Введение
Глава 1. Ретроспективный анализ должностных преступлений по Уголовному кодексу РФ
1.1 История законодательства, регулирующего должностные преступления
1.2 Понятия и виды должностных преступлений
Глава 2. Правовое регулирование должностных преступлений
2.1 Общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
2.2 Проблема квалификации преступлений, совершаемых с использованием служебного положения
Заключение
Список используемой литературы
Введение
На протяжении всей своей жизни человек очень часто оказывается перед моральным выбором: делать или не делать. Как он поступит во многом зависит от уровня его сознания, социального развития, уважения к собственной личности, обществу и государству в целом. Выбор человеком определенного поведения – это, как правило, результат воздействия на личность всего комплекса воспитательных мер, влияния общества.
Правила, регулирующие поведение людей, действия социальных групп, коллективов, организаций, в своей совокупности составляют социальные нормы.
Целостная, динамическая система социальных норм является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования государства, обеспечения согласованного взаимодействия людей, прав человека. Человек, в своем поведении может либо придерживаться этих норм, либо отступать от них.
От четкости функционирования государственной службы, честности и ответственности ее работников во многом зависит решение крупномасштабных задач, стоящих перед обществом и государством. Между тем, некоторые работники этих органов и служб поражены коррупцией, взяточничеством и другими негативными явлениями, которые нарушают их нормальную деятельность, подрывают их авторитет в глазах общества.
Должностная преступность появилась не в наши дни. Распространенность и общественная опасность этого явления возрастала в периоды крупных социальных потрясений. Современная Россия - не исключение.
В данной работе рассматриваются различные виды должностных преступлений, а так же предполагается показать важность борьбы с должностными преступлениями. Уделяется внимание необходимым мерам по искоренению должностных преступлений, в любых его проявлениях.
Предмет исследования является общая характеристика и анализ преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Целью работы является изучение общей характеристики и видов должностных преступлении, а так же изучение законодательства по уголовной ответственности за должностные преступления.
Задачи работы:
1. Изучить историю российского законодательства о должностных преступлениях.
2. Рассмотреть различные виды должностных преступлений.
3. Дать общую характеристику преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
4. Исследовать проблемы квалификации преступлений, совершаемых с использованием служебного положения.
Теоретической основой работы послужили труды А.И. Рарог, Д.Г. Долгих, Е.А. Свинарева и др., законодательные и нормативные акты Российской Федерации, комментарии законодательства, литература справочного характера, материалы периодической печати.
Структура курсовой работы включает следующие разделы: введение, две главы по два параграфа, список используемой литературы.
Глава 1. Ретроспективный анализ должностных преступлений по Уголовному кодексу РФ
1.1 История законодательства, регулирующего должностные преступления
Оформление понятия «должностное лицо» в уголовном праве России отдельные ученые ведут от Псковской судной грамоты 1467 г.[1] Исторический анализ памятников русского права, проведенный Т.С. Исаевой, позволил ей сделать вывод, что впервые в Судебнике 1497 г. вводится ответственность должностных лиц за нарушение порядка судопроизводства. В ст. 19 Судебника 1497 г. устанавливалась процедура отмены неправильного решения суда. Судья, виновный в разбирательстве «дела не по суду», обязан был возместить сторонам понесенные ими расходы, другого наказания он не нес. Судебник 1497 г. (в ст. 33-340) запрещал представителям суда — недельщикам брать посулы (взятки). В последующем преступления против суда нашли свое отражение в ст. 25 Судебника 1550 г., где различались хитростное и бесхитростное не-правосудие2. Анализ Судебников 1497 г. и 1550 г. показывает, что системного подхода к определению субъекта должностных преступлений не было, а в казуистичной форме перечислялись возможные субъекты данных преступлений.
