Смекни!
smekni.com

Теория прав человека (стр. 4 из 9)

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только на основании закона в тех пределах, которые продиктованы интересами развития правового государства. В соответствии со ст. 23. Конституции Республики Беларусь ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц [1, ст. 23].

Права и свободы можно классифицировать по различным признакам.

С позиции субъекта (гражданина, человека) можно выделить:

· права и свободы человека;

Права человека – это субъективные права, выражающие реальные возможности индивида удовлетворять свои жизненные потребности и интересы. Такие права носят всеобщий универсальный характер. Эти права человек имеет, где бы он ни находился.

· права и свободы гражданина.

Права гражданина - совокупность прав и свобод, закрепляемых государством в отношении граждан.

Объем прав будет зависеть от того, является ли человек гражданином государства либо нет. До тех пор, пока сохраняется государственное деление мира, права личности будут определяться двумя группами прав – правами человека и правами гражданина. Права человека существуют независимо от их государственного признания и законодательного закрепления.В противоположность им права гражданина выражают политико-правовую связь личности с конкретным государством или объединением государств, властью, законом. Гражданин (подданный) находится в устойчивой правовой связи с определенным государством, в силу чего ему государство гарантирует (может гарантировать такие права, которые оно не гарантирует иностранцам или лицам без гражданства (избирательные права, право занимать высшие государственные должности, свобода митингов, собраний, передвижения и т.д.). Права человека шире прав гражданина, поскольку они над национальны и экстерриториальны. Но права человека уже прав гражданина, поскольку в своей стране гражданин может обладать такими правами, которые государство не гарантирует не гражданам. В этом плане различие прав и свобод человека и гражданина имеет гораздо большее практическое значение. Это различие основано на разном правовом статусе гражданства этого государства, т.е. иностранцев и лиц без гражданства, пребывающих на его территории. Иностранцы и лица без гражданства имеют большинство прав и свобод и могут ими пользоваться на территории государства пребывания. В Конституциях и международных актах по правам человека, в случае, когда говорится о правах человека, без различия государственной принадлежности, применяется термин "каждый" (как вариант "никто"). К примеру: "Каждый имеет право на свободу объединений" [1, ст. 36], "Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества" [7, ст. 17]. В случае, когда речь идет о правах, которые не предоставляются иностранцам и лицам без гражданства, это ограничение фиксируется словом "граждане". К примеру, в ст. 37 Конституции Республики Беларусь говорится: "Граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей" [1, ст. 37]. Безусловно, что права и свободы граждан будут всегда шире, чем права и свободы иностранцев и лиц без гражданства.

Существует мнение, что права человека – это так называемые позитивные права, а свободы – негативные права. То есть право предполагает активную обязанность государства по отношению к человеку, а свобода – это налагаемые на власть запреты вмешиваться в ту или иную сферу жизни человека. Таким образом, право - это обязанность власти что-то сделать, свобода – это запрет ей действовать в какой-либо сфере.

В юридической науке, как известно, все права граждан именуются на сугубо профессиональном языке субъективными, т.е. индивидуальными, принадлежащими не только всем, но и каждому, открывающими перед их носителями простор для разнообразной деятельности, удовлетворения своих потребностей, интересов, пользования теми или иными социальными благами, предъявления законных требований к другим (обязанным) лицам и организациям. Субъективное право — это гарантированная государством мера возможного (дозволенного, допустимого, разрешенного) поведения личности, важнейший элемент ее конституционного статуса.

В основе субъективного права лежит категория юридически обеспеченной возможности, которая предполагает:

· возможность положительного поведения самого управомоченного, т.е. право на собственные действия;

· возможность требовать соответствующего поведения от правообязанного лица, т.е. право на чужие действия;

· возможность прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения противостоящей стороной своей обязанности (притязание);

· возможность пользоваться на основе данного права определенным социальным благом.

Тем не менее, следует иметь в виду, что язык и формулировки норм не всегда точно передают смысл выделенных позитивных и негативных прав. Поэтому зачастую разграничение между правами и свободами провести трудно. Так, закрепленное в ст. 31 Конституции Республики Беларусь право самостоятельно определять свое отношение к религии означает запрет вмешательства в вопросы вероисповедания, т.е. свободу религиозных убеждений. А в ст. 36 в формулировке "Каждый имеет право на свободу объединений" право и свобода вообще объединены [1, ст. 31, ст. 36].

