Длительная и обширная практика применения брачных договоров в зарубежных странах говорит о важности ее анализа. Например, во Франции каждый год заключаются приблизительно 275 тысяч браков. Примерно от 10 до 15 процентов молодоженов перед тем, как заключать брак, наносят визит в нотариальную контору к нотариусу, потому что нотариус представляет собой единственное уполномоченное для заключения брачного контракта лицо. На оформление соответствующего официального документа государством налагается налог в 125 евро, кроме этого сам нотариус, который помогает в заключении брачного договора требует выплаты гонорара в размере от 200 до 300 евро[35].
Французское законодательство предусматривает несколько видов брачного контракта [приложение 6].
Основной вид брачного контракта во Франции - это контракт, который предполагает раздельное имущество супругов. В соответствии с ним имущество закрепляется за первоначальным хозяином, а совместно нажитые имущественные ценности - за обоими, расчет происходит пропорционально персональным вкладам в имущество. В данном случае исключение составит недвижимость, которая является жильем, которое входит в общее владение супругов на равной основе, вне зависимости от того, кто имеет данное жилье и кто является непосредственным владельцем. Однако, если начинается бракоразводный процесс, то дом, квартира, и любое другое недвижимое владение, - переходит к его первоначальному владельцу, вместе с тем приобретенные имущественные ценности делятся в соответствующей пропорции. Если имеет место смерть одного из супругов – то имущественные ценности, которые могли принадлежать ему в случае развода, достанутся его наследнику, а не супруге. Долговые обязательства и переход их к супругу в случае развода данный договор не предусматривает.
Второй вид контракта – предусматривает «общие владения». Этот вид контракта предусматривает единые и неразделимые права супругов на любые имущественные ценности, которые регулируются независимо от первоначальных или последующих вкладов в общественное семейное благосостояние. Практика показывает, что такой контракт заключается, чаще всего, пожилыми людьми.
Объяснение этого метода предусматривает то, что все имущественные ценности после смерти мужа и жены остаются во владении мужа или жены. Но все же особенность этого договора представляется возможностью правопреемства обязательства (долга). Практика имеет множество случаев, в которых вдова обязана осуществлять выплату алиментов лицам, с которыми ее муж был связан обязательственными отношениями. Немного раньше данный вид контракта сразу принимался автоматом на все браки вне зависимости от того, были ли заключены брачные договора, то есть данный договор представлял собой общую для всех систему, которая принималась молодоженами независимо от того, заключали ли они брачный договор друг с другом, или нет.
На сегодняшний момент времени, особенно часто применяемым стал другой брачный договор - «Общее владение, которое влияет только на совместно приобретенные ценности». В соответствии с данным договором все материальные ценности, которые принадлежали супругам нам момент вступления в брак, остаются в раздельной собственности; а только лишь совместно нажитые имущественные ценности, за исключением наследственных владений, имущества, которое было передано владельцу – одному из супругов – в качестве подарка, а также за исключением долговых обязательств, которые в случае развода, делятся строго пополам.
Еще одна модель брачного договора - «смешанный брачный договор», в соответствии с которым каждый супруг имеет законное право распоряжаться приобретенными им имущественными ценностями до и после брака только лишь руководствуясь собственным решением. Если имеет место бракоразводный процесс, то каждый оставит в собственности все то, что принадлежит ему с самого начала вступления в брак, а совместно приобретенные имущественные ценности делятся поровну.
Практика зарубежных стран дает возможность четко обозначить проблемы и преимущества российской системы брачных договоров и конкретизировать определенные вопросы по проблеме в этой сфере.
При рассмотрении применения на практике брачных договоров в США, где в соответствии со статистикой распадаются большая доля браков – каждый второй брак, становится понятно, что брачные договора, как институты семейного права значительно облегчают жизнь обоих супругов после проведения бракоразводного процесса. При изучении правоприменительной практики, можно сделать вывод, что в Америке заключение брачных контрактов практикуется чаще, чем в других зарубежных странах. Предмет брачного договора в Соединенных Штатах Америки представляет собой имущественные и неимущественные отношения. Именно данный момент и представляет собой главное отличие от брачного договора, который свойственен российской практике.
На сегодняшний момент времени в договоре можно указывать любое положение, в отношении которого супруги достигли обоюдного соглашения, подтвержденного подписями с двух сторон. Так, популярный певец Майкл Джексон дополнил пункты брачного договора тем, что как только его супруга Дебби Роу родит ему сына, он обязуется выплатить ей 1 250 000 долларов[36].
