В качестве дополнительного аргумента в пользу раскрываемого мнения может послужить то обстоятельство, что в юридической литературе при рассмотрении институтов условного осуждения (освобождения) с обязательным привлечением к труду отсутствие изоляции от общества при исполнении данных уголовно-правовых мер обосновывается ссылкой именно на возможность общения осужденных с их родственниками. "Предусмотренные законом в отношении условно осужденных с обязательным привлечением к труду правоограничения, - указывает С.И. Зельдов, - не означают их изоляцию от общества Наоборот, им предоставлены широко возможности пригласить на жительство к месту новой работы членов семьи, общаться с ними, поддерживать связь" [40, С.41].
Таким образом, для осужденных, содержащихся в колониях-поселениях, существуют лишь определенные ограничения в свободе передвижения, что, безусловно, сказывается на диапазоне их социальных запретов (подобные ограничения свойственны и некоторым другим наказаниям), имеет место изоляция их от прежнего микросоциального окружения, однако совершенно не отрицается общение со свободными людьми. Отказ от такого неотъемлемого элементанаказания в виде лишения свободы, как исключение свободного общения, считает Ф.Р. Сундуров, искажает сущность данного наказания [41, С.27]. В данном случае уместно привести мнение И.С. Ноя, указывающего, что без установления запрета в отношении контактов осужденного с внешним миром не может быть и самого понятия лишения свободы [42, С.57].
Анализ такого явления, как изоляция, выделение ее различных видов, рассмотрение существа и последствий изоляции преступника от общества, положения осужденного в колониях-поселениях позволяют заключить следующее:
1)осужденные в колониях-поселениях не изолируются от общества;
2)совокупность правоограничений, свойственных исполняемомув этих учреждениях наказанию, предполагает изоляцию осужденного от прежнего микросоциального окружения [1, С.50].
Таким образом, основываясь на существующих и обоснованных мнениях, а также личных умозаключениях, вышеизложенное позволяет нам утверждать, что отбытие осужденными наказания в условиях колонии-поселении не является формой отбытия уголовного наказания в виде лишения свободы.
1.3 Нормативно-правовые основы исполнения наказания в колониях- поселениях
Правовой основой деятельности колоний-поселений является ряд нормативных правовых актов Республики Казахстан, основными из которых являются: Конституция Республики Казахстан, Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан, Инструкция по организации надзора за лицами, содержащимися в исправительных учреждениях, утвержденная приказом МЮ Республики Казахстан от 11 декабря 2001 года № 154, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом МЮ Республики Казахстан от 11 декабря 2001 года № 148, Инструкция об организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях, утвержденная приказом МЮ Республики Казахстан от 21 октября 2004 года № 305.
Анализ ведомственных нормативных правовых актов Министерства юстиции Республики Казахстан показывает, что, несмотря на отдельный статус колоний поселений в институте мест лишения свободы уголовно-исполнительной системы, в них не уделяется особого внимания регламентации работы именно этого вида исправительных учреждений.
Тем не менее, в п. 3 Правил посещения гражданами учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов прямо делается градация и обособление колоний-поселений от других видов исправительных учреждений: "Режимные объекты подразделяются на объекты, находящиеся под вооруженной охраной (исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы и следственные изоляторы), и на объекты, находящиеся под надзором администрации ИУ (колонии поселения, административные здания, сооружения, хозяйственные объекты, а также прилегающая к ним территория)" [43].
Данными Правилами устанавливается доступ на территорию колонии-поселения в следующем порядке:
1) сотрудники УИС Министерства юстиции Республики Казахстан имеют право входа в административные здания и на режимные объекты УИС на основании предъявления служебного удостоверения;
2) граждане допускаются в административные здания, а равно находятся на территории режимного объекта УИС, только после обязательного предъявления документа, удостоверяющего личность, регистрации в Журнале учета посетителей и получения специального пропуска;
3) граждан, после получения пропуска, принимает должностное лицо. Передвижение данных лиц по территории административного здания, их вход и выход осуществляется в сопровождении сотрудников УИС;
4) пребывание должностных лиц других министерств и ведомств, членов общественных наблюдательных комиссий, а равно представителей иностранных делегаций, осуществляется в сопровождении сотрудников УИС.
Помимо основных, деятельность колоний-поселений регулирует ряд актов, регламентирующих некоторые обеспечительные функции работы рассматриваемого вида исправительных учреждений. Остановимся на них, так как данная работа, по нашему мнению, в достаточной степени отражает положения вышеуказанных нормативных правовых актов.
Правительством Республики Казахстан установлены определенные нормы бесплатного питания осужденных, в том числе содержащихся в колонии-поселении [44]. Данное постановление устанавливает такие нормы как:
1. Нормы обеспечения бесплатным питанием подозреваемых и обвиняемых.
2. Нормы повышенного питания и вещевого обеспечения беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, инвалидов первой и второй групп.
3. Нормы повышенного питания несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых.
4. Нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных.
5. Правила оказания помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания.
Однако и в этом постановлении, несмотря на отдельные позиции, касающиеся норм положенности для осужденных различных категорий (женщины, несовершеннолетние, больные, находящиеся на стационарном и амбулаторном лечении в лечебно-профилактических учреждениях исправительных учреждений, отбывающих наказание в тюрьмах и т.д.), также не предусмотрены какие-либо отдельные нормы.
Учет осужденных в колониях-поселениях, как и в других видах исправительных учреждений, осуществляется отделами специального учета. В частности, применительно к колониям-поселениям, в их функции входят:
1) проверка правильности оформления документов на осужденных при их приеме в колонию-поселение;
2) осуществление персонального и количественного учета осужденных, составление отчетности об их численности, составе и движении;
3) учет, ведение и хранение личных дел на осужденных, содержащихся в колонии-поселении;
4) оформление на осужденных материалов: об условно-досрочном освобождении; об освобождении от отбывания наказания по болезни; о включении времени работы лиц, отбывающих наказание в колонии-поселении, в их общий трудовой стаж;
5) исполнение актов об амнистии осужденных, а также определений и постановлений судов об изменении приговоров в отношении осужденных;
6) подготовка ответов на запросы органов внутренних дел, национальной безопасности, прокуратуры, юстиции, суда и других государственных учреждений по вопросам, относящимся к компетенции отдела (отделения, групп) специального учета;
7) оформление документов о конвоировании осужденных;
8) осуществление контроля за своевременным освобождением осужденных из колонии-поселения и оформление документов об этом;
9) оформление учетно-регистрационных материалов на осужденных для направления их в Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан и его филиалы в областях;
10) участие в работе по установлению административного надзора за лицами, освобождаемыми из колонии-поселения [45].
Большое значение в правильном функционировании исправительного учреждения имеют контроль и надзор со стороны компетентных государственных органов и гражданского сектора.
Контроль за деятельностью колонии-поселения осуществляют исполнительные органы на своей территории, вышестоящие органы управления уголовно-исполнительной системой, судебные органы, а надзор – Генеральный Прокурор Республики Казахстан и подчиненные ему прокуроры. Так, в Инструкции по организации прокурорского надзора за законностью исполнения наказаний и реабилитации граждан прокурорам вменяется обязанность проведения комплексных проверок состояния законности во всех исправительных учреждениях не реже одного раза в полугодие, проводится постоянный тщательный анализ и обобщение состояния законности. Таким образом обеспечивается постоянный мониторинг в исправительных учреждениях [46].
Кроме того, значительная роль в этом направлении принадлежит общественному контролю со стороны Общественных наблюдательных комиссий, правозащитных организаций, средств массовой информации, также осуществляющих непрерывный мониторинг соблюдения прав осужденных.
Одной из распространенных форм контроля и надзора являются проверки, осуществляемые при посещении исправительного учреждения. Законом предусмотрен перечень должностных лиц, имеющих право посещать учреждения, исполняющие наказания, без специального на то разрешения.
Приведение национального законодательства в соответствии с международными стандартами способствовало тому, что в статье 19 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан расширен круг лиц, имеющих право посещать учреждения, исполняющие наказания, без специального разрешения.
К ним относятся:
1. Президент Республики Казахстан, Премьер-министр Республики Казахстан, депутаты Парламента Республики Казахстан, Общественные наблюдательные комиссии, а также акимы областей, городов республиканского значения и столицы республики в пределах соответствующих территорий.