При исследовании проблем и вопросов организации режима содержания в колонии-поселении необходимо руководствоваться задачами института колоний-поселений, нацеленных на решение адаптационных проблем осужденных и сохранения (восстановления) их социально-полезных связей через "полусвободную" работу и обучение. Приемлемым тут видится подход, предложенный В.И. Горобцовым, согласно которому в решении вопроса о пределах предоставления безнадзорного передвижения осужденного колонии-поселения целесообразно использовать опыт ранее действующего законодательства, который предполагал предоставлять осужденным в колониях-поселениях право передвигаться без надзора вне территории колонии, но в пределах автономной республики, края, области [102, С.231]. Подобный подход уравняет в правах представителей всех колоний-поселений и устранит различия в понимании пределов передвижения осужденных без надзора для выполнения работ или учебы.
В связи с вышесказанным хотелось бы добавить, что остается актуальным вопрос о предоставлении осужденным администрацией права передвижения без надзора вне колонии-поселения в пределах территории соответствующей области не только если это необходимо для выполнения ими работы либо в связи с обучением, но и для решения личных вопросов, касающихся лечения, приобретения предметов домашнего обихода, встречи родственников и т.п. Это не противоречит положениям законодательства, регламентирующим основания и порядок предоставления выездов осужденных к лишению свободы за пределы ИУ (ст. 93 УИК Республики Казахстан). На наш взгляд, указание в законе на возможность решения личных вопросов через предоставление свободного передвижения осужденному по территории области будет полнее удовлетворять социальному предназначению колоний-поселений.
Быт и досуг осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях, приобретает особую роль и значение, именно поэтому организация исправительного процесса в этих учреждениях нацелена на приобщение их к ритму жизни общества как в сфере производства, так и вне его. Правильное использование досуга и надлежащие бытовые условия в исследуемых колониях напрямую влияют на достижение задач этих учреждений. Если в "закрытых" колониях нерабочее время строго регламентировано распорядком дня и обеспечивается интенсивным надзором, то в колониях-поселениях регулирование бытовых условий и свободного от работы времени мало чем отличается от обычных граждан. Существует связь между неустроенностью бытового сектора и осложнением оперативной обстановки в колонии. Привитие норм правильной организации быта, наряду с формированием ценностного отношения к традициям законопослушания, являются определенной гарантией отсутствия рецидива со стороны освободившихся.
Вместе с положительным опытом использования полусвободного режима в деятельности исследуемых колоний в настоящее время имеется и ряд недостатков, каковыми являются: неразвитая инфраструктура некоторых колоний; отсутствие должным образом оборудованных мест проживания и проведения досуга; нарушения закона в плане выдачи заработной платы наличными деньгами; отсутствие мест для просушки одежды, хранения белья и т.п.
До сих пор остается неурегулированным вопрос о продовольственном обеспечении осужденных колоний-поселений, находящихся в лечебных учреждениях уголовно-исполнительной системы. Так как режим последних аналогичен режиму "конвойных" колоний, у осужденных данной категории необходимо денежные сбережения изымать и зачислять на лицевой счет. Питание и обмундирование этих осужденных должно производиться бесплатно за счет средств лечащего учреждения.
Подводя итог сказанному, отметим, что режим колоний-поселений по степени правоограничений, применяемых к осужденным, отличается более мягким по содержанию средством воздействия в сравнении с режимами других учреждений УИС. Но нормативно-правовое регулирование режимных требований колоний-поселений воспроизводится в объединенных для всех таких учреждениях юридических актах, слабо отражающих специфику исполнения наказания в исследуемых колониях. В связи с этим необходимо режим отбывания наказания в колониях-поселениях регламентировать отдельными правовыми актами, с более детальным отражением механизма осуществления процесса карательно-воспитательного воздействия на осужденных в полусвободных условиях.
2.2 Трудовое использование лиц, содержащихся в колониях-поселениях
На современном этапе развития общества созрела необходимость анализа многих общетеоретических вопросов, имеющих важное методологическое значение, а также разработки конструктивных предложений по дальнейшему совершенствованию действующего законодательства [48, С.58].
