Представляется важным остановиться на следующем моменте. Клиенты профессионального участника, чьи ценные бумаги находятся у последнего, могут иметь к нему как требования по денежным обязательствам (например, при предоставлении, в соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 3 Закона о рынке ценных бумаг, брокеру права использовать денежные средства клиентов, находящиеся на специальном брокерском счете), так и неденежные требования по соответствующим договорам с профучастниками (договорам на брокерское обслуживание, депозитарным договорам и т.п.). За клиентами профучастников фондового рынка права на получение извещения о введении процедур, применяемых в деле о банкротстве, следует рассматривать как дополнительную и, в некотором роде, исключительную, гарантию их законных интересов в банкротном процессе по сравнению с иными кредиторами, в том числе и конкурсными. Нельзя не заметить, что клиенты профучастника фондового рынка, имеющие к нему неденежные требования, поставлены в заметно более выгодное положение по сравнению с «неденежными» кредиторами иных субъектов гражданского оборота. На наш взгляд, подобный подход законодателя обусловлен, прежде всего, значимостью фондового рынка для экономики страны, что обуславливает особое внимание государства к стабилизации отношений на нем и защите прав участников оборота ценных бумаг. Здесь уместно привести высказывание Н.И. Берзона о том, что кардинальные экономические реформы не могут считаться завершенными до тех пор, пока не будет создан эффективно действующий фондовый рынок, позволяющий привлечь в экономику инвестиционные ресурсы[83].
В.В. Витрянский обращает внимание, что извещение, прежде всего, направлено на регулирование действий временного управляющего в случае введения в отношении должника - профессионального участника рынка ценных бумаг первой процедуры банкротства - наблюдения. Также, именно в этот период уполномоченный орган по РЦБ и СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг должны решить вопрос о целесообразности (или нецелесообразности) обращения в арбитражный суд с ходатайством о привлечении их к участию в деле о банкротстве[84]. Отметим, что последнее возможно если арбитражный суд сам не пришел к выводу о необходимости участия указанных субъектов в деле о банкротстве. Что же касается клиентов, то их своевременное уведомление «преследует цель предоставить им возможность распорядится своими ценными бумагами, находящимися у должника»[85].
Вместе с тем, исполнение обязанности об извещении всех клиентов профучастника фондового рынка «может повлечь значительные затраты времени, причем не информирование либо несвоевременное информирование (за рамками наблюдения) может повлечь для клиентов крайне неблагоприятные последствия»[86].
В связи с этим, считаем необходимым внести в Закон о банкротстве изменения, направленные на закрепление возможности увеличения срока наблюдения в отношении профучастников рынка ценных бумаг, если у должника имеется большое количество клиентов, проинформировать каждого из которых в течение установленных сроков невозможно.
Следует особо подчеркнуть, что Закон о банкротстве не содержит никаких указаний на какие-либо особые способы подобных распоряжений, выходящих за рамки способов, используемых клиентами профучастников фондового рынка при обычных обстоятельствах.
Гл. 2 Закона о рынке ценных бумаг предусмотрено семь видов профессиональных участников на фондовом рынке. В научной литературе их выделяется еще больше[87]. По этой причине определение всех возможных вариантов распоряжения клиентов применительно к каждому из видов профессиональных участников рынка ценных бумаг является, скорее отдельной темой для серьезного научного анализа, чем небольшим блоком в нашем исследовании. Однако и обойти молчанием данную тему было бы неверным.
Одним из наиболее активных участников фондового рынка является брокер. По мысли законодателя под брокером необходимо понимать профессионального участника, осуществляющего деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом (п. 1 ст. 3 Закона о рынке ценных бумаг). Можно насчитать, по меньшей мере, восемь направлений деятельности брокера в рамках реализации договора на брокерское обслуживание. Купля-продажа ценных бумаг занимает одно из центральных мест в деятельности брокера. При этом взаимодействие с клиентом осуществляется через систему так называемых приказов.
В целом под приказом «подразумевается ряд инструкций, которые клиент отдает брокеру и в которых содержатся требования предпринять определенные действия на рынке от имени клиента»[88]. Приказы клиента на продажу ценных бумаг весьма разнообразны.
В зависимости от указаний клиента относительно цены покупки или продажи выделяют рыночный, лимитный и стоп приказы.
