Таким образом, полномочия прокурора в стадии предварительного расследования преступлений, в сущности, сводятся к одному: не ущемляя самостоятельности следователя, руководить действиями последнего так, чтобы результаты предварительного расследования обеспечивали ему в дальнейшем возможность законного и обоснованного выдвижения против конкретного лица государственного обвинения в совершении конкретного обвинения.
Совершенно верно эта особенность подмечена Т.Ю. Ивановой. "Деятельность прокурора по доказыванию, - пишет она, - обусловлена особой процессуальной целью - обоснованием обвинения, которое затем прокурор будет поддерживать перед судом". Особенно наглядно эта направленность деятельности прокурора проявляется при даче им в процессе предварительного расследования указаний следователю о привлечении лица в качестве обвиняемого, объеме и квалификации обвинения.
В соответствии с п. 13 ст. 37 УПК прокурор уполномочен утверждать постановление дознавателя и следователя о прекращении производства по уголовному делу. Но уголовно-процессуальный закон далеко не во всех случаях требует утверждение прокурором постановления следователя о прекращении уголовного дела и (или) уголовного преследования, в большинстве своем следователь самостоятелен в принятии таких решений. Согласие на то прокурора требуется лишь:
а) при прекращении уголовного дела (уголовного преследования) в связи с примирением сторон (ст. 25 УПК);
б) при прекращении уголовного дела (уголовного преследования) в связи с деятельным раскаянием (ст. 28 УПК).
Окончательное решение о возбуждении государственного обвинения прокурор принимает по результатам изучения материалов уголовного дела, поступившего к нему с обвинительным заключением или обвинительным актом. Диапазон его полномочий при этом весьма широк: от утверждения данного документа (и тем самым возбуждения в отношении лица государственного обвинения в объеме и с квалификацией предъявленного тому следственного обвинения) до полного или частичного отказа в таковом, формулируемого прокурором в постановлении о прекращении поступившего к нему уголовного дела либо уголовного преследования (ч. 1, 2 ст. 221 УПК; в случаях, предусмотренных этой же статьей, эти полномочия им делегируются вышестоящему прокурору). Если же достаточных оснований для принятия одного из указанных выше решений (возможности или невозможности возбуждения государственного обвинения) прокурор по материалам представленного уголовного дела не усматривает, он откладывает решение этого вопроса, возвращая со своими письменными указаниями дело следователю для производства дополнительного следствия (п. 3 ч. 1 ст. 221 УПК). Уйти же окончательно от решения этого вопроса прокурор в принципе не может.
Таким образом, вся деятельность прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса направлена на обеспечение возможности для него формулирования против конкретного лица государственного обвинения в преступлении, в совершении которого это лицо законно и обоснованно изобличено в результате предварительного расследования. Совершенно правильным в этой связи представляется мнение И.Л. Петрухина: "Прокурор не может претендовать на роль "четвертой" (надзирающей) власти. Он должен быть отнесен к исполнительной власти, а конкретнее - должен быть органом публичных преследований. Именно в этом качестве он должен выступать не только в суде, но и при расследовании преступлений: не надзирать (обвинительная власть не может осуществлять надзор), а преследовать по закону".
3. Привлечение лица в качестве обвиняемого
В расследовании уголовного дела наступает такой момент, когда собранные доказательства указывают на совершение преступления определенным лицом. Тогда следователь обязан вынести постановление о привлечении в качестве обвиняемого и предъявить его обвиняемому. Совокупность этих процессуальных действий составляет акт привлечения в качестве обвиняемого в уголовном процессе.
Привлечение в качестве обвиняемого имеет большое значение для всего уголовного судопроизводства и занимает центральное место в стадии предварительного расследования. Этим процессуальным действием констатируется тот факт, что следствие располагает достаточными доказательствами о событии преступления и лице, его совершившим, что в значительной мере определяет дальнейшее направление расследования уголовного дела.
