Смекни!
smekni.com

Колонии-поселения как вид исправительных учреждений, исполняющих наказания в Республике Казахстан (стр. 12 из 24)

При формировании перечня запрещенных к хранению и использованию предметов и веществ необходимо учитывать специфику режима отбывания наказания в колонии-поселении, контингент, отбывающий наказание, бытовые условия и условия труда осужденных. В частности, отсутствие строгой изоляции от общества, низкую общественную опасность совершенного преступления, поведение осужденного, характеризующее его исправление и явившееся поводом для перевода из учреждения с более строгим режимом содержания, доступ к социальным благам за пределами колонии-поселения, по месту работы и т.п. [13].

Таким образом, представляется целесообразным дополнить положения Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 11 декабря 2001 года № 148 следующим Перечнем предметов, запрещенных к продаже и использованию осужденными в колонии-поселении (Приложение Д):

1. Предметы, изделия и вещества, изъятые из гражданского оборота.

2. Все виды огнестрельного и холодного оружия.

3. Транспортные средства.

4. Взрывчатые, отравляющие и пожароопасные вещества.

5. Все виды алкогольных напитков, пиво.

6. Духи, одеколон и иные изделия на спиртовой основе.

7. Наркотикосодержащие лекарственные средства и препараты.

8. Пишущие машинки, множительные аппараты.

9. Игральные карты.

10. Фотоаппараты, фотоматериалы, химикаты, видео-кинокамеры.

11. Топографические карты, компасы.

Таким образом, следует согласиться с В.И. Горобцовым в том, что действующие Правила внутреннего распорядка ИУ не учитывают особенностей колонии-поселения [101, С.75]. Мы полагаем, что они не отражены в данном нормативном акте в связи с тем, что они не вписываются в регламент деятельности ИК, предназначенных для исполнения лишения свободы. Это еще раз подчеркивает обоснованность разработки отдельных правил внутреннего распорядка колоний-поселений, в которых будет отражена вся специфика отбываемого в них наказания.

Выверенный и точно определенный расчет сил и средств, необходимых для осуществления надзора, позволяет эффективно использовать данный элемент обеспечения режима в выполнении задач, возложенных на колонии-поселения. Так как надзор в колонии-поселения применяется без охраны, а субъектами непосредственного осуществления надзора являются служащие отдела безопасности, то с учетом особенностей структурных объектов и способов трудового использования, осужденных необходимо определять большую штатную численность отдела безопасности колоний-поселений, чем это предусмотрено нормами положенности для других учреждений УИС.

Действующее законодательство не предусматривает создание в колониях-поселениях дополнительных условий отбывания наказания в зависимости от поведения осужденного (обычные, строгие и т.д.). На наш взгляд, такой стимул должен быть у осужденных, а у администрации - средство воздействия на них. Например, осужденный по прибытии в колонию-поселение помещается в обычные условия содержания. При отсутствии нарушений порядка отбывания наказания через полгода он может быть переведен на облегченные условия. В случае неоднократного нарушения режима отбывания наказания лицо переводится на строгие условия содержания.

В обычных условиях осужденные проживают в общежитиях и в свободное от работы время (кроме ночного) пользуются правом свободного передвижения по населенному пункту, в котором располагается колония. Облегченные условия проживания создаются осужденным путем вывода места их проживания за пределы жилой зоны колонии-поселения. Для таких осужденных может быть предусмотрена обязанность регистрации в вечернее время. Строгие условия колоний-поселений предполагают содержание осужденного в свободное от работы время в штрафном изоляторе. Для последней категории может быть предусмотрено сокращение количества предоставляемых длительных свиданий, ограничение на использование денежных средств.

Подобная градация свобод в зависимости от поведения осужденного позволит дифференцированно проводить воспитательную работу: "правовое положение в зависимости от поведения", исключит возможность недобросовестных осужденных пользоваться всеми преимуществами полусвободного содержания, приведет режим отбывания в колониях-поселениях в соответствие с прогрессивными условиями содержания осужденных.

