Смекни!
smekni.com

Структура и правовой режим договора морского агентирования (стр. 6 из 6)

В силу ст. 1011 ГК, предусматривающей применение к агентским отношениям правил о договорах поручения и комиссии, в случае, если морской агент по условиям договора морского агентирования действует от имени судовладельца, последний несет обязанности, возлагаемые на доверителя по договору поручения (ст. 975 ГК), если же в соответствии с договором морского агентирования морской агент заключает сделки с третьими лицами и совершает другие юридические и иные действия от своего имени, судовладелец несет обязанности комитента, исполнение которых (в частности, обязанности по возмещению расходов, понесенных агентом, уплате ему установленного вознаграждения) может быть обеспечено удержанием агентом находящегося у него имущества, подлежащего передаче судовладельцу (ст. 996 ГК). В последнем случае агент также вправе удерживать причитающиеся ему по договору суммы из всех денежных сумм, поступающих к нему за счет судовладельца (ст. 997 ГК).

2.3 Прекращение договора

В главе XIII КТМ можно обнаружить два специальных правила о прекращении договора морского агентирования. Согласно первому из них в случае, если договор морского агентирования заключен на определенный срок, окончание срока действия такого договора влечет за собой его прекращение (п. 1 ст. 239 КТМ). В соответствии со вторым правилом о прекращении договора морского агентирования в случае, если договор морского агентирования заключен на неопределенный срок, каждая из сторон вправе расторгнуть такой договор, известив другую сторону об этом не позднее, чем за три месяца до даты расторжения договора (п. 2 ст. 239 КТМ).

Первое правило о прекращении срочного договора морского агентирования истечением срока его действия является специальным по отношению как к общим положениям о гражданско-правовом договоре, так и к нормам, регулирующим договор поручения (применительно к тем случаям, когда по условиям договора морской агент совершает юридические и иные действия от имени судовладельца). Как известно, по общему правилу, относящемуся ко всякому гражданско-правовому договору, договор, в котором отсутствует условие о том, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон по договору, признается действующим и по истечении соответствующего срока до полного и надлежащего исполнения обязательств, вытекающих из этого договора, либо до иного определенного в договоре момента окончания исполнения сторонами обязательств (п. 3 ст. 425 ГК). Однако применительно к договору морского агентирования действует иное правило: окончание срока действия этого договора влечет его прекращение, а стало быть, прекращаются и вытекающие из него обязательства.

С другой стороны, к агентскому договору (и его отдельному виду – договору морского агентирования), предусматривающему заключение сделок и совершение других юридических и иных действий агентом от имени принципала (прямое представительство), в силу ст. 1011 ГК должны применяться нормы о договоре поручения, и в частности правила о прекращении этого договора путем одностороннего отказа от его исполнения: отмены поручения доверителем либо отказа от исполнения поручения со стороны поверенного (п. 1 ст. 977 ГК). Между тем п. 1 ст. 239 КТМ лишает стороны договора морского агентирования, заключенного с указанием срока его действия, права на его одностороннее досрочное расторжение, поскольку основанием его прекращения может служить лишь истечение срока его действия. Правда, данная норма, естественно, не может служить препятствием для досрочного расторжения договора морского агентирования по соглашению сторон или по требованию одной из сторон в судебном порядке (п. 1 и 2 ст. 450 ГК), а также для одностороннего отказа от исполнения договора, если по соглашению сторон в него включено условие о таком праве сторон (п. 3 ст. 450 ГК).

Второе правило о возможности прекращения договора морского агентирования, заключенного на неопределенный срок, путем его одностороннего расторжения каждой из сторон соответствует представительскому характеру договора морского агентирования. В отличие от положений о прекращении агентского договора (ст. 1010 ГК), предусматривающих право каждой из сторон отказаться от исполнения договора, заключенного без определения срока окончания его действия, без каких-либо предварительных условий (видимо, здесь имелось в виду применение соответствующих положений о прекращении соответственно договора поручения и договора комиссии), реализация судовладельцем или морским агентом своего права на односторонний отказ от договора морского агентирования обусловлена обязательным извещением об этом контрагента не позже чем за три месяца до даты расторжения договора.

