Смекни!
smekni.com

Законодательное обеспечение права граждан на экологическую информацию (стр. 2 из 7)

Федеральный закон РФ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в качестве одного из основных принципов провозглашает соблюдение права каждого на получение информации о состоянии окружающей среды (ст. 3), а также включает в полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ обеспечение населения информацией об окружающей среде (ст.5, ст.6), закрепляет право граждан направлять обращения в соответствующие органы и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания и мерах по ее охране (ст. 11), а также закрепляет обязанность формирования и ведения единой информационной базы данных в области охраны окружающей среды( ст.20)[6]. Помимо этого ч. 3 ст. 63 данного Закона устанавливает статус информации о состоянии окружающей среды, её изменении, полученной при осуществлении государственного экологического мониторинга.

По нормам, установленных данным законом можно заметить, что ограничена сфера информационных интересов граждан о состоянии окружающей природной среды только местами их проживания, что по-моему мнению является нецелесообразным ограничением. А так же не закреплено наличие ответственности за отказ от предоставления, несвоевременности или искажения информации о состоянии окружающей среды( что содержалось в Законе « Об охране окружающей природной среды» РСФСР). Отсутствие данного положения можно рассматривать двояко. С одной стороны, административные взыскания должны устанавливаться специализированным актом, то есть данный шаг законодателя можно считать правомерным. Но с другой стороны, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ, хотя и содержит ст. 8.5 «Сокрытие или искажение экологической информации», но из содержания нормы статьи следует, что за отказ от предоставления экологической информации ответственность не наступает. Можно, конечно предположить, что законодатель провёл знак равенства между «сокрытием» и «отказом в предоставлении», но это, по меньшей мере, терминологически не вполне корректно[7].

Статья 3 Федерального закона от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информатизационных технологиях и защите информации» закрепляет принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информатизационных технологий и защите информации:

· свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

· установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;

· достоверность информации и своевременность ее предоставления[8].

Так же законом устанавливаются общие требования, касающиеся информационных систем — государственных, муниципальных и иных. Государственные информационные системы создаются и эксплуатируются на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами (физическими лицами), организациями, государственными органами, органами местного самоуправления. Перечни видов информации, предоставляемой в обязательном порядке, устанавливаются федеральными законами, условия ее предоставления — Правительством РФ или соответствующими государственными органами, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Данный закон является общим и распространяется на все виды информации. Он содержит лишь классификацию её, исходя из статуса собственника информационного ресурса. Если бы в данном законе было бы предусмотрено деление информации на виды в зависимости от содержания и характера, то можно было бы включить туда определение экологической информации, что решало бы проблему с легальной трактовкой этого понятия. Однако в ситуации, имеющей место в действительности подобную норму добавлять в Закон нельзя, так как это испортит конструкцию и нарушит концепцию нормативного правового акта. Поэтому, исходя из представленных соображений, упомянутый Закон можно назвать не вполне самодостаточным для регулирования экологической информации.

Федеральный закон от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»[9] в ст.19 закрепил, что граждане и общественные организации (объединения) имеют право получать от специально уполномоченных государственных органов, отвечающих за проведение государственной экологической экспертизы конкретных объектов, данные о ее результатах. Более того, при подготовке заключения экспертная комиссия обязана рассмотреть материалы, отражающие общественное мнение. Анализируя данное положение Закона, становится очевидным, что для рассмотрения экспертами подобных материалов необходимо располагать информацией, полученной из соответствующего запроса, а это возможно только в случае, если население поставлено в известность о предстоящей государственной экологической экспертизе. И таким образом, было бы вполне резонно дополнить ст. 19 Федерального закона «Об экологической экспертизе» нормой о предоставлении населению соответствующей экологической информации.

Немаловажное значение имеет ФКЗ от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ». Статья 41 закрепляет механизм своевременного предоставления информации Правительством РФ Государственной Думе РФ о ходе исполнения федерального бюджета и в Счетную палату РФ при осуществлении ею контроля за исполнением федерального бюджета в порядке, установленном федеральным законом[10]. Поскольку в федеральном бюджете заложено немало статей указывающих на распределение финансовых потоков на нужды органов, в той или иной степени имеющих отношение к функционированию экологической составляющей в деятельности государства, то указанные сведения также являются носителем экологической информации. Помимо этого ст. 18 обязывает Правительство РФ обеспечивать проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимать меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия; организовывать деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации; а также координировать деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий[11]. Поскольку осуществление данных полномочий предполагает обладание и наличие возможности оперативного распоряжения информационными ресурсами, то это в значительной степени предопределяет статус подобного рода информации именно как экологической.

Так же следует добавить, что п. 3 ст. 15 Конституции РФ регламентирует, что законы подлежат официальному опубликованию. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Также следует рассмотреть проблему единства измерение области охраны окружающей среды и природопользования, что почти не освещено в экологическом праве, хотя данная проблема довольно актуальна. Один из немногих законов, регулирующий данный вопрос является ФЗ «О гидрометеорологической службе» от 19 июля 1998г. № 113-ФЗ. Статья 10 данного закона говорит о том, что участники деятельности гидрометеорологической службы обязаны соблюдать законодательство РФ об обеспечении единства измерений, в том числе требования, установленные специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, при проведении наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, сборе, обработке, хранении и распространении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, а также при получении информационной продукции[12].

Адекватного нормативного и технического решения не только в рамках информационного обеспечения охраны окружающей среды применительно, например, к мониторингу, статистической отчетности, ведению кадастров природных ресурсов, но и экологическому контролю и др. требует проблема единства измерений в сфере взаимодействия общества и природы[13].

Правовые основы обеспечения единства измерений регламентируются в ФЗ от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений». Ст. 2 закона дает определение единства измерений – это состояние измерений, при котором их результаты выражены в допущенных к применению в Российской Федерации единицах величин, а показатели точности измерений не выходят за установленные границы[14]. Также предусматривается, что измерения должны осуществиться в соответствии с аттестованными в установленном порядке методиками, а порядок выполнения и аттестации методик определяется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрология.

Также можно выделить ряд других законов, в которых закреплено право граждан на достоверную информацию об окружающей среде и обязанность властных структур предоставлять соответствующие сведения. Например, Федеральный закон от 4 июля 1996 года № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене», Закон РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», Закон РФ от 10 июня 1993 года № 5154-1 «О стандартизации» и другие.

Так же особое место в создании нормативно-правовой базы можно выделить указам Президента РФ, регламентирующей доступ к экологической информации. Важнейшим из которых является Указ от 31 декабря 1993 года № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию». Этот нормативный акт исходит из того, что право на информацию является одним из фундаментальных прав. Данный Указ также конкретизирует принцип информационной открытости деятельности государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений и должностных лиц. Таким образом, он предусматривает: