, участвует в исследовании доказательств, высказывает свое мнение о существе обвинения, о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания, а также по другим вопросам, в ходе судебного разбирательства. Частный обвинитель может изменить обвинение в благоприятную для подсудимого сторону либо вообще отказаться от обвинения, в том числе в тех случаях, когда уголовное дело возбуждено по инициативе прокурора, следователя или дознавателя.
Участие частного обвинителя в судебном заседании является обязательным; в случае его неявки по уважительном причине слушание по делу должно быть отложено, при неявке же без уважительных причин уголовное дело подлежит прекращению (ч.3 ст. 249 УПК РФ).
Потерпевший лично или через своего представителя также поддерживает обвинение и по делам публичного и частно - публичного обвинения, однако в этом случае он выступает в качестве субсидиарного обвинителя. В этом своем качестве он вправе участвовать в обсуждении всех возникающих в судебном заседании вопросов, в том числе представлять доказательства и участвовать в их исследовании, излагать суду свое мнение по существу обвинения, правовой оценки действий подсудимого и его ответственности. Позиция потерпевшего по всем этим вопросам подлежит обязательной оценке и учету судом, однако при этом она не имеет для него императивного значения. Потерпевший, которому преступлением был причинении материальный ущерб или подлежащий материальной компенсации моральный вред, вправе до окончания судебного следствия предъявить гражданский иск и поддерживать его в ходе судебного разбирательства.
По многим уголовным делам такой субъект, как потерпевший, может не участвовать в уголовном судопроизводстве, причем не только в стадии судебного разбирательства (например, по делу о государственной измене). Неявка в судебное заседание участвующего в деле потерпевшего по общему правилу не препятствует рассмотрению дела. Однако в тех случаях, когда ходатайствовавший о своем участии в слушании дела потерпевший не явился по уважительной причине, судебное заседание должно быть отложено.