Смекни!
smekni.com

Древнее иудейское право (стр. 9 из 11)

Речь при этом идет не об идеологической основе современного израильского права, создаваемой с помощью идей, традиций и канонов иудейского религиозного права, равно как и не о других сторонах и формах непосредственного интеллектуального и иного воздействия первого на второе. Имеется в виду влияние подсистемы иудейского религиозного права на светское право и па всю систему современного израильского права самим фактом своего существования и функционирования.

Факт существования и функционирования иудейского права в общей системе израильского права, равно как и факт существования и деятельности религиозных (раввинских) судов не только официально признается в современном Израиле, но и законодательно закрепляется.

Так, согласно Закону о юрисдикции раввинских судов, принятому парламентом Израиля в 1953 г., к исключительному ведению этих судебных органов отнесены вопросы, касающиеся браков и разводов евреев. Исходя из того, что раввинские суды могут применять только нормы религиозного права, следует заключить, что данная сфера общественных отношений опосредуется только нормами иудейского религиозного права.

Следует заметить, что исключительная юрисдикция иудейских религиозных судов на решение вопросов, касающихся браков и разводов, а вместе с ней и сфера «монопольного» регулирования данных общественных отношений с помощью норм религиозного права существовала и раньше. Больше того, она касалась не только иудейского суда, но и других религиозных судов и соответствующих религиозных норм. Каждое религиозное сообщество имело, как и в настоящее время, свои соответствующие суды и свое религиозное, чаще всего именуемое «персональным», т. е. принадлежащим каждому отдельному лицу, а не органу или сообществу, праву. Религиозные суды, равно как и соответствующие религиозные правовые массивы, были относительно обособлены от гражданских судов и светских правовых норм и имели определенную автономию.

После провозглашения независимости Израиля активность иудейских религиозных судов значительно возросла, а традиционная сфера непосредственного регулятивного воздействия иудейского религиозного права несколько расширилась.

Согласно действующему законодательству, точнее - статутному праву, принимаемому Кнессетом, сфера непосредственного регулятивного воздействия иудейского права стала распространяться, кроме бракосочетания и разводов, также на некоторые отношения, связанные с взысканием алиментов, с материальным содержанием детей и супругов, усыновлением и удочерением и др.

Такое расширение сферы непосредственного регулятивного воздействии иудейского религиозного права, а вместе с тем - и сферы деятельности раввинских судов означало, что последние, наряду со сноси традиционной исключительной юрисдикцией, приобрели также по некоторым вопросам, включая вопросы опеки и попечительства над детьми, наследования, имущественных отношений между супругами и др., часто общей с гражданскими судами юрисдикции.

Отмечая весьма сложный, а зачастую - внутренне противоречивый характер подобного «совместного» регулятивного воздействия религиозного и светского права фактически на одни и те же общественные отношения, израильские исследователи констатируют» что и случае возникновения споров в данной сфере отношений правовое разрешение их зачастую идет параллельно в религиозных и гражданских судах «как дополнение друг другу», а иногда имеет место полное их дублирование друг другом.

Существование иудейского, религиозного права с его источниками наряду со светским правом, совместное разрешение ими общезначимых проблем и возникающих между ними коллизий, несомненно, накладывает значительный отпечаток на каждую из этих подсистем общей системы израильского права - на их характер, содержание, пути и формы взаимосвязи и взаимодействия.

При этом, рассматривая различные пути и формы воздействия иудейского религиозного права на израильское светское право, не следует упускать из вида также пути и формы обратного воздействия светского права и соответствующих ему институтов на религиозное право и его институты.

Такое воздействие всегда существовало и существует с момента появления светского права и реализуется практически в тех же формах и через, те же каналы, которые используются в процессе активного влияния религиозного права на светское. Наиболее важными институтами, с помощью которых светское право воздействует па религиозное, являются высший законодательный орган Израиля - Кнессет и Верховный суд Израиля, а также - отчасти, другие израильские гражданские суды.

