Как известно, каждое преступление характеризуется определенными признаками: противоправность, общественная опасность, виновность, уголовная наказуемость. В зависимости от конкретного признака, например от общественной опасности, законодатель относит тот или иной состав преступления к подследственности того или иного органа расследования. Когда разграничение проводится по признаку общественной опасности, налицо предметный признак подследственности. Если же имеется признак субъекта преступления, можно говорить о персональном признаке подследственности.
Большинство исследователей выделяют четыре признака, определяющих подследственность уголовных дел. Так, А.И. Сергеев выделяет в качестве таких признаков: предметный (родовой); персональный (личный); территориальный (местный); и альтернативный (по связи дел)[11].
Б.Т. Безлепкин полагает, что действующий уголовно-процессуальный закон дает основания для выделения следующих признаков подследственности: предметный (родовой); альтернативный (смешанный); персональный и территориальный[12].
Не вызывает сомнения, что несмотря на некоторые терминологические расхождения, касающиеся названий, речь фактически идет о тех же признаках.
Представляется, что указанные признаки подследственности являются основными и требуют специального более подробного рассмотрения.
По общему правилу, основным признаком подследственности является предметный, учитывающий общественную опасность преступлений. Не случайно в основу разграничения подследственности преступлений между дознанием и предварительным следствием законодателем положена общественная опасность деяния (ст. 15 УК РФ), согласно которой выделяются преступления небольшой и средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления. Этот признак подследственности определяется согласно норме уголовного права, являющейся юридической оценкой факта. Содержание признака предметной подследственности характеризуется наличием двух элементов: а) видом совершённого преступления; б) юридическими свойствами деяния. При помощи предметного признака подследственности проводится разграничение подследственности уголовных дел между органами дознания и предварительного следствия; между органами дознания различных правоохранительных органов, а также между различными органами предварительного следствия[13].
Следователь или дознаватель должны установить, содержит ли деяние в уголовном деле признаки уголовно-наказуемого действия, подлежащего расследованию определенным органом расследования. Эти признаки устанавливаются с позиций уголовного права, нормами которого определяется ответственность за те или иные действия, квалифицируемые как преступление. Рассматривая содержание данного признака подследственности, важно обратить внимание на то, что он наиболее изменчив, так как в момент возбуждения уголовного дела может усматривается одна квалификация содеянного, а на этапе предъявления обвинения – другая; и окончанию расследования по делу может усматриваться уже третья квалификация. Если изменение квалификации не влияет на определение подследственности, то дело расследуется последовательно одним и тем же лицом, если возникают вопросы об изменении квалификации, влияющей на подследственность, то обязательно быть должен решаем вопрос о передаче уголовного дела из одного органа расследования в другой[14].
Следующий признак подследственности уголовных дел – это территориальный или «местный» признак. Назначением данного признака подследственности является определение органа предварительного расследования, наделенного определенными правами и процессуальными возможностями, обязанного осуществить производство по конкретному уголовному делу. Основным фактором, позволяющим определить подследственность уголовного дела по территориальному признаку, является место совершения преступления, под которым понимается то место, где совершены и окончены все преступные действия, независимо от того, в каком месте наступили общественно опасные последствия. В качестве дополнительного признака территориальной подследственности выступает место обнаружения преступления[15].
Границами района обслуживания для районного или городского правоохранительного органа (без районного деления) являются границы муниципальной территории. Территорию можно рассматривать в узком и широком смысле. Если речь идет о расследовании дела районным или городским правоохранительным органом, то в этом случае территория рассматривается в узком смысле. Если речь идет о расследовании дела следственной частью правоохранительного органа субъекта Российской Федерации, то речь идет о территории в широком смысле. В указанном случае границами территории, обслуживаемой правоохранительным органом субъекта Российской Федерации, будут выступать территориальные границы данной области, края, республики, автономной области и т.д.[16]
Важно также заметить, что при определении места расследования уголовного дела, в котором соединены несколько дел о преступлениях, совершенных на территориях разных регионов, необходимо учитывать не только количество уголовных дел, совершенных на территории одного района, но и количество потерпевших по каждому преступлению, а также количество лиц, принимавших участие при совершении каждого из общественно опасных деяний.
Говоря о персональном или специальном признаке подследственности, важно обратить внимание на то, что не всякий специальный субъект влечет за собой изменение подследственности. В основе выделения специальной (персональной) подследственности лежит характеристика субъекта преступления, как лица, которое в силу выполнения своих служебных обязанностей нуждается в рассмотрении уголовного дела иным органом расследования, который в состоянии дать должную оценку с учетом имеющихся специальных знаний произошедшим событиям[17].
Представляется также правильной позиция В.Н. Ягодинского о том, что к субъектам, которых необходимо защищать посредством использования персонального (специального) признака подследственности, надо относить лиц, которые затрудняются самостоятельно представлять свои права и законные интересы: а) несовершеннолетних; б) лиц, имеющие физические и психические расстройства, не исключающие вменяемости; в) лиц, признанных невменяемыми на момент совершения деяния, либо заболевшими психическим расстройством, исключающим дееспособность после совершения преступления, в отношении которых решается вопрос о применении принудительных мер медицинского характера. Данные уголовные дела должны расследоваться только органами предварительного следствия[18].
Персональный признак подследственности определяется содержащимся в уголовно – процессуальном законе указании на специфику субъекта преступления, в зависимости от которой уголовное дело относится к подследственности определенного органа предварительного следствия. При этом учитываются должностное положение, профессиональная деятельность, отношение к воинской службе, состояние здоровья и другие предусмотренные законом обстоятельства.
В соответствии с этим признаком следователям прокуратуры, например, подследственны дела о преступлениях, совершенных членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатами законодательного органа государственной власти субъекта РФ и другие. Дознавателям (следователям) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ подследственны уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 228 частями первой и пятой, 230 частью первой, 231 частью первой и т.д.[19]
Различаются также факультативные признаки подследственности – альтернативный признак и признак связи расследования уголовных дел. Альтернативный признак допускает возможность проведения предварительного следствия по делам одной и той же категории следователями различных ведомств. Согласно ч. 5 ст. 151 УПК РФ по перечисленным там составам преступлений предварительное следствие может производиться (имеется в виду, что наряду с предметным признаком) также следователями органа, выявившего это преступление[20].
Подследственность по связи расследования уголовных дел о преступлениях, указанных в ч. 6 ст. 151 УПК РФ, предусматривает проведение предварительного следствия следователями того органа расследования, к чьей подследственности отнесено то преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело. При соединении в одном производстве уголовных дел, подследственных разным органам предварительного расследования, подследственность определяется прокурором по правилам, установленным ст. 151 УПК РФ[21].
В случаях, когда дознаватель или следователь устанавливает, что находящееся в его производстве уголовное дело ему не подследственно, то им выполняются неотложные следственные действия, после чего дело передается прокурору для направления по подследственности[22].
Таким образом, можно выделить пять признаков подследственности уголовных дел. Три из них являются основными, такие как: предметный признак, территориальный признак и персональный признак, а оставшиеся два факультативными, так как основываются они на вышеперечисленных трёх признаках. Факультативными признаками являются: альтернативный признак и признак связи расследования уголовных дел. Нельзя также забывать и о том, что все эти признаки всегда учитываются в совокупности, прежде чем решается вопрос о передаче уголовного дела в производство соответствующего уполномоченного лица органа дознания, следствия или прокуратуры.