Смекни!
smekni.com

Политические права и свободы человека в Конституции РФ (стр. 4 из 7)

В российском законодательстве предусматривается ответственность партий и иных общественных объединений в России, и согласно ему предусматривается три вида санкций: предупреждение, приостановление деятельности, ликвидация по решению суда.[13]

В случаях выявления фактов нарушения общественным объединением своими действиями закона или устава, руководящему органу этого объединения может быть вынесено письменное представление об указанных нарушениях, устанавливающее срок их устранения. Если нарушение в установленный срок не устраняется, деятельность общественного объединения может быть приостановлена. При повторном нарушении в течение года такое объединение может быть ликвидировано в судебном порядке.

Согласно ст. 2 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г. профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Государство обязано обеспечивать свободу деятельности профсоюзов в целях надлежащего представительства и защиты социально-трудовых прав граждан.[14]

- Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Свобода публичных собраний, митингов, закреплённая ст. 31 Конституции РФ, заключается в праве граждан РФ собираться добровольно и мирно, без оружия для выражения общественного мнения в отношении к политическим, социальным проблемам, защиты своих прав и свобод, обсуждения общественно значимых проблем и путей их разрешения.

Данное положение Конституции получило развитие на федеральном уровне в ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 г. Стоит сказать, что существует мнение, согласно которому данный Федеральный закон не вполне соответствует современным требованиям юридической техники, т.к. его положения вносят неопределенность в правовое регулирование рассматриваемых правоотношений, что позволяет региональному законодателю трактовать его нормы по собственному усмотрению.[15]

Также свобода собраний, митингов закреплена в следующих законах: ФКЗ «О референдуме РФ»от 28 июня 2004 г. (в частности в ст. 60); ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12 июня 2002 г (ст. 53); ФЗ «О выборах Президента РФ» от 10 января 2003 г. (ст. 54); ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 18 мая 2005 г (ст. 60) и в некоторых других.

Порядок проведения публичных мероприятий устанавливают субъекты РФ, местные органы самоуправления, например: Закон Ставропольского края «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Ставропольского края» от 14 июля 2005 года; Закон Ставропольского края «О молодежной политике в Ставропольском крае» от 11 апреля 1996 года (в ред. закона СК от 10.10.2000 N 46-кз) и др.

Право на объединение - это субъективное право. Многими авторами оно рассматривается через призму реализации права на создание объединений. Однако с точки зрения конституционного содержания данного права это не есть всё содержание данного права, его содержание также составляют результаты данного права, выражающиеся в создании общественных, религиозных и иных объединений. Т.е. объединение граждан – это основанные на автономии воли сообщества физических лиц, преследующие достижение полезных целей в различных областях человеческой деятельности.[16]

Субъектами права мирно собираться могут быть как физические (о чем упоминается выше), так июридические лица. Государство, государственные органы и учреждения, муниципальные образования могут быть субъектами права на проведение собраний. Согласно ст. 5 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - ФЗ о собраниях) организаторами публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан РФ, политические партии, общественные объединения.

Участниками публичного мероприятия признаются в соответствии со ст. 6 ФЗ О собраниях граждане, члены общественных объединений и религиозных организаций, добровольно участвующие в нем.

Реализация конституционного права граждан на свободу собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирования, согласно ст. 3 ФЗ о собраниях, основана на принципах законности и добровольности участия в публичном мероприятии. Но перечень принципов стоит расширить, и включить такие принципы как: защита прав и свобод человека и гражданина, а также уведомительный характер проведения собраний, митингов и иных общественных мероприятий данного характера. Данные идеи пронизывают всё содержание ФЗ о собраниях.[17]

В ст. 2 ФЗ о собраниях выделяется пять форм публичных мероприятий: собрание, митинг, демонстрация, шествие, пикетирование.

Мирные собрания в закрытых помещениях не требуют уведомления, так же как пикетирования, проводимые одним участником. Для митингов, шествий, демонстраций необходимо подать не менее чем за 10 дней уведомление, а при пикетировании - не менее чем за 3 дня в органы исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления (ст. 7 ФЗ о собраниях).