С привлечением лица в качестве обвиняемого связаны важнейшие юридические последствия. В процессуальном документе формулируется и обосновывается обвинение против конкретного лица в совершении преступления, и в расследовании уголовного дела наступает новый этап.
Изложенное в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого обвинение служит основой для возникновения двух важнейших направлений уголовно- процессуальной деятельности: уголовного преследования и защиты. Практически уже с этого момента в процессе создаются реальные условия для осуществления начал состязательности в уголовном судопроизводстве.
Сформулированное обвинение устанавливает пределы, в рамках которых осуществляется уголовное преследование и изобличение обвиняемого. Если обвинение в стадии предварительного расследования не будет изменено и дополнено, то обвиняемый в этих пределах может понести уголовную ответственность. Данное положение является важной гарантией интересов правосудия личности.
Значимость такого процессуального действия, как привлечение в качестве обвиняемого, состоит в том, что с этого момента орган расследования по отношению к обвиняемому приобретает ряд властных полномочий. В отношении обвиняемого может быть избрана мера пресечения, в случае необходимости он может быть отстранен от должности, подвергнут обязательной экспертизе и освидетельствованию, помещен в медицинское учреждение. При неизвестности места нахождения обвиняемого объявляется его розыск.
Правомерность таких процессуальных решений зависит от законного и обоснованного привлечения в качестве обвиняемого. если лицо не подлежит привлечению в качестве обвиняемого, то применение к нему мер процессуального принуждения недопустимо.
Привлечение в качестве обвиняемого лица, при отсутствии достаточных доказательств вины, является грубым нарушением законности, при котором ущемляются права и интересы личности. Необоснованное признание лица обвиняемым может направить расследование по ложному пути и тем самым затруднить изобличение действенных преступников. Наряду с этим создается угроза быть незаконно осужденным для лица, не совершавшего преступление. как показывает практика, исправить допущенную ошибку в этом случае труднее, чем предотвратить ее в момент решения вопроса о формулировании обвинения в отношении конкретного лица.
Важность решения вопросов, связанных с привлечением в качестве обвиняемого, требует надлежащего надзора со стороны прокурора за порядком привлечения в качестве обвиняемого.
Приказ Генерального прокурора РФ №136 от 06.09.2007 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» обязывает прокуроров обеспечивать надзор за соблюдением положений ч. 9 ст. 172 УПК РФ о направлении прокурору копий постановлений о привлечении в качестве обвиняемого. При их получении проверять соответствие указанных документов требованиям, предъявляемым ст. 171 УПК РФ, особое внимание уделяя вопросам квалификации содеянного. При необходимости предлагать руководителям следственных органов представлять уголовные дела для изучения.
В этой связи необходимо выделить основные моменты, на которые надо обращать внимание при осуществлении надзора за законностью и обоснованностью привлечения в качестве обвиняемого.
1. Основанием для привлечения в качестве обвиняемого являются доказательства, достаточные для установления события преступления и виновности данного лица в совершении этого преступления.
Эти два обстоятельства - событие преступления и виновность лица должны быть обоснованы достаточными доказательствами, собранными в ходе расследования и имеющимися в деле.
Таким образом, главным требованием к основанию для привлечения лица в качестве обвиняемого является достаточность собранных доказательств.
Бесспорным остается положение о том, что данные, полученные оперативно- розыскным путем, без соответствующего закрепления в качестве доказательств, не могут быть положены в основу привлечения в качестве обвиняемого. Такие сведения не должны восполнять недостающие доказательства. Их неправомерно включать в основания для привлечения в качестве обвиняемого в сочетании с процессуальными доказательствами. Нельзя полагаться на то, что после принятия этого процессуального решения оперативно- розыскные данные будут легализованы и удастся получить дополнительные доказательства, подтверждающие обвинение. Такая возможность не появиться и привлечение в качестве обвиняемого будет необоснованным.