Министерство образования и науки Кыргызской Республики
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Кыргызско-Российский Славянский университет
Юридический факультет
Кафедра Теории и истории государства и права
Курсовая работа
теоретические аспекты
Правового нигилизма
Научный руководитель
к. ю. н., доцент
Чикеева Зура Чимырбаевна
Выполнила: студентка группы Ю-1-10
Акишева Асылай Камчыбековна
Бишкек-2011г.
ПЛАН
Введение
Глава 1. Понятие правового нигилизма
1.1 Понятие правового нигилизма
1.2 Источники правового нигилизма
1.3 Формы проявления правового нигилизма
Глава 2. Пути преодоления правового нигилизма
2.1 Правовое воспитание
2.2 Факторы преодоления правового нигилизма
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность. Проблема отношения к праву является одной из наиболее важных и актуальных. Данное явление глубоко коренится в правосознании людей и отмечено многими выдающимися писателями, публицистами, общественными и политическими деятелями. Сущность данного феномена заключена в общем отрицательном, неуважительном, пренебрежительном отношении к праву, законам, нормативному порядку: они откровенно игнорируются, нарушаются, не исполняются, их не ценят, не уважают. Проявления правового нигилизма носят антиобщественный характер, попирают права граждан, посягают на устои и порядок, препятствуют экономическому, культурному, правовому, политическому развитию общества. Массовое сознание требует принятия все новых и новых законов. Все это является следствием многих причин, без преодоления которых идея правового государства неосуществима.
Правовой нигилизм оказывает значительное влияние на формирование правосознания широких масс населения. Именно в реалиях нашей жизни отражена острая актуальность данной проблемы, т.к. правовой нигилизм - это опасное социальное явление, которое во многих случаях становится серьезным препятствием на пути реформ и преобразований в процессе развития экономики и юриспруденции.Правовой нигилизм - комплексное социально-правовое явление, которое поглотило большинство сфер общественной и политической жизни общества и государства, поэтому актуальность этого явления выходит на первый план в процессе формирования правовых государств.
Объектом исследования данной работы является правовой нигилизм, предметом исследования - понятие, сущность, формы проявления и пути преодоления правового нигилизма.
Целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов правового нигилизма и исследование данного недуга как комплексного явления.
Указанная цель потребует постановки и решения ряда следующих задач:
- уточнение основных понятий, раскрывающих феномен правового нигилизма;
- анализирование истоков правового нигилизма;
- рассмотрение форм проявления правового нигилизма;
- выявление путей преодоления правового нигилизма.
Состояние разработанности темы исследования.Многие вопросы, в частности, порожденные современными условиями, сферой имеющихся на сегодняшний день исследований, полностью не охвачены. Помимо этого, большинство работ, в частности монографии профессора В. А. Туманова[1], В.Н. Пристенского[2] и других, исследовавших правовой нигилизм как одну из форм деформации правосознания, включают общие признаки, свойственные любому проявлению правового нигилизма в современном мире. Комплексных же, аналитических исследований конкретных форм проявления правового нигилизма на данный момент недостаточно.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, 2 глав и 5 параграфов, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Понятие правового нигилизма
1.1 Понятие правового нигилизма
Нигилизм (от лат.nihil - ничто) - учение, центральным постулатом которого является полное отрицание традиций, норм, правил, общественных устоев, авторитетов. Нигилизм получил наибольшее распространение в центральных произведениях известных русских писателей - И.С. Тургенева («Отцы и дети»), Н. Лескова («Некуда»), А.Р. Писемского («Взбаламученное море»). Он был связан с такими известными философами, как П.Ж. Прудон, Ф.Г. Якоби, Ф. Ницше, М. Хайдеггер, М.А. Бакунин, М. Штирнер, П.А. Кропоткин и другие. Нигилизм - сложное социально-историческое явление, имеет много разновидностей. Нигилизм может быть нравственным, правовым, политическим, идеологическим, религиозным и т.д., в зависимости от того, какие ценности отрицаются, о какой сфере знаний идет речь - культуре, науке, искусстве, этике, политике, экономике. Каждая из разновидностей этого течения имеет свою историю.