Кроме того, в основе каждого права лежит свобода человека в его решении, пользоваться этим правом либо нет. Таким образом, различие в терминологии является скорее традиционным и не влияет на юридическую значимость и гарантированность прав человека [21, с. 20].

Итак, различия между правами человека и правами гражданина имеют под собой определенные основания, которые заключаются в следующем. Во-первых, права человека могут существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи их носителя с тем или иным государством. Это, в частности, — естественные неотчуждаемые права, принадлежащие всем и каждому от рождения. Права же гражданина находятся под защитой того государства, к которому принадлежит данное лицо. Во-вторых, множество людей в мире вообще не имеют статуса гражданина (лица без гражданства, апатриды) и, следовательно, они формально являются обладателями прав человека, но не имеют прав гражданина. Иными словами, права человека не всегда выступают как юридические категории, а только как моральные или социальные.

Однако следует знать, что права и свободы человека в любом обществе не являются безграничными и абсолютными. Их нельзя отождествлять с произволом, выражающимся иногда в обывательском выражении "что хочу, то и ворочу".

Права и свободы человека ограничены:

· во-первых, объемом его знаний об объективной действительности, о законах развития природы, экономики, политики, духовной сферы жизнедеятельности общества;

· во-вторых, материальными возможностями данного государства. Естественно, что права человека могут быть полнее реализованы в странах, которые имеют более высокий уровень экономического, социального и культурного развития, чем в странах соответственно с низким уровнем развития;

· в-третьих, права и свободы каждого человека ограничены интересами, потребностями и устремлениями существующих рядом с ним людей. Посягательство со стороны одного человека на ценности другого человека приводит к нарушению прав этого человека, к конфликтам, борьбе и напряженности в обществе [21, с. 35].

Таким образом, права человека и права гражданина различаются по ряду признаков. Права человека являются правами члена человеческого общества, права гражданина - это права государственно-политической личности [21, с. 113].

2.1 Юридические обязанности

Принимая на себя обязанность по обеспечению прав человека, государство в свою очередь имеет право от него определенного поведения. Свои требования государство формулирует в виде обязанностей, устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение.

Обязанность – это объективно необходимое, должное поведение человека. Система прав и обязанностей, законодательно закрепляемая в конституциях и иных нормативных актах, составляет правовой статус личности.

Обязанности стали закрепляться в конституциях западных стран после Второй мировой войны, хотя в целом они в той или иной форме включались в законодательство. Обязанности подразумевают необходимость:

· совершать определенные действия либо воздержаться от них; отреагировать на обращенные к нему законные требования управомоченного лица;

· нести ответственность за неисполнение этих требований; не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, на которое последний имеет право.

В науке существуют различные позиции, отдающие первенство либо правам, либо обязанностям. Так, с точки зрения социалистических, этатистских и тому подобных теорий обязанности предопределяют права, общество (государство) может устанавливать для своих граждан любые обязанности и потребовать их выполнения; обязанности приоритетны перед правами. Либеральный подход, благодаря которому права человека получили свое оформление, наоборот, провозглашает право первичным, а обязанности – вытекающими из него. Верно, что субъект прав является одновременно и субъектом обязанностей, но неверно, что права человека определяются его обязанностями. Интересна мысль, приведенная И.В. Вегерой: "М. Новицкий по этому поводу пишет: "Мои права и свободы есть у меня по тому, что я человек. Они возникают из моего человеческого достоинства. Мои обязанности перед государством действительно есть, но это совсем другая проблема. У меня есть права и свободы независимо от того, выполняю я свои обязанности или нет. Государство может меня наказать, если я не буду этого делать, но права от этого не зависят" [21, с. 49]. Обязанности человека – это требования, предъявляемые к нему со стороны общества и государства. Во Всеобщей декларации прав человека об обязанностях говорится в самом общем виде: "Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности [7, ст. 29]. В теории права под юридической обязанностью понимаются определенные законодательством вид и мера должного поведения участника правоотношения, в том числе в целях надлежащей реализации своего субъективного права другим участником [33]. Часть обязанностей распространяется на всех лиц, проживающих в государстве, а часть – только на граждан. Так, Конституция Республики Беларусь устанавливает обязанность каждого: