Что касается вопроса о системе политических прав и свобод человека и гражданина, то она включает в себя две взаимосвязанные подсистемы. Первую составляют права, включающие правомочия граждан по участию в организации и деятельности государства, а также в организации и деятельности его органов. К этой группе, прежде всего, относится избирательное право, право на референдум, право петиций.
Во вторую группу субъективных прав и свобод, составляющих систему политических, стоит отнести правомочия, представляющие собой неотъемлемые права граждан, целью реализации которых является активное участие человека в жизни общества. К этой группе относятся: свобода слова и печати; свобода союзов; свобода собраний
Говоря о нормативно-правовом закреплении политических прав и свобод, применительно к Российской Федерации, в первую очередь стоит рассматривать вопрос о статусе международных договоров в Российской Федерации, который урегулирован в ст. 15, ч. 1 и ст. 17 Конституции РФ, а также Федеральным законом «О международных договорах РФ» от 15.07.1995. Положения международно-правовых актов по правам человека (в том числе и политическим) применяются в большинстве случаев опосредованно, их реализация обеспечивается нормами национального права. Основные права и свободы, закрепленные в международно-правовых актах, должны рассматриваться в роли своеобразного критерия оценки прав и свобод, установленных национальным законодательством.[7] Основные политические права и свободы человека, имеющие общепризнанный характер и подлежащие обязательному применению зафиксированы в Международном Билле о правах человека, который состоит из Всеобщей декларации прав человека (принятой 10.12.1948), Международного пакта о гражданских и политических правах (принятого 16.12.1966). Политические права и свободы в Международном Билле о правах закреплены в ст. 20 Всеобщей декларации прав человека, ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах, ч. 4 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах. В Конституции РФ последовательно закреплены все права и свободы, определенные Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.
По территории действия законы в России делятся на федеральные, которые действуют на всей территории РФ, и региональные, действующие на территории какого-либо субъекта РФ. Нормативные правовые акты РФ, закрепляющие политические права и свободы делятся по юридической силе:
- Конституция РФ (статьи 30-33).
- Федеральное законодательство: Федеральные конституционные законы, в частности ФКЗ «О референдуме РФ» от 28 июня 2004 г; ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» от 26 февраля 1997 г.; Федеральные законы, в частности: ФЗ «О выборах Президента РФ» от 10 января 2003 г.; ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12 июня 2002 г; ФЗ «О политических партиях» от 11 июля 2001 г.; ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрация, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004; ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 (в редакции ФЗ от 04.10.2010); ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 и др.; Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ, в частности: Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о Консульском учреждении РФ» от 05 ноября 1998 г.; Постановление Правительства РФ «О порядке выдачи гражданам РФ, находящимся в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых, справки для участия в выборах или в референдуме» от 02 июля 2003 г..
- Нормативные правовые акты субъектов РФ, в частности: Закон Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» от 26 июня 2008 года и др. Среди нормативных правовых актов субъектов РФ высшей юридической силой обладают уставы субъектов и конституции республик, которые должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам. Стоит сказать, что в соответствии с п. «в» ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся: регулирование и защита прав человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств. В совместном ведении РФ и ее субъектов, согласно п. «б» ч.1. ст.72 Конституции РФ, находятся те же основные вопросы. Это сделано для того, что бы создать определенный общефедеральный стандарт прав и свобод человека, что должно было бы унифицировать конституционно-правовой статус личности на всей территории Российской Федерации. Но на практике этот процесс осуществляется едва ли. Для граждан первостепенное значение имеют права, свободы и обязанности, закрепленные нормативными правовыми актами субъекта РФ на территории которого они проживают. [8]
Резюмируя всё вышеизложенное, стоит сказать, что система политических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации состоит из широкого перечня этих прав и свобод, который имеет законодательное закрепление в международных нормативных актах, ратифицированных Российской Федерацией и следовательно, носящих общеобязательный характер; в Конституции Российской Федерации (а именно в ст. 30-33), в федеральном законодательстве, а также в нормативно правовых актах и иных актах федеральных органов исполнительной власти.
3. Механизм и проблемы реализации политических прав и свобод человека в Российской Федерации
Вопрос о механизме реализации политических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, а также о проблемах реализации данного механизма, стоит рассматривать не в совокупности политических прав и свобод, составляющей конституционно-правовой статус, а по отдельности, т.е. рассматривая в частном порядке конкретные права и свободы.
- Свобода слова, печати и информации.
Первоосновой свободы печати и информации, как это вытекает из ч. 4 ст. 29 Конституции, является право каждого человека искать и получать информацию. Это означает, что государство в лице любых его органов, а также и общественные организации обязаны предоставлять интересующимся сведения о своей деятельности, если эти сведения не являются согласно закону государственной тайной.[9] Частью 5 этой же статьи гарантируется свобода массовой информации и недопустимость цензуры. Данные конституционные положения получили продолжение в Законе РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 г. (в ред. от 09.02.2009г.) (далее – закон о СМИ) В ст. 1 закона о СМИ установлено, что в Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
Статья 3 Закона РФ «О средствах массовой информации» содержит норму, согласно которой цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, – не допускается. Так же не допускается создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации. Настоящая статья раскрывает содержание цензуры применительно к действующему российскому законодательству. По смыслу статьи для признания тех или иных требований разновидностью цензуры они должны отвечать трем условиям. Во-первых, цензура предполагает либо требование предварительно согласовывать сообщения и материалы, либо наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей. Во-вторых, это требование должно быть адресовано именно к редакции СМИ. В-третьих, подобное требование должно исходить от должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений. Статья отдельно оговаривает случаи, когда требование предварительного согласования сообщений и материалов исходит от должностного лица, являющегося автором или интервьюируемым. Такие требования не признаются цензурой, так как речь идет о праве автора или интервьюируемого.[10]
Вообще, ситуация в этой области весьма проблематична в нашей стране, недавно довелось видеть в одной из передач центрального телевидения программу известного российского журналиста-международника, где в прямом эфире проходило интервью с генеральным директором одной авторитетной в нашей стране радиостанции, ежедневная аудитория которой в Москве составляет приблизительно 600 тыс. человек и 1,5 млн. в остальных регионах России, так вот гендиректор радио открыто говорил, что контрольный пакет акций принадлежит одной российской госкорпорации, и при этом утверждал, что сей факт никак не влияет на ситуацию с цензурой на его радио. На мой взгляд, данное утверждение является ничем иным, как введением в заблуждение широких масс, т.к. с цензурой в области печати и свободы слова в нашей стране ситуация очень неоднозначная, и всем это известно. В последнее время участились случаи, когда люди за то, что пользовались своим конституционным правом на свободу слова, в частности в блогах в сети Интернет, «получали по рукам», хотя в их изречениях не было ни призывов экстремистского характера, ни иных запрещенных высказываний. По моему мнению, это ещё одна из проблем на современном этапе демократизации нашей страны.