Что касается правового нигилизма, то, по мнению В. А. Туманова правовой нигилизм – это «скептическое и негативное отношение к праву вплоть до полного неверия в его потенциальные проблемы так, как того требует социальная справедливость». [3]
В Большой Советской энциклопедии 1978 года даётся следующее определение: «Нигилизмправовой - направление общественно-политической мысли, отрицающее социальную ценность права и считающее его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений».[4]
Профессор С. С. Алексеев отмечал, что рассматриваемый нами феномен, есть «отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений».[5]
Профессор Венгеров выдвигает две точки зрения относительно правового нигилизма: «правовой нигилизм – это, во-первых, характеристика определенных негативных, деформированных сторон правосознания, это та идеологическая и психологическая часть правосознания, которая резко критически, отрицательно относится к требованиям уважения и соблюдения права. Во-вторых, правовой нигилизм и его антипод – законность – это не только сфера духовной жизни общества, сфера правового сознания. Это еще и характеристика определенного реального состояния общества».[6] В первом случае Венгеров противопоставляет в правосознании правовому нигилизму законность, которая реализуется в соблюдении и уважении права, в укреплении правопорядка, в понимании культурной и духовной ценности права. Во втором случае профессор утверждает, что нигилизм - это состояние общества, имеющее не только психологическую, но и социальную характеристику. При этом правовой нигилизм может достичь таких размеров, которые повлекут за собой разрушение правовой системы – и правотворческих, и правоприменительных ее элементов.
Профессор В.Н.Пристенский рассматривает данную проблему именно в философском, а не в юридическом аспекте. «Философский подход к праву не подменяет юридического, ибо выражает и реализует природу философии, ее угол зрения и тем самым детерминирован последними. Что может и что должна открыть философия в праве? По всей видимости то, что она открывает в мире как целом (а право - лишь фрагмент его, оно не имеет собственной логики, отличной от логики мира), - сущность самого глубокого порядка, субстанцию. Этим определяется и подход. Он состоит в необходимости определения субстанции права, его самых глубоких детерминант, коррелятов (и тем самым критерия), естественно лежащих за его пределами. Результатом данного осмысления является то или иное понимание права. Поэтому проблема определения субстанции прав, его коррелятов может быть обозначена как проблема правопонимания».[7]
Правовой нигилизм может быть определен как состояние общественного сознания, для которого характерны: юридическая некомпетентность, то есть отсутствие правовых знаний; негативная оценка права (отрицание его социальной ценности) и распространенность навыков и стереотипов внеправового и противоправного поведения.
Обобщив все выше сказанное, мы можем дать следующую дефиницию правового нигилизма: правовой нигилизм - одна из форм правосознания и социального поведения (личности, группы), характеризующаяся отрицательным (скептическим) отношением к закону и ценностям права. Выражается в пренебрежении, сознательном игнорировании правовых предписаний на практике (в повседневной жизни), выступает одной из причин противоправного поведения, преступности.[8] Мы можем сказать, что правовой нигилизм—это отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. Это значит, что юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может привести к противоправным действиям и, в целом, тормозить развитие правовой системы.
Подводя итог, можно дать, рассматриваемому нами феномену, следующую характеристику: правовой нигилизм – это, во-первых, отсутствие в массовом сознании представлений о том, что нормативное регулирование общественных отношений должно осуществляться исходя из признания свободы и формального равенства их участников; во-вторых, невосприятие этих принципов в качестве ценностей; в-третьих, неумение и нежелание строить отношения на их основе.
1.2 Источники правового нигилизма
Правовой нигилизм, по сути, есть правовое отчуждение, происходит отторжение права и общество стремится обойтись без него. В настоящее время проявляется невостребованность права обществом. Люди воспринимают право как второстепенное явление среди прочих общепринятых человеческих ценностей.
Как уже было отмечено, одна из главных причин правового нигилизма кроется именно в самих законах, то есть в их несовершенстве и противоречивости. Состояние нынешнего законодательства, в самом деле, оставляет желать лучшего – законы переполнены положениями, которые не действуют в реальной действительности из-за слаборазвитых механизмов их реализации. Жизнь показывает, что несовершенные законы объективно подпитывают правовой нигилизм, отторгаются гражданами, воспринимаются ими как несправедливые и т.д. Потому отчасти можно согласиться с вышеприведенным суждением, но нельзя на основании отдельных фактов делать слишком широкие выводы и обобщения. Другими словами, недостатки права не могут служить единственным оправданием правового нигилизма, ведь многое зависит и от других факторов.