Рыночный приказ (приказ по рынку) основан на доверии между клиентом и брокером. Данный вид приказа предполагает его исполнение немедленно по достижению торговых площадок по цене, сложившейся на рынке в этот момент. Клиент указывает лишь количество и вид ценных бумаг. Он уверен, что брокер совершит сделку по наилучшей цене, сложившейся на рынке, т.е. «покупка будет совершена по минимальной цене, а продажа – по максимальной»[89]. Основным преимуществом приказа по рынку является скорость его исполнения: от 30 секунд по небольшим пакетам ценных бумаг до нескольких часов по крупным партиям[90]. К недостаткам рыночного приказа относится возможность его исполнения по не благоприятной для клиента цене.
Лимитный приказ (приказ с ограничением цены). В этом случае клиент в приказе устанавливает цену ниже (выше) цены текущей рыночной – предельное значение цены, по которой он согласен купить (продать) ценные бумаги. Лимитный приказ на покупку исполняется по указанной или более низкой цене, а приказ на продажу – по указанной или более высокой цене.[91] Основным отрицательным моментов в лимитном заказе является большая вероятность неисполнения приказа, поскольку рынок может и вовсе не достигнуть лимитной цены, либо достигнуть ее чрезмерно поздно для клиента.
Стоп-приказ (приказ с ограничением убытков). Он применяется для защиты возможных потерь клиента в связи с изменением рыночной конъюнктуры либо для защиты части возможной прибыли. Клиент устанавливает предельные цены, по достижению которых брокер обязан продать (купить) ценные бумаги. В отличие от рыночного приказа «если рынок достигнет цены приказа», стоп-приказ на покупку содержит цену выше текущей рыночной, а стоп-приказ на продажу - ниже.[92]
Стоп-лимитный приказ. В этом приказе могут быть две цены: стоп-цена (значение, при котором приказ приводится в действие) и лимитная цена (диапазон, в котором приказ может бать выполнен). Стоп-лимитный приказ на покупку становится лимитным, когда рыночная цена становится равной или выше стоп-цены. Лимитная цена в таком приказе может быть равной или большей стоп-цены. Стоп-лимитный приказ на продажу становится лимитным, когда текущие биржевые котировки падают до или ниже стоп-цены. Соответственно, лимитная цена в этом случае будет меньшей или равной стоп-цене.[93]
Дневной приказ действителен в течение одного биржевого дня или в течение той части торговой сессии, которая осталась после получения приказа брокером. Если за это время выполнить поручение клиента не удалось, заказ автоматически аннулируется.
Открытый приказ. Действие заказа сохраняется либо до отмены его клиентом, либо до истечения срока договора брокера с клиентом, либо до истечения установленного в нем срока, либо до момента его исполнения в полном объеме.
Приказ по открытию предполагает его исполнение в момент открытия торгов на бирже либо в максимально короткое время от этого момента. Приказ по закрытию, наоборот, исполняется в период, максимально близкий к закрытию торгов.
В наблюдении и финансовом оздоровлении органы управления должника - профессионального участника, как это следует из положений гл. 4 и гл. 5 Закона о банкротстве, продолжают осуществлять свои функции. Конечно, наличие несостоятельности профучастника не могло не отразится на полноте полномочий органов управления – ст.ст. 64, 66, 69, 82, 83 Закона устанавливают общие ограничения как самостоятельности должника в целом, так и органов его управления, применимые и при банкротстве профучастников. Вместе с тем, органы управления должника – профучастника фондового рынка сохраняют достаточно прав, чтобы выполнить любой из обозначенных приказов, поступивших от клиента после получения последним извещения о введении наблюдения и финансового оздоровления.
Таким образом, в рамках двух обозначенных процедур проблема непрофессионализма или некомпетентности (при их наличии) арбитражного управляющего в области специфики совершения сделок с ценными бумагами, наименьшим образом может отразиться на должнике – профучастнике, не позволив увеличить его неплатежеспособность.
В соответствии с указанной нормой, ограничения совершения сделок или проведения операций по учету прав на ценные бумаги профессиональным участником рынка ценных бумаг при применении к нему процедур, применяемых в деле банкротстве, за исключением конкурсного производства, не распространяются на сделки с ценными бумагами его клиентов или проведение операций по учету прав на ценные бумаги, осуществляемые по поручениям клиентов и подтвержденные клиентами после возбуждения производства по делу о банкротстве.[94]