Число участников общества не должно быть более пятидесяти. В случае если число участников общества превысит установленный предел, общество в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив (артель), так как для этих организаций количество участников не ограничено. Если в течение указанного срока общество не будет преобразовано и число участников общества не уменьшится до установленного законодательством РФ предела, оно подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, либо иных государственных органов или органов местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом.
Ранее отражение сведений об участниках общества в его уставе требовало внесения изменений в устав и их государственную регистрацию каждый раз, когда состав участников менялся. Данные положения были слишком обременительны, кроме того, на практике возникали проблемы, когда общее собрание участников по той или иной причине не принимало решения о внесении изменений в устав. Получалось, что лицо долю приобрело, статус участника - тоже, но в уставе в качестве такового не фигурировало[50].
Законом N 312-ФЗ обязанность указания участников в уставе отменена, при этом в Закон об ООО добавлена глава III.1, которая устанавливает обязанность общества вести список его участников с указанием сведений о каждом участнике общества, размере его доли в уставном капитале общества и ее оплате, а также о размере долей, принадлежащих обществу, датах их перехода к обществу или приобретения обществом.
Указанная обязанность возложена на единоличный исполнительный орган общества, если иной орган не предусмотрен уставом. Порядок осуществления обязанностей, связанных с ведением списка участников общества, должен определяться его уставом.
Соответствующий уполномоченный орган общества должен:
- вносить в список участников общества с ограниченной ответственностью подлежащие отражению в нем сведения;
- осуществлять хранение и вести учет документов, являющихся основанием для внесения записей в список участников общества;
- вести учет запросов, поступивших от заинтересованных лиц, и ответов по ним;
- осуществлять иные действия, предусмотренные уставом общества.
По своей сути данная обязанность аналогична обязанности акционерных обществ, предусмотренной в ст. 44 Федерального закона «Об акционерных обществах». Однако список участников общества не имеет такого юридического значения, как, например реестр акционеров, выписка из которого подтверждает права на акции. Выписка же из реестра участников общества не всегда является документом, подтверждающим права на долю, так как в соответствии с п. 5 ст. 31.1 Закона об ООО в случае несоответствия данных, указанных в списке участников общества, сведениям, которые содержатся в ЕГРЮЛ, право на долю устанавливается на основании сведений из ЕГРЮЛ[51].
В случае возникновения споров по поводу недостоверности сведений о принадлежности права на долю или часть доли, содержащихся в ЕГРЮЛ, право на долю или часть доли устанавливается на основании договора или иного подтверждающего возникновение у учредителя права на долю или часть доли документа.
Чтобы упорядочить корпоративные связи в обществе, ст. 31.1. Закона об ООО вменяет в обязанность участников ООО своевременно информировать уполномоченный орган об изменениях персональных данных и размеров доли. Как справедливо отмечают исследователи, данная обязанность по сути дублирует работу нотариусов[52].
В случае непредставления участником общества информации об изменении сведений о себе с общества снимается ответственность за причиненные в связи с этим убытки.
Сведения, внесенные в список участников общества с ограниченной ответственностью, являются открытыми и могут в установленном порядке предоставляться заинтересованным лицам. В то же время общедоступность сведений об участниках повышает риск рейдерских захватов[53].
Следует отметить, что ст. 31.1. Закона об ООО закрепляет обязанность общества с ограниченной ответственностью обеспечивать ведение и хранение списка участников с момента своей государственной регистрации.
При этом Закон N 312-ФЗ не содержит норм, определяющих особый порядок вступления в силу и действия указанной статьи, в связи с чем подлежат применению общие правила гражданского законодательства, согласно которым (п. 1 ст. 4 ГК РФ) акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Таким образом, отражать в списке участников общества с ограниченной ответственностью сведения об обстоятельствах, возникших в период с момента регистрации до 01.07.2009, общество не обязано - отражать необходимо только сведения об обстоятельствах, имеющих место на указанную дату.
1.2 Порядок и основные этапы образования общества с ограниченной
ответственностью как субъекта предпринимательской деятельности
Порядок учреждения общества можно условно разделить на три этапа:
1) разработка устава общества;
2) проведение учредительного собрания общества;
3) государственная регистрация общества.
