Продолжаемое преступление как вид единичных преступлений со сложным составом представляет собой такое преступное деяние, которое посягает на один объект уголовно-правовой охраны, складывается из ряда тождественных преступных действий, направленных на общую цель и составляющих в своей совокупности единичное преступление. Каждое деяние, исключая первое, по объективным и субъективным признакам является продолжением предшествующего. Одним словом, продолжаемое преступление, являясь особой комплексной формой как простых, так и сложных преступлений, обусловлено неоднократным их совершением. Все последовательно совершаемые акты продолжаемого преступления объединены единством намерения и цели. Например, к продолжаемым преступлениям относится систематическое нанесение побоев одному и тому же лицу[44].
Продолжаемым единичным является преступление, имеющее следующие признаки:
1) оно слагается из ряда деяний, которые совершаются последовательно;
2) деяния, составляющие продолжаемое преступление, посягают на один и тот же объект;
3) деяния, составляющие продолжаемое преступление, юридически тождественны или однородны;
4) единый умысел, объединенный одной целью, направлен на конкретный предмет;
5) деяния, составляющие продолжаемое преступление, не получают и не должны получать самостоятельные оценку и квалификацию;
6) деяния, составляющие продолжаемое преступление, являются звеньями, этапами, продолжением одного и того же преступного деяния[45].
Следующим видом единичных преступлений со сложным составом является длящееся преступление, имеющее, как и продолжаемое, один объект посягательства. Длящееся преступление характеризуется тем, что в отличие от продолжаемого преступления оно выражается в непрерывном осуществлении состава определенного преступления в течение длительного времени. Лицо, совершив вначале какое-либо действие или бездействие, в течение определенного времени отказывается от выполнения обязанностей, прямо вытекающих из уголовного закона. Примером длящегося преступления может служить хранение или ношение оружия, боеприпасов, хранение наркотических средств, укрывательство преступлений и т.д.[46]
Заслуживает внимания разделение в юридической литературе длящихся преступлений на две группы:
1) уклонение субъекта от выполнения возложенных на него обязанностей (например, побег из места лишения свободы, из-под стражи);
2) хранение запрещенных предметов (оружия, наркотиков, ядовитых и сильнодействующих средств и т.д.)[47].
Длящееся преступление начинается с момента совершения преступного действия или бездействия, образующего само по себе оконченное преступление. Окончанием длящегося преступления могут служить следующие обстоятельства:
1) добровольное прекращение лицом преступного действия или бездействия;
2) наступление событий, препятствующих дальнейшему совершению преступления;
3) отпадение обязанностей, невыполнение которых ранее считалось уголовно противозаконным;
4) пресечение преступления правоохранительными органами.
Длящимся единичным является преступление, имеющее следующие признаки:
1) длящееся преступление совершается в течение длительного времени;
2) длящееся преступление начинается с деяния, само по себе образующего состав оконченного преступления;
3) длящееся преступление имеет один объект посягательства;
4) деятельность субъекта длящегося преступления постоянно воспроизводит состав преступления;
5) длящееся преступление признается оконченным с момента прекращения лицом преступного действия или бездействия; отпадения обязанностей, невыполнение которых считалось уголовно наказуемым; с наступлением событий, препятствующих дальнейшему совершению преступления; с пресечением преступления правоохранительными органами[48].
Следующим видом единичных преступлений со сложным составом являются преступления, образующиеся альтернативными действиями. Особенностью этих преступлений является то, что для наличия состава преступления необходимо совершение лишь одного из указанных в диспозиции соответствующей нормы деяний, то есть каждого из них уже самого по себе достаточно для признания преступления совершенным. Примером могут служить такие преступления, как государственная измена, шпионаж, бандитизм и др.[49]
Единичными сложными преступлениями, образующимися альтернативными действиями, являются преступления, имеющие следующие признаки:
1) совершения любого из указанных в диспозиции уголовно-правовой нормы действий достаточно для признания преступления законченным;
2) совершение различных действий или актов бездействия в одинаковой степени ведет к наступлению общественно опасных последствий[50].
