И, наконец, последний подход к соотношению рассматриваемых категорий заключается в том, что категории «общественная безопасность» и «общественный порядок» являются взаимосвязанными, но не совпадающими понятиями, так как их сферу составляют самостоятельные специфические общественные отношения. Общественная безопасность представляет собой «наиболее концентрированную форму выражения охранительных мер государства в отношении самой высокой общественной ценности – жизни и здоровья человека», тем самым обеспечивая физическую защищенность человека и создавая основу существования и реализации иных интересов.
Жизнь и здоровье входят в сферу регулирования общественного порядка, но в широком его понимании. При этом нельзя сказать, что совершение, например, террористического акта не нарушает общественный порядок, однако «если общественная безопасность обусловливается, прежде всего, потребностью в обеспечении жизни и здоровья членов общества при их взаимодействии с источниками повышенной опасности, включая стихийные силы природы, то формирование отношений общественного порядка определяются в первую очередь потребностями обеспечения внешних условий жизнедеятельности людей…». И с этим высказыванием нельзя не согласиться, с той лишь оговоркой, что общественная безопасность предполагает защищенность жизни и здоровья неопределенного круга лиц и от противоправных посягательств со стороны иных лиц.
Данные противоправные деяния против общественной безопасности в подавляющем большинстве предполагают и одновременное нарушение общественного порядка, образуя его неотъемлемый элемент объективной стороны. В этом случае речь все-таки должна идти о наличии совокупности охраняемых объектов, на которые осуществляется посягательство, но не об их тождестве. Именно неоднородность объектов охраны предполагает повышенную общественную опасность такого рода правонарушений.
Различия между общественной безопасностью и общественным порядком заключаются в том, что нарушение только общественного порядка не связано с посягательством на жизненно-важные интересы общества, т.к. «опасностью для социальной системы является лишь то, что сдерживает или прекращает ее развитие». Общественный порядок основан на саморегулирующейся системе социальных связей и социальная среда в случае его нарушения способна нейтрализовать отклонения. В случае же, когда наступившие в результате нарушения порядка последствия способны вызвать цепь нерегулируемых социальной средой изменений, угрожающих жизненно-важным интересам, речь необходимо вести о посягательстве на общественную безопасность.
В исключительно теоретическом плане общественную безопасность можно представить как основу общественного порядка, так как именно защищенность физического существования и прогрессивного развития общества является необходимой предпосылкой упорядоченности социальной действительности. В свою очередь «социальная ценность общественного порядка заключается в его способности продуцировать условия для всех иных общественных отношений, необходимых для поддержания нормальной жизнедеятельности общества»[12]. В этом качестве общественный порядок несет в себе интегральное начало по отношению к иным сферам социальной действительности. Именно поэтому охрана общественного порядка представляет собой комплексную функцию, которая, обладая определенной децентрализацией, должна иметь единую методологическую основу на уровне государства.
Общественные отношения, составляющие сферу общественного порядка, являются по своему характеру публичными. Однако ставить знак равенства между понятиями публичный и общественный порядок нельзя. Употребляемый в действующем законодательстве термин «публичный порядок» заимствован из международных правовых актов и используется исключительно на базе их применения. В международных правовых актах этот термин в переводе на русском языке используется и как «общественный порядок», и как «публичный порядок». Подчас эти понятия рассматриваются как синонимы или говориться о «публичном общественном порядке». Это является не вполне оправданным. Проблема в разрешении вопроса о соотношении рассматриваемых категорий состоит в том, что понятие «публичный порядок» достаточно четко не определен. Существование этого термина в международном праве обусловлено необходимостью ограничения исполнения норм иностранного права (или судебных решений) в интересах суверенитета государства, национального правопорядка. Кроме этого, ряд международных конвенций предоставляет возможность ограничения прав в интересах публичного порядка.
В научной литературе публичный порядок рассматривают как в широком, так и в узком понимании. В широком понимании в содержание публичного порядка включаются суверенитет, принципы построения экономической, политической, правовой системы государства, а также нормы морали, существующие в обществе подержание публичного порядка.