Говоря о порядке проведения публичных мероприятий, стоит выделить 3 типа: разрешительный, уведомительный,явочный. В соответствии с п. 5 ст. 5 ФЗ о собраниях запрещается проводить публичное мероприятие без согласования места и времени. ФЗ о собраниях п. 2 ч. 1 ст. 12 предоставляет возможность органу исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления предложить организатору мероприятия изменить его место и время. Если предложение о переносе места и времени мероприятия не является лишь предлогом для его фактического запрета, а проводится в интересах реального согласования целей его участников и третьих лиц, то такое ограничение свободы собраний соответствует конституционно значимым целям и общепризнанным принципам международного права.

Основаниями прекращения публичного мероприятия в соответствии со ст. 16 ФЗ о собраниях являются создание угрозы для жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором требований ФЗ о собраниях. Умышленное неисполнение организаторами и участниками публичных мероприятий требований органа исполнительной власти о его прекращении ведет к крайней мере - разгону.

В настоящее время в отношении свободы собраний стало возможным делать вывод о переломе ситуации и о наметившихся системных позитивных тенденциях. Основные изменения связаны с закреплением в правоприменительной практике понятия процедуры согласования и с развитием данного механизма на региональном уровне, но успешное прохождение уведомительных процедур не гарантирует спокойного проведения публичного мероприятия. Представители власти в ходе проведения публичного мероприятия высказывают претензии к лозунгам, задерживают представителей «неугодных» организаций. Свежа в памяти история разгона «Марша несогласных» в этом году, когда во время разгона силовиками выступающих, «под гребёнку» попадали даже те, кто просто, что называется, проходил мимо. Впрочем, разгоны «Марша несогласных» стали уже ежегодной традицией по всей стране, начиная с 2006 года, однако в этом году разгон получил наибольший общественный резонанс, и эта тема активно муссировалась во всех СМИ. Хотя, я считаю, что выступления, подобные «Маршу несогласных» являются чистой воды провокацией и направлены на дестабилизацию в обществе, и если действия «несогласных» носят несанкционированный характер, то тогда разгон демонстрации должен иметь место. Но в то же время нельзя допускать перегибов в действиях силовиков, чтобы не нарушались права и свободы ни выступающих, ни других людей.

Среди негативных тенденций можно выделить: заметное изменение регионального законодательства, направленное на выведение массовых и протестных акций, а также мероприятий, связанных с критикой действий властей под особый надзор правоохранительных органов и органов юстиции; случаи немотивированных, либо недостаточно мотивированных задержаний до, во время и после публичных мероприятий; неадекватный уровень жестокости и применения насилия при прекращении публичных мероприятий, использование спецсредств против демонстрантов.

Нарушение законодательства со стороны властей и правоохранительных органов практически никогда не влечет за собой адекватного наказания, что позволяет им чувствовать свою безнаказанность.

В своем докладе за 2009 год, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Петрович Лукин, отметил, среди прочих вопросов о реализации политических прав и свобод, следующие: «Усилилась тенденция к подмене установленного российским законодательством уведомительного порядка проведения мирных собраний на фактически разрешительный. В правоприменительной практике появилось понятие «несогласованное мероприятие». Следует в этой связи напомнить о том, что уведомительный порядок проведения публичных мероприятий не предполагает возможности «несогласования» органом власти уведомления об их проведении».[18]

- Право участвовать в управлении делами государства

Конституционное право граждан на участие в управлении делами государства является непосредственно действующим и обеспечивается всем правовым механизмом защиты. Фундаментом реального участия граждан в управлении делами государства и контролем над деятельностью органов власти и общественных организаций являются гарантированные Основным законом страны информационные права личности (в частности, право на информацию), судебная защита нарушенных прав и свобод, право на свободу мысли и слова, право выражения мнений и убеждений, получения и распространения информации, права на создание объединений право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование и др.