Единичные сложные преступления, образующиеся неоднократными действиями, представляют собой преступления, для наличия которых необходимо совершение нескольких действий, каждое из которых не может рассматриваться в качестве самостоятельного состава преступления. Являясь по своей юридической природе административным, дисциплинарным правонарушением или антиобщественным поступком, их совокупность рассматривается как единичное преступление. К единичным преступлениям с неоднократными действиями можно отнести, например, побои, доведение до самоубийства, вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий и др.[51]
Таким образом, признаками единичных сложных преступлений, образующихся неоднократными действиями, являются следующие особенности:
1) для наличия преступления необходимо совершение нескольких действий, каждое из которых не может рассматриваться как самостоятельный состав преступления;
2) по своей юридической природе деяния являются административным, дисциплинарным правонарушением или антиобщественным поступком;
3) совокупность административных, дисциплинарных правонарушений или антиобщественных поступков рассматривается как единичное преступление[52].
Таким образом, выделяя основные, существующие в теории уголовного права виды единичных сложных преступлений и их признаки, можно без особого труда отличить множественность преступлений от таких сложных единичных преступлений как: составные преступления, продолжаемые преступления, длящиеся преступления, преступления, образующиеся альтернативными действиями, преступления, образующиеся неоднократными действиями.
Можно сделать вывод о том, что принципиальное отличие множественности преступлений от единичных сложных преступлений заключается в том, что множественность преступлений всегда включает в себя совершение лицом двух или более преступлений, содержащих признаки самостоятельного состава преступления, независимо от того, привлекалось ли лицо за совершенные преступления к уголовной ответственности или нет, если хотя бы по двум из совершенных преступлений нет обстоятельств, исключающих уголовно-правовые последствия.
3. Рецидив преступлений, виды рецидива, его уголовно – правовое значение
рецидив преступление множественность уголовный
В современных условиях повышенного внимания требует организованная и профессиональная преступность, так как происходит бурный рост именно этих форм преступной деятельности, которая с уголовно – правовой стороны характеризуется множественностью преступлений и множеством субъектов, их совершающих.
Следует обратить внимание, что законодатель в УК РФ сформулировал в системном виде институт множественности преступлений, а все его составляющие включены в главу 3 УК РФ «Понятие преступления и виды преступлений».
Рецидив преступлений как уголовно-правовой институт сформулирован впервые в Общей части Уголовного кодекса РФ. В переводе с латинского «recidivus» означает «возобновляющийся, возвращающийся», то есть преступления должны иметь место несколько раз. В данном количественном признаке проявляется сходство неоднократности и рецидива преступлений[53].
До принятия УК РФ наибольшее распространение получила точка зрения, согласно которой под рецидивом следует понимать совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление. Именно это положение и нашло свое законодательное закрепление в ч. 1 ст. 18 УК РФ.
Действующий Уголовный Кодекс России в значительной мере усовершенствовал нормы о рецидиве преступлений. В частности, реализована рекомендация специалистов об определении трех видов рецидива: «простого», опасного и особо опасного, что отвечает потребностям правоприменительной практики[54].
В Общей части Уголовного кодекса РСФСР 1960 г. предусматривалась повышенная ответственность лишь особо опасного рецидивиста. Статья 24 УК РСФСР содержала перечень преступлений, определяющих признаки особо опасного рецидивиста. Для практического применения данная статья была неудобна, поскольку этот перечень был довольно длинным и постоянно менялся[55].
Многие авторы, анализируя определение особо опасного рецидивиста, справедливо отмечали его несовершенство, указывая на языковые излишества, громоздкие конструкции, делающие язык закона трудным даже для специалистов[56].
Кроме того, судебная практика того времени нуждалась в том, чтобы наряду с особо опасным рецидивистом законодательно были закреплены понятия «опасного рецидивиста» и «рецидива преступлений», поскольку из-за отсутствия таковых понятий возникли проблемы квалификации совершенных деяний. Рецидив преступлений дифференцируется на несколько видов и нельзя его сводить только к особо опасному рецидиву[57].