Смекни!
smekni.com

Древнее иудейское право (стр. 6 из 11)

Рассматривая отдельные принципы иудейского права, обладающие регулятивным потенциалом и в этом смысле выступающие в виде источников иудейского права, следует выделить прежде всего такой принцип, как принцип органическою сочетания в данной правовой системе религиозного начала с этническим, а позднее, по мере формирования нации, - с национальным началом.

Данный принцип прослеживается на протяжении всей истории развития иудейского права - со времени его возникновения и вплоть до наших дней. Разница между его ранним и более поздними периодами развития, включая современный период, заключается лишь в формах его выражения и проявления. Суть же этого принципа и его назначение во все времена существования иудейского права оставались без изменения.

На ранних этапах развития иудейского общества и его правовой системы эти проблемы решались исключительно на религиозном уровне, с помощью религиозных законов и заповедей.

Кроме жесткой регламентации семейно-брачных отношений, исключавших браки с чужеземцами, этнические, религиозные и иные проблемы, как они воспринимались иудеями на ранних стадиях развития их общества, государства и права, решались также и с помощью других средств. Например, с помощью законодательного закрепления далеко не одинакового статуса иудеев и проживающих на территории их государства иноземцев.

На более поздних этапах развития иудейского общества проблемы сохранения и укрепления иудейской общности, этнической и национальной идентичности, а также религиозной и национальной самобытности еврейского общества, для решения которых традиционно использовались многочисленные средства, включая рассматриваемый принцип, решались па только нерелигиозном, но и на государственно-правовом уровне.

Раньше этот вопрос решался исключительно на религиозном уровне и имел в основном социально-религиозный и этнический смысл. В более поздний период он стал решаться одновременно и на государственно-правовом уровне, приобретая наряду с религиозно-этническим также и государственно-правовой смысл.

Одним из основных принципов иудейского права является принцип мессианства и богоизбранности иудейского народа.

«Ты народ святый у Господа Бога твоего, - утверждается во Второзаконии в отношении иудейского народа, - и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле»[22].

Данный тезис-принцип в различных формах и вариациях прослеживается во многих священных книгах, законах и заповедях, составляющих основу иудейского права.

Говоря о принципе мессианства и «богоизбранности» иудейского народа, равно как о некоторых других принципах иудейского права, идеализирующих иудейское сообщество и выделяющих его среди других сообществ, необходимо иметь в виду следующее. Во-первых, что определенный элемент идеализации и самовозвышения, как одна из форм отражающих самоуважение, свойственен практически любой религиозной системе и соответственно любому построенному на ее основе сообществу, государству и праву. Главное, чтобы при этом не было противопоставления другим сообществам, государствам и правовым системам.

Принцип мессианства и «богоизбранности» иудейского народа как миф, библейская история, закрепленный в праве, имеет наряду с другими аналогичными мифами и библейскими историями определенный рациональный - культурный и познавательный смысл.

Среди принципов иудейского права выделяется принцип четкости и строгой последовательности в соблюдении законов, обычаев, обетов и заповедей.

По общему правилу, сложившемуся в течение последних столетий, данный принцип, известный под названием принципа строгого и неуклонного соблюдения законности и конституционности, относится скорее к правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности государственных органов и должностных лиц, нежели к самому праву.

Применительно к иудейскому праву все обстоит несколько иначе. А именно - требования строжайшего соблюдения правил, содержащихся в законах и иных источниках иудейского права, не только сами собой имеются в виду и подразумеваются, как это имеется во многих правовых системах, но и пронизывают собой все иудейское право.

Чтобы убедиться в этом, достаточно проанализировать содержание хотя бы нескольких священных Книг, составляющих основу признаваемого иудеями Ветхого Завета. Так, в Книге Левит содержится указание Бога иудеев соблюдать «постановления Мои и законы Мои» и не делать всех тех «мерзостей», которые позволяют себе чужеземцы. «Соблюдайте повеления Мои, - убеждает Бог иудеев, - чтобы не поступать по гнусным обычаям, по которым поступали прежде вас, и чтобы не оскверняться ими».

В Книге Второзакония наряду с повторением требования Бога к иудейскому народу соблюдать «заповеди, постановления и законы, которые тебе заповедую исполнять» содержится также обещание пророка Моисея научить правильному исполнению божественных указаний. «Итак, Израиль, - говорится в главе Л Второзакония, - слушай постановления и законы, которые я сегодня научаю вас исполнять, дабы вы были живы и размножились, и пошли, и наследовали ту землю, которую Господь Бог отцов ваших дает вам в наследство».