Специфика исполнения наказания в колонии-поселении обусловливает возможность уклонения от отбывания наказания. Сотрудники колонии-поселения, получившие данные об уклонении осужденного от отбывания наказания, отсутствии осужденного по месту работы более 2-х часов обязаны немедленно сообщить об этом дежурному помощнику начальника колонии-поселения, который принимает необходимые меры к организации розыска осужденного.

Основными причинами совершения осужденными уклонений от отбывания наказания являются:

1) стремление осужденного к восстановлению утраченных в период нахождения в "закрытых" исправительных учреждениях личных и родственных связей путем нелегального выезда к месту проживания родственников;

2) употребление спиртных напитков в период нахождения за пределами колонии-поселения и последующий страх перед наказанием и возвращением в "закрытое" исправительное учреждение;

3) низкий моральный, образовательный и социальный уровень осужденных, когда перевод в колонию-поселение используется ими лишь в целях получения открытого доступа к употреблению спиртных напитков и наркотических средств (такая мотивация, на сленге самих осужденных, называется "съездить в отпуск").

Первоначальные мероприятия по розыску уклонившегося от отбывания наказания осужденного должны включать в себя:

1) опрос осужденных, с которыми уклонившийся имел близкий контакт, родственников, проживающих с осужденным или регулярно посещающих его, которым могут быть известны связи и сведения о вероятном местонахождении осужденного либо иные данные, могущие способствовать его розыску;

2) опрос работодателя, осужденных и других лиц, работающих с осужденным на одном объекте или территории;

3) проверку по учетам органов внутренних дел с целью выявления лица, уклоняющегося от отбывания наказания, среди задержанных, в приемниках-распределителях для лиц, не имеющих определенного места жительства, документов, медицинских вытрезвителях, а также по учетам медицинских учреждений, моргов и бюро регистрации несчастных случаев;

4) направление запросов в органы внутренних дел других регионов по месту жительства родственников осужденного и его знакомых.

5) направление запросов в исправительное учреждение, откуда прибыл осужденный, с целью выявления его связей, в том числе через осужденных, с которыми он отбывал наказание.

Материалы, полученные в ходе первоначальных розыскных мероприятий, приобщаются в личное дело осужденного, заводимого на него администрацией учреждения при постановке на учет.

Исходя из целей деятельности исправительных учреждений и уголовно-исполнительной системы в целом колонии-поселения призваны лишь исполнять наказание. В связи с этим, а также ввиду отсутствия в штате колоний-поселений необходимого числа специалистов по организации и проведению розыска, а также контролеров, осуществляющих контроль за осужденными, работающими за пределами учреждения, представляется целесообразным обязанности по розыску уклоняющихся от отбывания наказания осужденных возложить на территориальные органы внутренних дел или специально созданную оперативную группу Департаментов УИС областей, столицы, города республиканского значения при содействии оперативного аппарата колонии-поселения.

На данный момент из всех видов учреждений, исполняющих лишение свободы, колонии-поселения можно отнести к самым сложным структурным образованиям в плане обеспечения режима содержания. Одной из сложностей является обширность территории колонии, во многом определяющая специфику исполнения наказания в таких учреждениях.

Размеры территории колонии-поселения имеют большое значение для решения стоящих перед ней задач, так как безнадзорное передвижение по данному участку местности способствует адаптации осужденных к свободным условиям. В этом случае представляется естественным, что по размерам она должна быть значительно большей, нежели жилая зона колонии. Но размеры территории колонии-поселения в нормативных актах не закреплены, ввиду чего на практике нередко они сводятся к пределам жилой зоны. Это значительно сужает границы передвижения спецконтингента и препятствует их эффективной ресоциализации.

На наш взгляд, в плане соответствия социальному назначению исследуемого института вопрос о территории колонии-поселения более правильно решался в период возникновения колоний-поселений, когда осужденный мог передвигаться по всей территории колонии, в которую входили не только жилая зона, но и весь разрабатываемый лесной массив (в лесных подразделениях) или все обрабатываемые угодья (в сельскохозяйственных подразделениях). Таким образом, целесообразно в ст. 125 УИК Республики Казахстан закрепить право осужденных колоний-поселений на свободное передвижение в часы от подъема до отбоя в пределах административного района дислокации колонии.