Смекни!
smekni.com

Правовые аспекты деятельности общества с ограниченной ответственностью (стр. 5 из 16)

Как совершенно правильно отметил В.Г. Гусев, все участники любых хозяйственных обществ и товариществ по экономической и правовой терминологии являются инвесторами, т.е. лицами, вкладывающими средства в ценные бумаги (акции) и паи (доли). Инвесторы независимо от способа вложения (на первичном или вторичном рынках) в любой экономике выступают ее движущим элементом, от их поведения зависят благополучие и развитие экономического оборота[32].

Основополагающие правила об участниках общества с ограниченной ответственностью установлены в ст. 7 Закона об ООО, которая развивает нормы статей 66 и 88 ГК РФ. Подобные положения предусмотрены и акционерным законодательством Российской Федерации (ст. 10 Федерального закона «Об акционерных обществах»[33]).

Участниками общества могут быть граждане и юридические лица. Таким образом, в составе участников общества с ограниченной ответственностью могут быть: а) только граждане (гражданин); б) только юридические лица (юридическое лицо); в) одновременно граждане (гражданин) и юридические лица (юридическое лицо)[34].

Право гражданина создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами основано на нормах гражданского законодательства Российской Федерации. Статья 18 ГК РФ, раскрывая содержание правоспособности граждан, предусматривает, в частности, и названное право гражданина. Но гражданин должен быть способен реализовать это право, иметь возможность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (см. ст. 21 ГК РФ). Поэтому учредителями общества могут быть только дееспособные граждане, т.е. учредителями общества с ограниченной ответственностью могут быть граждане, достигшие 18 лет или вступившие в брак ранее этого возраста, а также несовершеннолетние с 16 лет с учетом правил, установленных ст. 27 ГК РФ.

В то же время участие граждан в обществах может быть ограничено либо вовсе запрещено. Данная норма соответствует положению п. 4 ст. 66 ГК РФ, согласно которому законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в хозяйственных товариществах и обществах, за исключением открытых акционерных обществ.

Так, ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[35] закреплено, что, в случае если владение гражданским служащим приносящими доход долями участия в уставных капиталах организаций может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные доли участия в уставных капиталах организаций в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 7 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»[36] военнослужащие не вправе участвовать в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, когда непосредственное участие в управлении указанными организациями входит в должностные обязанности военнослужащего.

При этом ни одним законодательным актом не установлено, что нарушение военнослужащим данного запрета является основанием для прекращения его участия в ООО[37].

Согласно п. 2 ст. 21 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» не вправе быть участником ООО и руководитель унитарного предприятия[38].

Юридическое лицо по общему правилу может быть участником общества с ограниченной ответственностью в силу своей правоспособности (ст. 49 ГК РФ). Однако данное правило не распространяется на хозяйственные общества, состоящие из одного лица, - они, согласно пункту 6 ст. 98 ГК РФ, не вправе быть единственным участником другого хозяйственного общества, состоящего из одного лица (см. также абзац третий пункта 2 ст. 7 Закона об ООО).

Необходимо учитывать также установленные законодательством для отдельных групп юридических лиц ограничения или запрет на участие в хозяйственных обществах.

Например, учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ с разрешения собственника, в том числе с использованием для этих целей доходов учреждения от разрешенной ему деятельности (п. 4 ст. 66, п. 2 ст. 298 ГК РФ).

Унитарные предприятия могут выступать в качестве участников ООО, за исключением кредитных организаций, участниками которых они не могут быть, с использованием в этих целях принадлежащего им на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления имущества только с согласия собственника имущества (ст. 6 и ст. 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Кроме того, согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 июня 2005 г. N 817-р[39] федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и федеральным государственным учреждениям запрещено быть участниками обществ с ограниченной и с дополнительной ответственностью, осуществляющих деятельность на рынке финансовых услуг, за исключением кредитных организаций.

Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками обществ, если иное не установлено федеральным законом[40].

Указанный запрет действует в отношении представительных и исполнительных органов, а также судов. Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ в Постановлении Пленумов от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»[41] дали разъяснение о том, что акты о регистрации созданных после 7 декабря 1994 г. хозяйственных обществ, одним из учредителей которых является государственный орган или орган местного самоуправления, должны признаваться недействительными, за исключением случаев, когда право учреждать такие общества предоставлено соответствующим органам федеральным законом или иными правовыми актами, изданными до введения в действие ГК РФ.

В то же время в регулируемых Законом об ООО правоотношениях могут участвовать Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Данная правовая позиция нашла свое отражение в судебной практике[42].

В связи с этим необходимо разделять понятия «участие в ООО муниципальных образований, Российской Федерации и ее субъектов» и «участие государственных (муниципальных) органов власти, выступающих от своего имени»[43]. В первом случае речь идет об осуществлении от имени Российского государства и его административных единиц государственными и муниципальными органами[44] полномочий собственника государственной (публичной) собственности. Во втором случае можно говорить о принятии государственными (муниципальными) органами решения о своем участии в ООО за счет собственной сметы доходов и расходов, финансируемой из бюджетов различных уровней.

Так, статьей 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[45] установлено, что органы местного самоуправления могут участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Это означает, что муниципалитет вправе участвовать в ООО только в случае осуществления функций собственника муниципального имущества.

Еще одним случаем, когда федеральным законом предусмотрено иное, является право специализированных учреждений, осуществляющих продажу федерального имущества в процессе его приватизации, осуществлять от имени Правительства РФ функции по продаже приватизируемого федерального имущества (ст. 6 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»[46]). В соответствии с подп. 13 п. 10 раздела II Устава специализированного государственного учреждения при Правительстве РФ «Российский фонд федерального имущества»[47] указанное учреждение выступает по поручению Правительства РФ учредителем (участником, акционером) хозяйственных обществ.

При решении вопроса о возможном субъектном составе учредителей того или иного общества с ограниченной ответственностью необходимо также учитывать правила, установленные специальным законодательством, регулирующим специфические сферы деятельности (банковскую, страховую и др.). Например, такие правила содержат Положения ЦБР от 19 марта 2003 г. N 218-П о порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц - учредителей (участников) кредитных организаций[48] и от 19 апреля 2005 г. N 268-П о порядке и критериях оценки финансового положения физических лиц - учредителей (участников) кредитной организации[49] и другие нормативные правовые акты.

Общество может быть учреждено одним лицом, которое становится его единственным участником. Общество может впоследствии стать обществом с одним участником. Кроме того, как уже указывалось, общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Если общество учреждено одним лицом, данное лицо становится и его единственным участником, что, однако, не исключает в дальнейшем возможности приема третьих лиц в состав участников общества с соблюдением установленных Законом об ООО правил об увеличении уставного капитала, изменении устава и др. В этом случае участник, учредивший общество, будет продолжать оставаться его единственным учредителем, но общество уже не будет являться хозяйственным обществом с единственным участником.