Смекни!
smekni.com

Древнее иудейское право (стр. 4 из 11)

При этом особо подчеркивается, что традиционное и значительное влияние иудейского права на современное израильское право обнаруживается не только в его различных институтах и содержании, но и, отчасти, в его понятийном аппарате и правовом толковании'1. Даже Декларация независимости Израиля; принятая в 1948 г., утверждающая по аналогии с декларациями других демократических государств основные принципы, на которых должны базироваться само государство, права и свободы граждан, закрепила положение о том, что «государство Израиль основано на принципах свободы, справедливости и мира в их понимании израильскими пророками».

Помимо названных характерных черт и особенностей иудейского права, оказывающих, помимо всего прочего, значительное влияние на процесс формирования и развития его источников, следует также указать на такую его особенность, как ограниченный характер прямого регулятивного воздействия иудейского права на израильское общество и распространение его на евреев, проживающих на территории других стран.

В отличие от ранних стадий своего развития и от других правовых систем современное иудейское право не имеет прямого регулятивного воздействия на все общественные отношения, возникающие в пределах израильского общества и государства. Сфера его непосредственного регулятивного воздействия в настоящее время - это система отношений, являющихся объектом регулирования при посредстве норм семейного права, точнее прежде всего система отношений, возникающих между людьми в процессе и в результате бракосочетания и разводов.

Иудейское право, говорится по данному вопросу в израильской юридической литературе, будучи неотъемлемой составной частью правовой системы современного Израиля, «формирует собой персональное право граждан еврейской национальности в отношении дел, касающихся их личного статуса». Это означает, что с помощью иудейского права в настоящее время решается круг таких вопросов, затрагивающих личные интересы каждого еврея, как вопросы «бракосочетаний и разводов, материального содержания членов семей и алиментов», вопросы «воспрещения» (ограничения в семейно-брачных отношениях недееспособных лиц) и «управления» в отдельных случаях: «рассеянной (аbsent) личной собственностью». Кроме того, иудейское право регулирует отношения, касающиеся иудейского религиозного милосердия и богослужения, а также вопросы бракосочетаний и разводов «иностранных евреев», проживающих в Израиле.

Подобная, сравнительно узкая сфера прямого регулирования общественных отношений с помощью норм иудейского права вовсе не означает, что оно не имеет влияния на все иные общественные отношения. Такое влияние осуществляется опосредованно, через систему правовых норм, установленных государством, при активном воздействии на процесс правотворчества и правоприменения со стороны иудейского права.

В качестве примера можно сослаться на так называемое «диетическое право иудейской религии» нашедшее свое отражение в действующем законодательстве Израиля, насчет ограничения разведения свиней, которые, как известно, согласно иудейской религии, являются «нечистыми животными», запрещенными к употреблению евреями Торой. В течение многих веков, напоминается в исследованиях иудейского права, свинья была «символом выражения ненависти и презрения христиан к иудеям». В силу этого под влиянием иудейских религиозных норм и обычаев в Израиле были приняты законы (Тhе Рig-Raising РгоhibitionLaw, 5722-1962), «запрещающие под угрозой наказания в виде огромных штрафов держать, выращивать и резать свиней?. Указанный правовой запрет не распространяется лишь на специально обозначенные в законах места, «где проживает в основном христианское население».

Ограниченный характер непосредственного регулятивного воздействия иудейского религиозного права внутри израильского общества в определенной мере - «компенсируется?- распространением его на евреев, проживающих в других странах. Здесь также речь идет о религиозных нормах, обычаях и ритуалах, касающихся прежде всего заключения и расторжения браков.

В израильской юридической литературе в данной связи особо подчеркивается, что «иудейское право не претендует на универсальную или территориальную законность». Оно является «персональным правом каждого и всех евреев независимо от их места постоянного проживания, гражданства и даже веры». Ибо «еврей даже тогда, когда он принимает другую веру, все равно остается евреем, хотя он может при этом утратить определенные права».

Последнее предопределяется «библейским подходом к отождествлению религии с политическими институтами и определением верности Израилю не только в силу происхождения человека», но и его «новообращения», «прозелита», или, что одно и то же, его перехода в другую веру.

