Применение системы входа в процедуры банкротства конкурсным производством позволит более эффективно обеспечивать исполнение арбитражным управляющим обязанности по подготовке анализа финансового состояния должника с целью определения возможности введения восстановительной процедуры.
Как уже отмечалось, устранение дуализма в управлении активами должника делает арбитражного управляющего свободным от усмотрения руководства должника при сборе и получении документации, на основании которой осуществляется финансово-хозяйственный анализ должника. При этом с целью обеспечения возможности инициирования проведения восстановительных процедур со стороны должника было бы целесообразным при отстранении руководителя должника от управления и распоряжения имуществом должника сохранить за ним обязанность, предусмотренную ч. 4 ст. 64 Закона о банкротстве, согласно которой руководитель должника в течение десяти дней с даты вынесения определения о введении наблюдения обязан обратиться к учредителям (участникам) должника с предложением провести общее собрание учредителей (участников) должника, к собственнику имущества должника - унитарного предприятия для рассмотрения вопроса об обращении к первому собранию кредиторов должника с предложением о введении в отношении должника финансового оздоровления.
В качестве такой системы нам представляется более правильной система входа в процедуры банкротства конкурсным производством. Она является более эффективной в силу того, что адекватнее отражает объективную сущность института банкротства как явления хозяйственного оборота. Эта система обеспечивает устранение существенных недостатков процедуры наблюдения. В качестве основного достоинства системы входа в процедуры банкротства конкурсным производством является значительное упрощение и ускорение конкурсного производства, что оказывает положительное влияние на конкурсный процесс в целом. При этом, как было показано выше, фактор времени в деле о банкротстве имеет значение не только для стоимости активов должника, но и для эффективности исполнения арбитражным управляющим своих обязанностей, направленных на реализацию целей процедур банкротства.
Процедура финансового оздоровления носит черты мирового соглашения (возможность исполнения обязательства за должника и использование поручительства либо иного способа обеспечения исполнения обязательства), внешнего управления (утверждение плана и графика погашения задолженности и т.д.), наблюдения (схожесть роли административного управляющего с ролью временного управляющего, а также последствий введения процедур, например запрет на выплату дивидендов).
Федеральный закон о банкротстве уделяет новой процедуре банкротства особое внимание, и, учитывая это, учеными было высказано мнение о том, что иные процедуры должны вводиться только тогда, когда невозможно прибегнуть к финансовому оздоровлению, характеризуемому продолжниковой направленностью.
Так, вследствие установленных коротких сроков проведения финансового оздоровления становится практически невозможным переход во внешнее управление. Общий срок, отпущенный на обе эти процедуры, не может превышать два года, причем по прошествии восемнадцати месяцев с начала финансового оздоровления суд уже не может назначить внешнее управление. В данном случае по замыслу законодателя фактически закреплена альтернативность реабилитационных процедур, сделана попытка избежать ситуации, при которой реабилитация будет тянуться годами, а финансовое оздоровление будет сменяться внешним управлением, продлевая на практике процесс оздоровления до четырех лет. Однако в данном случае появляется другой риск. Должник и кредиторы, которые хотят опробовать новый механизм, становятся перед выбором: уже известная и работающая процедура (внешнее управление) или новая и неизвестная (финансовое оздоровление). Желающие попробовать новое в случае неудачи не имеют времени пойти уже известным путем, их неизбежно будет ожидать конкурсное производство.
Поэтому полагаем обоснованным и целесообразным увеличение вышеназванных сроков.
В связи с изложенным, автор пришел к следующим выводам.
1. В Законе о несостоятельности 2002 г. отсутствует комплексное специальное регулирование процедур, применяемых в деле о банкротстве профессиональных участников фондового рынка.
2. Следует указать на следующие особенности проведения наблюдения и финансового оздоровления применительно к профучастникам фондового рынка:
· наличие специального субъектного состава: арбитражный суд наделяется правом привлечь к участию в деле федеральный орган исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг и соответствующую саморегулируемую организацию на рынке ценных бумаг;
· при введении процедур арбитражный управляющий должен направить об этом специальное уведомление[99];
· ограничение совершения сделок или проведения операций по учету прав на ценные бумаги профессиональным участником рынка ценных бумаг при применении к нему процедур, не распространяются на сделки с ценными бумагами его клиентов или проведение операций по учету прав на ценные бумаги, осуществляемые по поручениям клиентов и подтвержденные клиентами после возбуждения производства по делу о банкротстве.
3. В рамках двух обозначенных процедур проблема непрофессионализма или некомпетентности (при их наличии) арбитражного управляющего в области специфики совершения сделок с ценными бумагами, наименьшим образом может отразиться на должнике – профучастнике, не позволив увеличить его неплатежеспособность.
4. Рассмотренные особенности проведения наблюдения и финансового оздоровления в отношении профессиональных участников рынка ценных бумаг справедливы для любых процедур, применяемых в деле об их банкротстве, за исключением правила ст. 188 Закона о банкротстве, не применимого к конкурсному производству.
Вопросам правового регулирования проведения процедур внешнего управления и конкурсного производства специально посвящены глава VIи VIIЗакона о банкротстве. Правила, установленные, касаются в основном вопросов юридической судьбы находящихся у профессионального участника фондового рынка ценных бумаг, принадлежащих его клиентам. Следует еще раз напомнить, что общие особенности банкротства рассматриваемой нами категории должников, применяются и на анализируемых стадиях (за исключением изъятия из-под действия ограничений подтвержденных сделок и операций с ценными бумагами клиентов для процедуры конкурсного производства).
Необходимо также с большим сожалением указать, что рамки настоящей работы не позволяют в полной мере отразить всю специфику внешнего управления и конкурсного производства применительно к каждому виду профессиональной деятельности. Равным образом автор лишен возможности и остановится на тех общих моментах исследуемых процедур, которые по требованию ст. 168 и ст. 180 Закона о банкротстве (порядок введения, общие и специальные последствия введения, способы восстановления платежеспособности должника и отчуждения его имущества и т.п.), в любом случае применяются в банкротном процессе профучастников. По той же самой причине ограниченности объема исследования не удастся остановиться и на анализе особенностей конкурсного производства профучастников - кредитных организаций.
Тот факт, что законодатель уделяет особое внимание именно процедурам внешнего управления и конкурсного производства можно объяснить существенностью последствий их введения для дееспособности профессионального участника фондового рынка: 1) либо очень серьезное ограничение органов должника в возможности руководства (внешнее управление), либо полный переход управления должником к арбитражному управляющему; 2) наличие институтов отказа от договора, моратория исполнения обязательств, специальных последствий относительно исполнения обязательств, предъявления требований и т.п.
Отмеченные последствия в гораздо большей степени, нежели при наблюдении и финансовом оздоровлении, влияют на правоспособность профессиональных участников фондового рынка.
Специальные правила, предусмотренные для внешнего управления и конкурсного производства профучастников в зависимости от стадии их применения условно можно разделить на три группы: применяемые только при внешнем управлении, применяемые только в рамках конкурсного производства и применяемые на обеих стадиях процедуры банкротства.
При этом вне зависимости от стадии их применения следует отметить общую тенденцию законодателя, направленную на определении более развернутых и подробных, по сравнению с Законом о несостоятельности 1998 г., правил, определяющих обязанности профучастника - должника в отношении ценных бумаг и денежных средств его клиентов[100].
В ходе внешнего управления арбитражный управляющий с согласия и от имени клиентов профучастника вправе передать ценные бумаги, находящиеся у последнего в управлении, во владении, на хранении и (или) учете другому профучастнику, имеющему соответствующую лицензию.[101]