В целом многообразие положений, которые могут быть зафиксированы в брачном договоре в США, перечислить практически невозможно. Однако, есть определенные запреты. Например, нельзя включить в контракт обязательство, касающееся причинения вреда жизни и здоровью президента США. В США используют брачные полисы. Например, супруг может получить страховые выплаты за гибель жены в дорожно-транспортном происшествии, однако непременным условием для него - сохранение статуса вдовца в течение пяти лет. За возможными нарушениями следит страховая компания.
Глубокому анализу отечественные правоведы подвергают богатый опыт зарубежных правоприменительных норм и практики для одной единственной цели - поспособствовать созданию предложений для усовершенствования отечественных законодательных норм в сфере общественных отношений, которые складываются в связи с заключением и исполнением брачного договора. Целесообразно определить в Российском законодательном поле обязательную регистрацию брачных договоров с введением единого реестра, в целях обеспечения защиты круга интересов кредитора, а кроме того предусмотреть вероятность приобретения заинтересованными лицами соответствующей информации, которая будет касаться брачно-договорных обещаний возможного должника, могущих существенно влиять на его платёжеспособность.
В связи с этим в России действие договора направляется лишь на будущее время, а на прошедшее время влияние брачного договора не распространяется. Подтверждается правильность этого вывода судебной практикой использования норм права о брачном договоре. Например, Судебной коллегией по гражданским делам при Верховном Суде Российской Федерации, при рассмотрении 27 ноября 2003 года дела N 45-ГОЗ-27 по заявлению Е.П. Рыкова на действия избирательной комиссии Свердловской области, было вынесено определение, в котором указывалось, что между супругами Баковым А.А. и Баковой М.Г. 16.07.2003 заключался брачный договор, в котором был определен режим раздельной собственности. Из условий брачного договора следовало, что перечисленное в нём имущество принадлежало Баковой М.Г., которая владела им на праве единоличной собственности с того момента, как приобрела его. Материалы дела говорят о том, что установленный порядок раздельной собственности между супругами как в отношении имеющегося, так и в отношении будущего имущества был определен брачным договором, который заключался 16.07.2003, на основе которого в силу ст. 8 Гражданского Кодекса РФ у них появились обусловленные права и обязанности.
Руководствуясь п. 1 ст. 425 ГК РФ можно сказать, что договор входит в силу и является обязательным для исполнения сторонами с момента его заключения. Правовой режим имущества супругов, который был нажит ими до вступления брачного договора в действие, должен определяться по правилам ст. ст. 33, 34 Семейного Кодекса РФ, то есть, на данное имущество будет распространён режим совместной собственности супругов. В подобных обстоятельствах аргументы истца о распространении условий заключенного договора на прошлое время обнаруживают свою несостоятельность и опровергаются дословной трактовкой договора.
Статья 40 Семейного Кодекса приводит дефиницию брачного договора как теоретического аспекта имущественных отношений супругов. Отношение к практике заключения подобного рода брачных обязательств между супругами в России является для одних нормой права, для других защитой супружества, а для третьих методом преследования своих личных интересов [приложение 7].
Исходя из ст. 42 Семейного Кодекса РФ брачный договор может распространяться лишь на режим совместной собственности супругов, который устанавливается ст. 34 Семейного Кодекса РФ, что истинно вытекает из содержания ст. 42 и не распространяет своего действия на правоотношение, предусмотренное ст. 36 Семейного Кодекса РФ, что касается собственности каждого из супругов. Имущество, которое было приобретено одним из супругов на основаниях, указанных в ст. 36 Семейного Кодекса РФ, не является общей совместной собственностью супругов, и подобное положение не может быть изменено основанием ст. 42 Семейного Кодекса РФ через заключение брачного договора.
Учитывая разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, «общей совместной собственностью супругов, подлежащей разделу (п. п. 1 и 2 ст. 34 СК РФ), является любое нажитое ими в период брака движимое и недвижимое имущество, которое в силу ст. ст. 128, 129, п. п. 1 и 2 ст. 213 ГК РФ может быть объектом права собственности граждан независимо от того, на имя кого из супругов оно было приобретено или внесены денежные средства, если брачным договором между ними не установлен иной режим этого имущества»[37].