Несмотря на то, что в Израиле нет светского законодательства, опосредующего отношения, касающиеся браков и разводов, и все вопросы бракосочетания и развода евреев решаются исключительно на основе иудейского религиозного права и только раввинскими судами, законодатель, равно как и Верховный суд страны, будучи органами государства - суверена, не остаются в стороне от процессов развития и применения иудейского права. Это происходит вопреки сложившемуся традиционно-религиозному мнению о том, что «светский законодатель» не может ни отметить, ни изменить те или иные религиозные акты или отдельные нормы, поскольку не он их устанавливал и «не он является источником религиозного законодательства». Единственно, что он может сделать «в силу суверенности самого государства, так это «рекомендовать судам, в том числе и религиозным, воздерживаться от применения той или иной нормы».

Оказывая перманентное воздействие на религиозное право, - «светский законодатель» Израиля придерживается, вопреки традиционно-религиозному представлению, совсем иного мнения, а именно: развиваемому рядом израильских юристов положению о том, что нет никаких оснований для того, чтобы «светский законодатель» не мог в случае необходимости отменять или изменять религиозные нормы, ибо «в отсутствие конституции в стране светский законодатель является всемогущим органом».

В плане реализации данного положения израильским законодателем был принят целый ряд нормативных правовых актов, вносящих «коррективы» и дополнения в иудейское «процессуальное право». Среди них следует назвать, например, акты, касающиеся процедуры, деятельности религиозных судов, порядка их формирования и .функционирования, правил добывания и использования доказательств в суде, общей и исключительной юрисдикции религиозных судов, и др.

Наряду с этим, Кнессетом Израиля были приняты акты, вносящие существенные изменения и дополнения в иудейское «материальное право». В качестве примера можно сослаться на законодательство, «расширяющее границы гражданского права за счет иудейского религиозного права». В том числе на такие, как Закон о равноправии женщин, устанавливающий, вопреки существующим религиозным канонам и отдельным нормам, традиционно ставящим женщину в неравное положение с мужчиной, принцип равноправия ее в семейно-брачных отношениях; Закон о правоспособности и опекунстве, ставящий на первый план при разводах или решении вопросов усыновления или удочерения интересы детей; Закон об имущественных отношениях супругов, закрепляющий принцип «равноправия и сотрудничества» супругов при разрешении возникающих между ними имущественных споров; .и др.

Воздействие израильского светского права и его источников на иудейское религиозное право и его источники через судебную систему и в первую очередь через Верховный суд страны и Высокий суд справедливости проявляется в следующем.

Во-первых, Раввинат страны, а вместе с ним и раввинские суды «подпадают под юрисдикцию Высокого суда справедливости». Попытки религиозных кругов доказать обратное вызвали соответствующее решение Верховного суда Израиля о том, что «обладание высшей властью в делах, касающихся иудейского права и практики его применения», Раввинат страны тем не менее «остается субъектом юрисдикции Высокого суда справедливости».

К компетенции последнего относится, в частности, пересмотр (корректировка) решений Главного раввината страны, в которых содержатся противоречащие действующему законодательству «нормы административного права».

В рамках своей компетенции Высокий суд справедливости рассматривает также апелляции на решения того или иного религиозного суда, который, по мнению истца, при рассмотрении дела «вышел за рамки своей юрисдикции». В частности, полным основанием для признания любого решения раввинского суда Высоким судом справедливости недействительным может служить даже сомнение в том, что хотя бы один из участников судебного процесса является евреем.

Корректируя решения религиозных судов и приводя их в соответствие с действующим законодательством, высшие судебные инстанции страны тем самым корректируют соответствующим образом и религиозное законодательство..

Во-вторых, высшие судебные инстанции Израиля, выступая в качестве средства воздействия светского права на религиозное, корректируют его не только в процессе применения, но и в ходе его толкования[23]. Причем последнее касается не только его отдельных норм или институтов, но и используемых в религиозном праве и светском законодательстве терминов.

Согласно решению Верховного суда Израиля, понятие "еврей" было значительно расширено. Понятием «еврей», которым пользуются в настоящее время как в светском, так и в религиозном праве Израиля, охватываются также «дети и внуки евреев, супруга (супруг) еврея, супруги детей евреев и супруги внуков евреев».

И, в-третьих, согласно действующему законодательству Израиля и решениям Верховного суда этой страны, религиозным судам вменяется в обязанность «соблюдать основные законодательные акты и текущее законодательство», действовать «в рамках конституционного права и с соблюдением принципов фундаментальных человеческих прав».