Действие Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. на протяжении более чем полувека (с учетом редакций 1866 г. и 1885 г.) сформировало обширную судебную практику, в том числе в виде разъяснений высших судебных инстанций и Правительствующего Сената, и явилось почвой для научных разработок ученых того времени. Именно с Уложения 1845 г. преступления по службе начинают оформляться в отдельную группу преступлений либо в специальной главе, либо в разделе уголовного закона[2]. В Уложении 1845 г. решающими признаками должностного лица выступали наличие служебных обязанностей и их публичный характер. К должностным лицам относились и иные лица в случае, если нарушение возложенных на них обязанностей наносило ущерб публичным интересам. Разъяснения Правительствующего Сената, по мнению Н.М. Ковалевой, сводились к тому, что предание суду в общем или особом должностном порядке зависело не от свойств виновного лица, а от свойств самого действия, явилось ли деяние следствием нарушения служебных обязанностей и причинило ли оно ущерб публичным интересам. Должностными лицами признавались лица, выполняющие служебные обязанности публично-правового характера, остальные же лишь приравнивались по ответственности к должностным лицам, хотя таковыми не являлись. Субъектами служебных преступных деяний, отмечал А.В, Кенигсон, могут быть лица служащие, т.е. лица, ставшие вследствие порученного им участия в государственном управлении в особые юридические отношения как к государственной власти, делегировавшей им власть, так и к гражданам, подчиненным управлению.
Современники Уложения 1845 г. отрицательно высказывались о расширительном толковании субъекта должностного преступления. Думается, что и нынешним исследователям должна быть близка такая точка зрения. Таким образом, как положения Уложения 1845 г., так и разъяснения Сената носили в большинстве своем казуистический характер.
В нормах ст. 636 Уголовного уложения 1903 г. служащим признавалось всякое лицо, несущее обязанности или исполняющее временное поручение по службе государственной и общественной, в качестве должностного лица, или полицейского или иного стража или служителя, или лица сельского или мещанского управления. Как видим, понятие должностного лица было более узким, нежели понятие служащего. Уложение 1903 г. содержало многочисленные составы должностных преступлений, в их числе: превышение власти, бездействие власти (многочисленная группа составов преступления), злоупотребление полномочиями, разглашение тайны, взяточничество, служебный подлог, незаконное участие в сделках.
Революция 1917 г. повлекла за собой ликвидацию предыдущей системы государственного и общественного управления, а также отмену всех ранее действовавших актов, в том числе уголовного и уголовно-процессуального характера. Но это не привело ни к автоматическому исчезновению преступной деятельности на территории бывшей Российской империи, ни к исчезновению теоретических проблем в праве и законодательстве. Скорее, наоборот. Построение нового государства и огосударствление экономики страны и других сфер ее жизни способствовали распространению понятия должностного лица на всех руководителей и ответственных лиц во всех сферах деятельности государства. Потребность в выделении руководящего состава в числе служащих была вызвана тем, что круг субъектов должностных преступлений стал настолько широк, что практически каждое виновное в преступном деянии лицо могло быть признано должностным. Причиной тому было не расширение круга субъектов таких преступлений в смысле наименования должности, а в сфере действия данных лицо их обязанностей.
Введенный в действие Постановлением ВЦИК РСФСР от 1 июня 1922 г. Уголовный кодекс РСФСР впервые в истории российского уголовного права содержал обобщенное понятие должностного лица. Использование накопленного дореволюционными учеными теоретического и практического опыта в новом уголовном законе выразилось в несколько измененном виде, а именно: основополагающий признак должностного преступления дореволюционного уголовного закона — свойство преступного деяния по службе, был заменен на другой признак — свойство субъекта. Уголовный кодекс 1922 г.» предусматривал отдельную главу II«Должностные (служебные) преступления». В примечании к ст. 105 Уголовного кодекса 1922 г. так определялись должностные лица — «лица, занимающие постоянные или временные должности в каком-либо государственном (советском) учреждении или предприятии, а также в организации или объединении, имеющем по закону определенные права, обязанности и полномочия в осуществлении хозяйственных, административных, просветительных и других общегосударственных задач». Опираясь на Уголовный кодекс 1922 г., А.А. Жижиленко характеризует должностное (служебное) преступление как нарушение служащим его служебного долга, его служебных обязанностей. При определении понятия должностного лица А.А. Жижиленко отмечает, что «по самому духу существующего советского строя, всякий служащий, занимая определенное место, выполняет определенные задачи общегосударственного характера», поэтому «с точки зрения современного строя, всякий служащий является в то же время должностным лицом, как бы ни была незначительна его функция в общей системе управления».