В числе других черт и особенностей иудейского права, выделяющих его среди иных (религиозных и светских) правовых систем, следует указать на его ярко выраженный целевой - национальный и социальный - характер, на его довольно органичное сочетание как религиозной правовой системы со всей остальной израильской правовой системой, на наличие у него особых, весьма специфических источников права, а также принципов, лежащих в его основе и одновременно пронизывающих собой всю систему иудейского права.

В научной израильской и зарубежной сравнительно-правовой литературе рассмотрению этих отличительных черт и особенностей иудейского права, равно как и других черт и особенностей, уделяется определенное внимание. Исходя из важности некоторых из них, рассматривать их следует в отдельности и более обстоятельно.


ГЛАВА II. Система источников древнего иудейского права

2.1 Понятие и виды источников иудейского права

Решая вопрос о понятии источника иудейского права, израильские авторы исходят из широко распространенного «в любой судебно-правовой системе» трехзначного значения термина «источник».

Это прежде всего: а) «записанные источники права», под которыми понимаются «все зарегистрированные источники, которые действуют в данной судебной системе», такие, например, как «сборники законов и постановлений» и др.; б) «Исторические источники права», под которыми имеются в виду те источники, которые «в результате исторических процессов стали источником определенной правовой нормы» (например, нормы римского нрава, и др.). При этом поясняется, что «в широком понимании к историческим источникам можно причислить любой фактор - экономический, общественный, моральный, который повлек за собой образование определенных правовых норм»; и в) «юридические источники права», под которыми подразумеваются «источники становления и образования права». Речь идет о «тех источниках и путях, которые адаптируются самой судебной системой для придания законной силы определенной правовой норме»[20].

Необходимо отметить, что в данном, равно как и в других аналогичных случаях, речь идет не только и даже не столько об источниках иудейского религиозного права, сколько - израильского светского, сионистского права. Ибо когда имеются в виду только источники религиозного иудейского права, то ситуация возникает несколько иная и представление об источниках несколько иное.

Дело в том, что будучи религиозным по своей природе и характеру правом, иудейское право имеет и соответствующие этой природе и характеру источники. С общетеоретической точки зрения они традиционно определяются израильскими авторами, с одной стороны, как «точно переданные слова Бога», а с другой, -как их «божественно вдохновленная интерпретация (толкование)». Первоначально иудейское право было устным правом, содержавшим в себе, по словам исследователей, целый ряд «иррациональных» установок и форм, связанных с поисками истины, таких, в частности, как испытание подозреваемых в совершении непристойных поступков огнем и водой, обращение в процессе рассмотрения судебных дел в поисках доказательств вины подозреваемого к «небесному голосу», и др.

По мере своего развития иудейское право постепенно приобретало письменный, характер и освобождалось от свойственных ему прежде «иррациональных особенностей». Согласно заключению специалистов в области иудейского права уже примерно к 100г. «иррациональная» техника добывания судебных доказательств была заменена «рациональным способом правового мышления» и соответствующими ему методами добывания судебных доказательств. В результате такой эволюции иудейского права священные писания, отражавшие в себе многовековую человеческую мудрость, стали цениться в этом праве гораздо выше, нежели различные «небесные пророчества» в системе источников иудейского права они приобрели доминирующий характер и постепенно вышли на первый план.

Высокая значимость письменных источников иудейского права - священных писаний, как свидетельствует история, проявлялась самыми различными путями и постоянно сохранялась по все последующие времена. Даже в самые трагические периоды истории жизни еврейского народа, когда, как констатирует Йларион Киевский, под натиском «разбивших до основания и пленивших» Иерусалим римлян «иудейство с тех пор пало», их «закон как вечерняя заря угас», и сами иудеи были «рассеяны по странам, чтобы зло не пребывало вместе»-, - даже в это время высокая значимость этих источников, с учетом сложившихся обстоятельств, никогда не колебалась.

О каких конкретно источниках иудейского права, обобщенно именуемых священными писаниями, идет речь?