Смекни!
smekni.com

Колонии-поселения как вид исправительных учреждений, исполняющих наказания в Республике Казахстан (стр. 14 из 24)

И в п. 3 ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах также установлен запрет на принудительный или обязательный труд. Там же отмечается, что данное положение не распространяется на страны, где за совершение преступления может быть назначено лишение свободы сопряженное с каторжными работами приговором компетентного суда. Далее, в этой же статье говорится, что термином "принудительный или обязательный труд" не охватывается, какая бы то ни была работа или служба, которую должно выполнять лицо, находящееся в заключении на основании законного распоряжения суда, или лицо, условно освобожденное от такого заключения [54, С.55].

С переходом к рыночной экономике предприятия УИС оказались не жизнеспособными, что не могло не сказаться на численности осужденных занятых трудом. Интересны по данной проблеме рассуждения Х.Х. Валиева: "Теперь возможность трудиться - это большое благо, которое не всем доступно. Теперь предоставление работы - это своего рода поощрение, и этот фактор, безусловно, должен найти свое отражение в уголовно-исполнительном законодательстве" [54, С.58].

Приблизительно похожего мнения придерживается В.И.Поздняков, который пишет: "Возникшие, конечно, не от хорошей жизни проблемы с обеспечением трудовой занятости осужденных привели к необходимости осуществлять дифференцированный отбор осужденных для замещения вакансий на объектах труда исправительных учреждений. Предпочтение будет отдано, прежде всего, тому, кто имеет навыки работы по требуемой специальности или необходимую квалификацию. Это создает основу для здоровой конкуренции и, как следствие, формирует стремление трудиться у осужденных, не охваченных трудовым процессом" [55, С.35].

Все вышесказанное, конечно, имеет определенный смысл и более того, является закономерным результатом развития рыночных отношений в стране, так как предприятия уголовно-исполнительной системы находятся в одной конкурентной среде с предприятиями различной формой собственности. Это отдельная проблема.

Далее, развивая вышеизложенное Х.Х. Валиев пишет, что значимость труда будет намного выше "если труд будет не обязательным, т.е. являться волеизъявлением самого осужденного, если осужденный будет трудиться на предприятии исправительной колонии не по обязанности, а по своей воле, то этот факт будет действительно означать, что процесс его исправления протекает реально и успешно" [56, С.24].

Хотя в свое время Х.Х. Валиев, в своей диссертации отмечал, "...что, по мнению руководителей учреждений, с каждым днем, в буквальном смысле слова, сдерживать ситуацию становиться все труднее. Основная проблема - это отсутствие поддержки производства учреждений. ... а незанятость многих из них, как известно, в такой среде выступает в качестве криминогенного фактора" [57, С.88-89].

Так же интересны результаты анкетирования, проведенного КУИС МЮ Республики Казахстан в 2003 г. На вопрос, каким должен быть труд осужденных добровольным или обязательным, 21931 осужденных (78,3%) ответили добровольным, а 6100 (21,7%) респондентов соответственно обязательным [58].

Условия труда лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в определенные периоды времени развития пенитенциарных учреждений были разные. Рассмотрим развитие и изменения в регулировании оплаты труда, рабочего времени и времени отдыха через призму принятия нормативных правовых актов в исторической последовательности, начиная с установления советской власти.

Одним из существенных правоограничений в свое время выступало лишение осужденных трудовых отпусков, что большинством осужденных воспринималось как дополнительное наказание. И поэтому в ряде случаев, в результате моральной и физической усталости, осужденные сами устраивали себе "отпуска" путем отказа от работы, умышленного невыполнения норм выработки или работают по принципу "лишь бы начальство не ругалось", хотя имели объективные возможности выполнять и перевыполнять установленные задания [59, С.63].

В этой связи следует отметить, что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 февраля 1977 г. Основы исправительно-трудового законодательства были дополнены ст. 24-1, в которой устанавливалась возможность краткосрочного выезда осужденного за пределы мест лишения свободы. В ней указывалось, что осужденным, содержащимся в исправительно-трудовых колониях общего режима, колониях-поселениях для лиц, совершивших преступления по неосторожности, колониях-поселениях и воспитательно-трудовых колониях, могут быть разрешены краткосрочные выезды за пределы мест лишения свободы на срок не более семи суток, не считая времени, необходимого для проезда в оба конца (не свыше пяти суток), в связи с исключительными личными обстоятельствами: смерть или тяжкая болезнь близкого родственника, угрожающая жизни больного; стихийное бедствие, причинившее значительный материальный ущерб осужденному и его семье [60, С.17-18].

Сейчас труд осужденных к лишению свободы организуется в соответствии с ТК Республики Казахстан с учетом ограничений, вытекающих из порядка и условий отбывания наказания, предусмотренных УИК Республики Казахстан, и направлена на достижение основной задачи исполнения наказаний - исправление осужденных.