Узкое понимание публичного порядка заключается в том, что под ним понимаются принципы правопорядка, основополагающие принципы российского права и ссылка на нормы морали и нравственности возможно лишь в случаях, прямо указанных в законе. Недопустимость расширенного толкования публичного порядка обусловлена, по мнению большинства авторов, тем, что это послужит дополнительным основанием для ограничения приведения в исполнение решений иностранных судов. Кроме этого, применение не формализованных норм морали и нравственности способны поставить в тупик правоприменителя.
Национальное понимание публичного порядка изложено Верховным Судом Российской Федерации в определении (в последующем было отменено) и заключается в том, что под ним понимаются основы общественного строя Российского государства и оговорка возможна лишь в тех отдельных случаях, когда применение иностранного закона могло бы породить результат, недопустимый с точки зрения российского правосознания. В своем более позднем определении Верховный Суд Российской Федерации дополнил понимание публичного порядка и включил в его содержание установленные государством основополагающие нормы об общественном, экономическом и социальном устройстве общества, главные устои основ правопорядка.
Не вдаваясь в дискуссию о содержании рассматриваемого понятия необходимо отметить, что категории «общественный порядок» и «публичный порядок» исторически самостоятельно развивались на протяжении длительного времени, приобретая определенную специфику в правоприменительной практике и правовой доктрине. Поэтому необходимо подходить к рассмотрению вопроса о соотношении категорий «общественный порядок» и «публичный порядок» весьма осторожно с учетом правоприменительной практики.
законность правовой государственный правосознание
Государство управляется с помощью различных методов и средств – экономических, политических, идеологических, организационных, правовых. Среди последних важное место занимают законность и правопорядок, без которых невозможно обеспечить нормальную жизнедеятельность общества, его граждан. Посредством одной силы этого сделать еще никому не удавалось.
Законы, их соблюдение – древнейший и наиболее цивилизованный способ управления людьми. Сегодня он общепринят во всех развитых демократических странах, в мировом сообществе. Ничего лучшего, более разумного человечество не придумало. Не будь законов, любое общество погрузилось бы во мрак невежества. Законов не было лишь на самых ранних, незрелых стадиях развития истории, когда господствовали простейшие формы общежития.
В законе воплощен коллективный разум, поэтому он авторитарен, почитаемый и ставится превыше всего. Разумеется, законы обязана соблюдать и сама власть, создающая эти законы, считать себя связанной ими. В противном случае она не будет иметь морального права требовать этого от других, и, следовательно, не сумеет обеспечить должного порядка в обществе. В подчинении власти собственным законам – суть правового государства.
Для претворения в жизнь этих и других задач требуется организованность, порядок и дисциплина. Понятно, что они касаются не только рядовых членов общества, но и властных структур, правящих элит и во власти в целом. Стабильная правовая ситуация выступает важнейшей предпосылкой всякой иной – экономической, социальной, политической, морально-психологической. России как никогда нужна законность и правопорядок.
Наличие должного правопорядка в стране позитивно сказывается на ее международном престиже. Необходимо применять меры, которые будут направлены на укрепление государственности и законности, наведение порядка в стране, повышения управляемости обществом.
В законе воплощен коллективный разум, поэтому он авторитарен, почитаемый и ставится превыше всего. Разумеется, законы обязана соблюдать и сама власть, создающая эти законы, считать себя связанной ими. В противном случае она не будет иметь морального права требовать этого от других, и, следовательно, не сумеет обеспечить должного порядка в обществе. В подчинении власти собственным законам – суть правового государства.
В современных российских условиях без законности и правопорядка невозможно решение стоящих перед обществом задач:
- успешное проведение курса экономических реформ, становление рыночных отношений, развитие производства;
- построение гражданского общества и правового государства;
- эффективное функционирование институтов демократии, политической системы; реализация прав и свобод человека, упрочнение их гарантий;