Кроме того, в данной Книге содержится весьма характерное в плане точного соблюдения законов Моисея предостережение иудеям - «не прибавляйте к тому, что я заповедую вам и не убавляйте от того», а также обоснование необходимости точного соблюдения содержащихся в них требований. Храните и исполняйте «постановления и законы», ибо «в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышавши о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный».

В Третьей Книге Царств содержится имеющее обязательный характер и относящееся ко всем иудеям завещание царя Давида сыну Соломону - будущему царю иудеев - строго «хранить заветы» Господа Бога и соблюдать «уставы Его и заповеди Его и постановления Его, как написано в законе Моисеевом».

В Книге Неемии акцентируется внимание на покаянии иудейского народа перед Богом за то, что «цари наши, князья наши, священники наши и отцы наши не исполняли закона Третьего, и не внимали заповедям Твоим и напоминаниям Твоим, которыми ты напоминал им», а также содержится «твердое обязательство» в будущем строго соблюдать все божественные предписания.

Аналогичные положения и предписания, свидетельствующие о наличии и важности в системе иудейского права принципа четности и строгой последовательности в соблюдении законов, обычаев, обетов и заповедей содержатся и в других священных книгах и отдельных божественных писаниях.

В Книге Второзакония (гл.28) по поводу существования и реализации рассматриваемого принципа иудейского права красной нитью проводится мысль о «благословении - исполнителям закона» и проклятии - его нарушителям.

Заметную роль среди принципов иудейского права играет принцип поддержания верности своему Богу, «истинной вере» и своему народу.

Конкретное выражение данный принцип находит в законодательно-религиозном закреплении требований, касающихся, с однон стороны, святости и непогрешимости иудейского Бога, веры и религиозно-нравственной чистоты иудейского народа, а с другой - заведомой греховности (с точки зрения - «истинной веры») и приниженности неиудейских народов.

Говоря об эволюции принципа поддержания верности своему Богу, «истинной вере» и «богоизбранному» народу как принципа иудейского права, следует заметить, что он достаточно четко прослеживается не только на ранних этапах развития иудейского права, но и на всех последующих, вплоть до современного этапа. Отголоски его слышны и в современном израильском праве.

Так, закрепляя принцип свободы вероисповедания в стране, терпимости к гражданам Израиля, исповедующим другие религии и строгой ответственности за оскорбление религиозных чувств окружающих, Уголовный кодекс этого государства в то же время содержит статьи, предусматривающие уголовную ответственность за переход из одной религии в другую. Уголовная ответственность предусматривается также за искушение верующих одной религии (в практическом плане - прежде всего иудейской) перейти в другую религию, сопровождаемое предложением каких-либо материальных благ. Уголовная ответственность при этом предусматривается в отношении обеих сторон.

Среди принципов иудейского права выделяется принцип кровной мести - «кровомщения».

Несмотря на то, что одна из заповедей иудейского Бога, сказанных через Моисея всему его народу, гласила: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего своего, как самого себя», институт кровной мести, по мнению исследователей, у иудеев, «не знавших христианского всепрощения», был «совершенно обычным явлением жизни».

Причем он признавался и регулировался не только нормами религиозного права, но и нормами морали и распространялся как на иудеев - «сынов народа твоего», так и на иноземцев.

Кровомститель не является убийцей. «Мститель за кровь сам может умертвить убийцу: лишь только встретит его, сам. может умертвить его».

При этом поясняется, что речь идет о кровомщении за убийства - «по ненависти», «по вражде», за убийства «с умыслом».

У иудеев, как отмечают исследователи, согласно действующим законам, «всякое убийство (и намеренное, и ненамеренное) подлежало прежде всего формальному судебному расследованию» и только после этого кровомститель получал право на мщение. «Общество должно рассудить между убийцею и мстителем за кровь по сим постановлениям», - устанавливалось в законе.

В иудейском праве принцип кровной мести допуская возможность избежать кровомщения в том случае, если убийство было совершено «.без вражды» и «без умысла». .

Согласно действовавшим законам «невольный убийца» получал возможность избежать кровной мести со стороны родственников убитого, укрывшись в одном из шести так называемых городов-убежищ, существовавших в стране. Находиться там он должен был «до смерти великого священника, который помазан священным елеем». Со смертью первосвященника мститель лишался права кровной мести и «невольный убийца» получал все свои прежние права. «По смерти великого священника, - устанавливается в законе, - должен был возвратиться убийца в землю владения своего» .