В связи с этим при оценке того, являются ли распространяемые сведения клеветническими, т.е. порочащими честь и достоинство другого лица или подрывающими его репутацию, решающим должен являться субъективный критерий, т.е. субъективное восприятие самим потерпевшим распространяемых о нем сведений. Клевета является оконченной с момента сообщения клеветнических сведений хотя бы одному человеку.
При этом клевета может быть как оконченным, так и неоконченным преступлением. Так, клевета, распространяемая в письменном виде, - это преступление с формальным составом. Оно считается оконченным с момента доведения ложных сведений хотя бы до одного человека. Если же эти сведения были посланы, например, почтой, но не попали к адресату из-за утраты почтальоном письма, то причинение вреда чести и достоинству потерпевшего не осуществилось и действия клеветника следует квалифицировать как покушение на клевету. Покушение на клевету имеет место, когда сведения сообщаются лицам, не способным осознавать происходящего, если такие сведения становятся известными самому потерпевшему, а не третьим лицам, или в случае фактической ошибки относительно ложности этих сведений.
Клевета политическая – это ложное сообщение, распространение заведомо искаженных, позорящих измышлений о поведении и действиях отдельных политических лидеров, общественных групп, политических, партий и движений, органов власти или государства в. целом. Ее цель - опорочить кого-либо или что-либо, вызвать недоверие народа к политическим программам и действиям. Она выступает одним из средств политической борьбы и отражает кризисные явления в политической жизни общества.
2.3 Субъект клеветы и субъективная сторона преступления
Субъектом преступления является лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный осознает, что распространяет ложные сведения, порочащие честь и достоинство или репутацию другого человека, и желает этого. Совершая деяние, субъект осознает и общественную опасность своих действий, заведомо понимает ложность распространяемых сведений. Мотивы и цели преступления (месть, личная неприязнь и т.д.) не влияют на квалификацию, но могут учитываться при индивидуализации уголовного наказания.
В ситуации, когда клевета является систематической, носит характер травли и служит способом доведения лица до самоубийства, оно не требует самостоятельной квалификации и охватывается составом преступления, предусмотренного ст. 110 УК РФ.
Клевету, предусмотренную ст. 129 УК РФ, следует отграничивать от преступления, предусмотренного ст. 298 УК РФ "Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя". Отличие проводится по признакам потерпевшего и мотиву преступления.
Согласно диспозиции ст. 129 УК РФ уголовная ответственность за клевету наступает в том случае, если виновный заведомо осознавал ложность сообщаемых им сведений, порочащих честь и достоинство других лиц или подрывающих их репутацию, и желал их распространить. Если гражданин уверен в том, что сведения, которые он распространяет, содержат правдивые данные, хотя на самом деле они ложные, он не может нести уголовную ответственность по ст. 129 УК РФ. Добросовестное заблуждение относительно подлинности распространяемых сведений исключает состав клеветы. Правда, в судебной практике эти законодательные требования (вытекающие из диспозиции ч. 1 ст. 129 УК РФ) толкуются не всегда правильно.
В ч. 2 ст. 129 УК РФ устанавливается повышенная ответственность за клевету, содержащуюся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации.
Под публичным выступлением понимается выступление перед многочисленной аудиторией (на собрании, митинге и т.п.). Публично демонстрирующимся произведением может быть любое по форме подачи информации и жанру произведение (книга, театральная постановка, видео и компакт-кассеты и диски, носители компьютерной информации, плакат и т.д.). Распространяемые при клевете сведения должны в деталях либо в общих чертах характеризовать какой-либо конкретный факт, при этом они могут прямо указывать на событие или содержать косвенную информацию о нем. Заявления же общего характера, не содержащие указания на определенный ложный факт (например, выражения "вор", "мошенник", "взяточник", "подлец" и др.), не образуют состава клеветы, но в некоторых случаях при наличии к тому оснований могут содержать состав оскорбления. Клевета в средствах массовой информации предполагает распространение клеветнических сведений с помощью телевидения, радио, газет или журналов. «Под распространением сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию граждан, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу»
Часть 3 ст. 129 УК РФ предусматривает ответственность за наиболее опасный вид клеветы - соединенной с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. Понятие этих категорий преступлений дается в ч. 4 и 5 ст. 15 УК РФ.
Клевету, предусмотренную ч. 3 ст. 129 УК РФ, следует отличать от заведомо ложного доноса, предусмотренного ст. 306 УК РФ. Клевета, соединенная с обвинением в совершении преступления, отличается от заведомо ложного доноса тем, что при заведомо ложном доносе умысел лица направлен на привлечение потерпевшего к уголовной ответственности, а при клевете - на унижение его чести и достоинства.
3. Диффамация
3.1 Понятие о диффамации
От клеветы необходимо отличать диффамацию, публичное распространение порочащих сведений, независимо от того, являются ли они соответствующими действительности. Понятие "диффамация" охватывает любое распространение порочащих другое лицо сведений. В зависимости от соответствия распространяемых сведений действительности и субъективного отношения распространителя к своим действиям можно выделить следующие ее виды:
1) распространение заведомо ложных порочащих сведений - умышленная недостоверная диффамация, или клевета;
2) неумышленное распространение ложных порочащих сведений - неумышленная недостоверная диффамация;
3) распространение правдивых порочащих сведений - достоверная диффамация.
«Поэтому под действиями, порочащими честь, достоинство и репутацию, следует понимать распространение сведений, умаляющих эти блага по сравнению с тем уровнем, к которому стремился и которого достиг потерпевший, хотя бы приписываемые ему действия и не являлись противозаконными или аморальными и не вызывали явного осуждения со стороны окружающих. Например, «если человек вообще не употребляет спиртного и гордится своей репутацией, то сообщение о том, что он иногда выпивает, следует считать порочащим его репутацию».
Гражданско-правовой способ защиты чести, достоинства и деловой репутации от недостоверной диффамации любого вида определен в ст. 152 ГК.
Рассмотрим некоторые вопросы гражданско-правовой ответственности за недостоверную диффамацию. Определить содержание умаляемых в результате диффамации благ можно следующим образом:
честь - сопровождающееся положительной оценкой общества отражение качеств лица в общественном сознании;
достоинство - сопровождающееся собственной положительной оценкой отражение качеств лица в его сознании;
деловая репутация - сопровождающееся положительной оценкой общества отражение деловых качеств лица в общественном сознании.
При достоверной диффамации ответственность не наступает в связи с умалением вполне определенных нематериальных благ - чести, достоинства и деловой репутации. Но диффамация может одновременно причинять вред другим нематериальным благам - неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайне. К мерам пресечения нарушения неприкосновенности частной жизни, правовым основанием которой в данный момент может являться лишь общая норма ст. 12 ГК РФ, содержащая перечень способов защиты гражданских прав, может быть отнесен иск о пресечении действий, нарушающих неприкосновенность частной жизни. В данном случае пресечение действий, нарушающих право, также является способом защиты от диффамации.