Смекни!
smekni.com

Теоретические аспекты правового нигилизма (стр. 3 из 5)

б) на уровне обыденного, массового сознания (в форме отрицательных установок, стойких предубеждений и стереотипов);

в) на ведомственный, который проявляется в том, что нередко подзаконные акты становятся «надзаконными», юридические нормы не стыкуются, возникают острейшие коллизии.[18]

Также в качестве дополнительной формы выражения феномена права можно выделить такое, как распространение антиправовой психологии. То есть это возникновение норм, оправдывающих антиправовое поведение, а также пропаганда жестокости и насилия.

В заключение упомянем об одной из крайних форм проявления правового нигилизма, то есть о революции. В самом деле, никакая другая форма проявления нигилизма так отрицательно не относится к любому проявлению права и законности. И это вполне понятно – ведь сама сущность революции предполагает полный отказ правовых норм и законности. Революция в какой-то мере то вызывается несовершенной правовой системой, которая неспособна вовремя выявить и потушить революционный пожар. Вспыхнув пламя революции, сметает все на своем пути, а что следует затем, зависит в большей степени от людей захвативших власть. И возможно, что государство, постепенно остывая от революционного накала, пойдет по пути создания новых правовых норм, постепенно образует, свежую правовую систему и затем заживет более спокойной жизнью, идя по пути формирования гражданского общества и правового государства. Но и неисключено, что государство так и останется на полпути или будет двигаться то назад, то вперед, разрушаемое внутренними противоречиями. Но почти во всех случаях революционного взрыва право, так или иначе, страдает. Говоря о правовом нигилизме известный философ И.А. Ильин писал: «Нигилизм – это один из элементов, своебразная черта общественного сознания, особенность национальной культуры». Ильин обоснованно отмечал, что с помощью только карательных мер искоренения правового нигилизма добиться не удастся, справедливо полагая, что честным и законопослушным можно быть только по личной убежденности, в силу личного решения, иначе гражданин из опоры превращается в «брешь в правопорядке»[19].

Глава 2. Пути преодоления правового нигилизма

2.1 Правовое воспитание

Возвращаясь к проблеме нигилизма, следует вновь упомянуть, что он настолько глубоко засел в современной жизни и прочно завладел умами людей, что перед нами сразу возникает вопрос, существует ли возможность искоренения правового нигилизма? Существует, но для этого потребуется не мало усилий. В качестве путей ослабления правового нигилизма мы можем выделить правовое воспитание.

Правовое воспитание — особая форма деятельности государства, его органов и должностных лиц, общественных объединений, трудовых коллективов, направленная на формирование в сознании людей уважения к праву, позитивных знаний, представлений, взглядов, поведенческих ориентации, установок, навыков и привычек, обеспечивающих правомерное поведение, активную жизненную позицию при исполнении и использовании юридических норм.[20]

Профессор Матузов выделяет следующие формы правового воспитания:

а) правовую пропаганду (лекции, беседы, консультации; издание популярных книг, брошюр; проведение «круглых столов»; выступления в печати, по радио и телевидению; ответы на вопросы слушателей и читателей, т.е. своего рода «юридический всеобуч»);

б) правовое обучение (передача и усвоение профессиональных знаний в высших учебных заведениях, средних специализированных школах, училищах, техникумах, колледжах; преподавание основ права на различных курсах, сборах и т.д.);

в) юридическую практику, повседневный опыт (участие в судебных процессах в качестве истца, ответчика, потерпевшего, народного заседателя, присяжного; заключение разного рода гражданско-правовых сделок, пользование услугами адвоката, правоохранительная деятельность);

г) самообразование (собственное постижение и осмысление правовых явлений, окружающей правовой действительности, самостоятельное изучение законодательства, научной литературы, общение с окружающими).[21]

В процессе правового воспитания важно сформировать у каждого гражданина правильное понимание о необходимости права в жизни общества, его ценность и общеобязательность; развить чувство собственного достоинства, правоты, защищенности и в то же время стремление бороться за право.

Как уже было отмечено, существует несколько форм правового воспитания, но одним из наиболее важных является правовое обучение, так как правовое воспитание неразрывно связано и реализуется через правовое образование – непосредственное получение знаний. Правовое обучение – это способ внешнего выражения и организации передачи теоретического правового материала объекту воспитания. Воспитание не может происходить без обучения, а обучение, так или иначе, оказывает воспитательное воздействие.

Для повышения правовой культуры общества одну из главных ролей играет правовое обучение, информирование населения о существующих юридических предписаниях. Очень важно ознакомить населения с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а значит, и уровень правовой культуры имеет высокую планку. Тем более важно обучать этому будущих юристов-профессионалов, чтобы основную цель своей деятельности они видели в защите прав и свобод человека от произвола общества и государства, т. е. в защите слабого от сильного, что является одним из центральных постулатов общемировой, общечеловеческой морали, нравственности и культуры в целом.

В деле воспитания у граждан уважительного и заботливого отношения к людям, честности, требовательности к себе и окружающим, строгой ответственности за соблюдение правил поведения, установленных в правовых нормах, большую помощь также должна оказать правовая пропаганда. Правовая пропаганда — это целенаправленный, управляемый процесс, успешное осуществление которого требует стройной динамичной системы и информационного обеспечения. В ней должны быть четко определены субъекты и объекты управления, их функции, основные и промежуточные цели, соответствующие средства их достижения.[22]

Существует ряд важных теоретических проблем, и, прежде всего связанных с дальнейшим повышением эффективности правовой пропаганды. Можно выделить такие критерии эффективности, как интерес к праву и потребность в ознакомлении с его предписаниями, знание (правовая осведомленность), отношение к праву (ценностно-правовая ориентация). В то же время неясно, почему к рассматриваемым критериям не отнесены привычка соблюдать правопорядок и активная жизненная позиция. Именно по данным «поведенческим» критериям и следует в первую очередь судить об эффективности правовой пропаганды. Иной вопрос, что их достаточно сложно установить при помощи конкретно-социологических исследований.[23]

Профессор С. С. Алексеев выделяет правовое воспитание в широком и узком смысле. В первом случае он говорит, скорее, «не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц — представителей государственного аппарата в правовой сфере. При этом у людей, должностных лиц, государственных органов, осуществляющих правовую деятельность (правомерную или неправомерную), нет прямой цели оказать на других правовоспитательное воздействие. Однако такое воздействие на окружающих все-таки оказывается. Что касается правового воспитания в узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом».[24]

Одной из главных целей правового воспитания - выработать у гражданина здоровое чувство права, прогрессивного юридического мировоззрения. Правовое воспитание подготавливает социально активного члена общества, который знает свои права и обязанности, умеет отстаивать, защищать их всеми законными средствами. Речь идет о воспитании человека, остро реагирующего на факты несправедливости и произвола, уважающего закон и порядок, противодействующего правонарушениям, правовому беспределу, а, следовательно, и самому правовому нигилизму.