В связи с необходимостью одновременного наличия и устава, и учредительного договора, общество в том виде, как оно конструировалось ГК и Законом об ООО, оказалось находящимся в промежуточном положении между союзом лиц (персональным торговым товариществом) и союзом капиталов (капиталистической торговой организацией, корпорацией). Наличие договора, регулирующего отношения участников в течение всего времени существования общества с ограниченной ответственностью, является признаком товариществ, а наличие устава - признаком хозяйственного общества.
Данный подход обычно оправдывается тем, что общество с ограниченной ответственностью - переходная организационно-правовая форма между хозяйственными товариществами и акционерными обществами[54].
Некоторые исследователи полагали, что такое положение, по замыслу законодателя, возможно, объясняется необходимостью наличия между участниками общества особых доверительных отношений, составляющих основу его успешного функционирования[55].
Между тем обозначенный подход не находит подтверждения в законодательстве, которое определенно относит общества с ограниченной ответственностью к хозяйственным обществам. Кроме того, данный подход продемонстрировал свою практическую несостоятельность. Многие представители бизнеса считают, что учредительный договор представляет собой лишний документ. Он дублирует некоторые положения устава и осложняет работу общества. Дело в том, что любые изменения в уставе должны быть зафиксированы в учредительном договоре, то есть его нужно постоянно менять[56]. Как справедливо отметил Я.А. Юкша, наличие «договорного» подхода в российской правовой системе часто не дает обществу с ограниченной ответственностью нормально функционировать[57].
Очевидно, учитывая указанные обстоятельства, с 1 июля 2009 года в число учредительных документов общества больше не входит учредительный договор. Таким образом, общества с ограниченной ответственностью стали уставными коммерческими организациями[58].
Правительство заявило, что поправки должны усовершенствовать законодательство и «упростить» работу обществ с ограниченной ответственностью. По мнению исследователей, эти изменения направлены на то, чтобы свести к минимуму различия между ООО и ЗАО и совместить в ООО все самые удобные для ведения предпринимательской деятельности положения об ООО и ЗАО. В связи с этим существует предположение, что скорее всего в течение ближайших лет будет принято решение о прекращении существования в России такой организационно-правовой формы, как ЗАО[59].
Действительно, форме ООО следует придать черты полноценной корпорации (уставного объединения капиталов). Элементы договорного объединения лиц (учредительный договор, возможность исключения участника из ООО и др.) в подобной конструкции должны быть устранены. Учредительным документом ООО должен выступать только устав. Договор о создании ООО должен приобрести природу, аналогичную договору о создании АО[60].
В то же время не вполне ясна судьба тех прав и обязанностей, которые зафиксировали в ранее заключенных учредительных договорах участники. Видимо, предполагается, что бывшие учредительные договоры будут приравнены к договорам об учреждении общества[61].
Дело в том, что исключение из числа учредительных документов учредительного договора не означает, что при учреждении ООО его учредители не должны подписывать договор об учреждении (п. 1 ст. 89 ГК РФ).
В связи с тем, что договор, заключаемый при учреждении, утратил статус учредительного документа, положения, разъясняющие его содержание, были перенесены из ст. 12 Закона об ООО в ст. 11 указанного Закона. Согласно указанной норме договор об учреждении общества с ограниченной ответственностью определяет:
- порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества;
- размер уставного капитала общества;
- размер их долей в уставном капитале общества;
- иные установленные Законом об ООО условия.
В целом эти положения повторяют ранее действующие, за исключением того, что теперь в договоре об учреждении не требуется указывать состав участников, порядок распределения прибыли между ними, состав органов общества и порядок выхода из него.
Таким образом, количество существенных условий договора об учреждении общества уменьшилось. ФАС Западно-Сибирского округа в одном из своих постановлений указал, что в случае отсутствия хотя бы одного из существенных условий, указанных в законе, учредительный договор считается незаключенным[62]. Данные выводы подлежат применению в отношении договора об учреждении общества с ограниченной ответственностью.