Заключение

Подводя итог данной курсовой работе необходимо еще раз кратко отметить, что морское агентирование является одной из важнейших услуг, оказываемых в процессе торгового мореплавания. От качества работы морского агента, т.е. скорости в вопросе осуществления погрузочно-разгрузочных работ, посадки-высадки пассажиров, ремонту, буксировки, оформлении документов и т.д. зависит своевременность и устойчивость экономических связей.

Юридическим основанием для выполнения соответствующих действий служит договор. Форма его может быть различной: письменный договор, подробно перечисляющий права и обязанности сторон, либо доверенность на выполнение агентских действий или разовых поручений. В силу специфики морского судоходства заключение договора нередко производится путем обмена телексами или письмами. Законодательство большинства стран приравнивает заключенные таким образом договоры к письменной форме. Многие крупные судовладельцы, а также агентские компании имеют свои стандартные проформы договоров морского агентирования.

В практике международного судоходства применяются следующие виды агентских соглашений: – на портовое агентирование (port agency agreement). Применяется в основном для портового агентирования трамповых судов. Однако может быть использовано для повторного агентирования линейных судов, когда судовладелец привлекает для бронирования грузов и продажи билетов не портового агента, а другую специализированную брокерскую компанию, с которой он заключает соглашение на бронирование линейных грузов; – на генеральное агентирование (liner agency agreement). Предоставляет агенту исключительное право на агентирование судов принципала в зоне действий агента, дает ему широкие полномочия по всем вопросам обслуживания судна, груза, пассажиров, экипажа, парка оборудования, а также по бронированию грузов, инкассации фрахтовой выручки и другим коммерческим операциям. Генеральный агент вправе по согласованию с принципалом передать часть своих полномочий другим агентам. В этом случае он заключает с ними соглашения на субагентирование (sub agency agreement) и несет перед принципалом ответственность за деятельность своих субагентов; – на агентирование линии (liner agency agreement). Содержание его зависит от типа линии: конвенциональной, контейнерной, ролкерной или лихтерной.

Договор о морском агентировании может быть заключен на неопределенный период с правом его расторжения на определенных условиях или на конкретный срок (например, на год, квартал) либо на выполнение определенной работы, с завершением которой действие договора прекращается. Основанием для расторжения договора может быть нарушение одной из сторон предмета договора, например превышение агентом своих полномочий возникновение в деятельности агента конфликтных ситуаций в отношениях с принципалом, разглашение конфиденциальной информации и т.д. Обычно во всех договорах оговорено право любой из заключивших соглашение сторон после предварительного уведомления прекратить его действие без объяснения причин. В подавляющем большинстве случаев инициатором расторжения агентского соглашения является, принципал. Он заинтересован в установлении минимального срока уведомления. Агент, напротив, заинтересован в продолжительном сроке. Как правило, устанавливается трехмесячный срок. С появлением специализированных судов и контейнерных линий наметилась тенденция к увеличению продолжительности срока уведомления: в случае прекращения работы контейнерной линии или передачи агентирования другому агенту требуется выполнить большой объем работ по инвентаризации и сдаче контейнерного парка, зачастую разбросанного по всей стране. Если одна из сторон неправомерно расторгла договор, она обязана возместит убытки, причиненные другой стороне.

Список литературы

1. Абрамова Е.Н., Аверченко Н.Н., Арсланов К.М. [и др.] Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 2 (под ред. А.П. Сергеева). – М.: «РГ-Пресс», 2010 г.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Тексты, комментарии, алфавитно-предметный указатель. М., 1996. С. 526 (автор главы 52 – Г.Е. Авилов).

3. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М., 2002.

4. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М.: Статут, 2003. Книга четвертая. 910 с.

5. Бурмистров М.М. Агентские, транспортно-экспедиторские и стивидорные операции в иностранных портах. М.: Транспорт, 1989.

6. Вавилин Е.В. Осуществление прав и исполнение обязанностей по договору аренды транспортных средств. М.: Волтерс Клувер, 2009. 136 с.

7. Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебник. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2008. 592 с.

8. Ершов В.А. Международные грузоперевозки. Справочник для импортеров и экспортеров. – М.: «ГроссМедиа: РОСБУХ», 2008.

9. Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации /Под ред. Г.Г. Иванова. М., 2000. (Комментарий – С.П. Кондрашин).

10. Луговцов А.Ф., Маслов Г.А. Агентирование морских судов: Учебник для вузов морского транспорта. М.: Транспорт, 1988.