В ч. 1 ст. 99 УИК Республики Казахстан закреплено положение, в соответствии с которым все осужденные к лишению свободы обязаны трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией ИУ. Осужденные привлекаются к труду на предприятиях УИС, в государственных организациях или организациях иных форм собственности при условии обеспечения их надлежащей охраны и изоляции, а также других режимных требований. Осужденные могут заниматься индивидуально-трудовой деятельностью.

Похожая формулировка закреплена в УИК Российской Федерации, где в ч. 1 ст. 103 закреплено: "Каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений" [61]. Так же в ч. 1 ст. 98 УИК Республики Беларусь [62] и в ч. 1 ст. 95 Кодекса Азербайджанской Республики об исполнении наказания закреплена обязанность осужденных к лишению свободы трудиться [63].

В Эстонии ч. 1 ст. 37 Закона "Об исполнении наказаний, связанных с изоляцией от общества" это положение изложено несколько иначе: "Заключенные обязаны трудиться, если иное не установлено настоящим Законом" [64].

Несколько мягче изложена норма о привлечении к труду осужденных к лишению свободы в УИК Республики Молдова, где в ч. 1 ст. 78 закреплено: "Каждый осужденный может работать в соответствии с его трудоспособностью" [65].

Нам думается, что все выше изложенные формулировки не совсем удачны. Во-первых, если не закреплять обязательность труда осужденных к лишению свободы в уголовно-исполнительном законодательстве, то нет основания привлекать их к труду, что в свою очередь ухудшит криминогенную обстановку в КП. Во-вторых, если закрепить обязанность осужденных трудиться, то администрация обязана всех их трудоустроить.

В связи с этим необходимо закрепить обязанность осужденных к лишению свободы трудиться, если у администрации колонии-поселения есть возможность их трудоустроить.

Условия труда для осужденных к лишению свободы устанавливаются ст. 100 УИК Республики Казахстан и ст.ст. 76, 77, 80 ТК Республика Казахстан [66].

Согласно ч. 1 ст. 100 УИК Республика Казахстан для лиц, отбывающих наказание в ИУ, недельная продолжительность рабочего времени не может превышать норму, установленную трудовым законодательством. Аналогичная норма закреплена и в уголовно-исполнительном законодательстве России, Беларуси, Узбекистана, Молдовы, Эстонии и Азербайджана.

Для лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, недельная продолжительность рабочего времени, в соответствии с трудовым законодательством, не должна превышать 40 часов.

Продолжительность рабочего дня осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, предоставление им еженедельных дней отдыха, а также льготы лицам, успешно обучающимся без отрыва от производства в общеобразовательной школе, устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан. Для несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени (ст. 181 ТК Республики Казахстан):

1) для осужденных в возрасте от 14 до 16 лет - не более 24 часов в неделю;

2) для осужденных в возрасте от 16 до 18 лет - не более 36 часов в неделю.

3) для учащихся организаций образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет - 2,5 часа в день, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - 3,5 часа в день.

Продолжительность рабочего времени осужденных, занятых на тяжелых физических работах и работах с вредными условиями труда, - не более 36 часов в неделю (ст. 202 ТК Республики Казахстан).

Интересны выводы по продолжительности рабочего времени сделанные в свое время А.С. Макаренко, он писал: "... я считаю, что правильно организованный четырехчасовой рабочий день, освещенный присутствием интересного занятия и общим повышенным тонусом жизни коммунара, отсутствием утомления, ясной и надежной перспективы впереди, дает гораздо больше, чем погоня за лишним рабочим часом" [67, С.42].

Время начала и окончания работы (смены), перерывов устанавливаются Правилами внутреннего трудового распорядка [16] и графиками сменности, устанавливаемыми администрацией.

В ныне действующих Правилах внутреннего распорядка ИУ труд осужденных детально не регулируется, в отличие от Правил внутреннего распорядка ИТУ 1977 г., где регулированию труда осужденных была посвящена Глава 11 "Труд лиц, лишенных свободы". В данной главе были закреплены особенности труда лиц данной категории. Возможно, в новых правилах нет необходимости регулирования труда осужденных к лишению свободы, так как он регулируется трудовым законодательством с некоторыми ограничениями, которые закреплены в УИК Республики Казахстан. В новых правилах остался только перечень работ и должностей, на которых запрещается использование труда осужденных, он ничем не отличается от перечня старых правил, даже формулировки те же. Различия заключаются только в том, что в старых правилах в дополнении ко всему запрещается использование осужденных в качестве фотографов и зубопротезистов, в новых правилах этого запрета нет.