В настоящее время труд осужденных регулируется множеством нормативных правовых актов. В ст. 24 Конституции Республики Казахстан, закреплено положение, что каждый имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии. Принудительный труд допускается только по приговору суда либо в условиях чрезвычайного или военного положения. То есть, труд осужденных в Казахстане закреплен в основном законе стране и его организация возложена на КУИС МЮ Республики Казахстан.
И.Я. Фойницкий отмечал, что у государства уже издавна появилась мысль получать доход с преступников как с рабочей силы, не имеющей права распоряжаться собой. Вначале работы назначались лицам, не совершившим никакого преступления, а ведшим только праздную жизнь: нищие, бродяги, мелкие правонарушители [49, С.334].
Трудоправовой статус рабочих и служащих Республики Казахстан закреплен в Трудовом Кодексе Республики Казахстан, где в ст. 22 закреплены основные права и обязанности работника. Однако проанализировав статью, мы пришли к выводу, что осужденные могут пользоваться не всеми правами. Например, право на объединения, включая право на создание профессионального союза или других объединений, а также членство в них, для защиты своих трудовых прав в отношении осужденных к лишению свободы остается в нейтральном положении.
В настоящее время право граждан Республики Казахстан на свободу труда (ст. 24 Конституции Республики Казахстан) в отношении осужденных к лишению свободы в период отбывания наказания не действует, так как осужденные не могут сами выбирать вид трудовой деятельности. Это право у них возникает в усеченном виде в колонии-поселении, в полном виде только после освобождения.
В ныне действующих правилах внутреннего распорядка ИУ нет расширенного толкования трудовых прав и обязанностей осужденных. Имеется только раздел 5, где говорится о порядке развода осужденных на работы. На это в свое время обращал внимание А.И. Зубков: "Применительно к условиям конкретного исправительно-трудового учреждения Правила внутреннего распорядка должны быть конкретизированы в плане уточнения трудовых прав и обязанностей осужденных, порядка поведения на производстве и взаимоотношений между собой ..." [50, С.108-109].
В связи с этим есть мнение А.Б. Кайжакпаровой, которая пишет: "Примечательным является тот факт, что в системе государственной статистики лишенные свободы не указываются как группа населения. Публикуемые статистические материалы характеризуют данную группу только юридическими параметрами, не учитывая того, что эта социальная общность представляет собой часть населения Республики Казахстан и соответственно обладает не только правовыми, но и определенными социальными характеристиками" [51, С.133].
В советский период, в области трудовой правосубъектности осужденных исполнение наказаний обуславливает целый ряд ограничений, содержание и количество которых зависело от вида наказания: меньше всего их было при исполнении ссылки и высылки, значительно больше при исполнении исправительных работ без лишения свободы, и еще больше - при исполнении наказания в виде лишения свободы.
Определенная специфика имеется и в характеристике участников данного правоотношения. Особенность характеристики личности осужденного (как одного из участников специфического трудового правоотношения) проявляется в том, что он одновременно выступает и объектом карательно-воспитательного воздействия, в силу чего его некоторые субъективные права в данном правоотношении претерпевают определенные изменения [52, С.167-168].
В связи с этим необходимо установить комплекс гарантий в области трудовых прав осужденных к лишению свободы.
Установление системы гарантий в области трудовых прав осужденных особенно необходимо, так как они свою трудовую правоспособность осуществляют в условиях существенного ограничения своих ряда элементов правового статуса гражданина, в условиях лишения свободы, в условиях применения целого комплекса мер исправительного воздействия.
В настоящее время закрепление труда лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, не противоречит международным нормам.
Так в п. 1 ст. 2 Конвенции о принудительном труде, принятой 28 июня 1930 г., отмечается, что "принудительный или обязательный труд означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которого это лицо не предложило добровольно своих услуг". Вместе с тем, в п. 2 ст. 1 данной Конвенции оговаривается, что к принудительному или обязательному труду не относится всякая работа или служба, требуемая от какого-либо лица, вследствие приговора вынесенного судом, при условии, что эта работа или служба будет производиться под надзором и контролем государственных властей и что указанное лицо не будет уступлено или передано в распоряжение частных лиц, компаний или обществ, также под данный термин не подпадает любая работа или служба, требуемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случаях войны или бедствия или угрозы бедствия [53, С.515].