Смекни!
smekni.com

Аспекты анализа методологических проблем соотношения государства и права (стр. 2 из 3)

Вспомним слова Маркса: «Свобода заключается в том, чтобы превратить государство из органа, который стоит над обществом, в орган, который этому обществу полностью подчинен» [7]. Если защита общества – постоянная задача государства, то и общество всегда пыталось защититься от избыточной самостоятельности государства. Эта задача очень тяжелая и сложная.

Государство – это цельная социальная система, могущество которой перевешивает все составляющие его части. Сосредоточив в своих руках принуждение, государство защищает, объединяет общество, в котором существует. В пределах государственных границ образуются государства, народы, нации. Государство – центр образования народа, поддержки общего порядка в обществе и защитник от внешних врагов. Выполняя важные социальные зада государство всегда пыталось бать могущественным и величавым, которые не уступали бы ореолу церкви. Роскошные дворцы, грандиозные пирамиды, гигантские памятники государственным деятелям и полководцам, государственные праздники, гербы, флаги, гимны, культ правительственных лидеров, наделенных властью, – все это призвано утверждать психологию зависимости от государства как от чего-то чрезвычайного и всесильного. Культ государства усиливается и укрепляется патриотическим осознанием, которое отождествляет государство со страной, Родиной, Отчизной. Какой же выход из ситуации?

Одним из способов преодоления политической отчужденности, которое породило человечество, является подчинение государства праву, призванному обеспечивать упорядоченность и предсказуемость действий государственной власти, стабильность зависимых от нее отношений. Соблюдение государством им же созданных норм – это то, к чему стремятся носители высшей государственной власти многих государств.

В истории Античного Мира, Средневековья есть немало фактов, которые свидетельствуют о том, что тогдашние правители произносили клятвы и присяги, в которых заявляли о своем уважении к закону и праву. Некоторые из этих клятв приносились честно и высшая власть придержувалась их. Но государство состоит не из нескольких десятков лиц, возглавляющих органы власти; государство – рамного более сложная и более численная институция. Понятно, что общественное разделение труда порождает необходимость овладения особенными профессиональными навыками в сферах управления, принуждения, правосудия. В небольшом античном полюсе (городе-государстве) времен Платона для защиты и управления нужно было немного воинов, которыми руководила коллегия умных философов. Однако существовали и большие античные государства, которые, как нуждались в значительно большем числе правителей, воинов, других служащих, чем полисах. Что уже говорить о современных государствах?! Их функционирование связано с многочисленным количеством людей, входящих в структуры – армию, правосудие, полицию, разведку, финансовые, социальные и другие службы, персонал государственных учреждений, и тому подобное).

Качеством, присущим государству, как писал В.И. Ленин, является «наличие особенного класса людей, в руках которого сосредоточена власть» [8]. Этот класс (как и его представители) должен с полным основанием считаться «государственными людьми». Они живут среди нас, знают свои профессиональные обязанности, кто-то выполняет их хорошо, а кто-то плохо, у них разный статус, личные качества, семейное положение, как и у других членов общества. И вместе с тем нас, обычных граждан, убеждают, что они вовсе не являются особенным классом.

Системно образовывающим стержнем этого класса является иерархия лиц, которые наделены властными полномочиями (рядовые должностные лица, советники, помощники, придворные, конюхи, лакеи, но от них нередко много чего зависит). Среди них бывают талантливые и гениальные люди. Особоталантливых государственных и политических деятелей називають «харизматичними лидерами» (такими в ХХ веке названы около 10 ). Государственных служащих различают по объему полномочий; по человеческим качествам; по критериям квалификации и добропорядочности, в том числе и по отношению к праву.

Противоречия между государством и правом имеются даже в тех государствах, где господствует закон, где высшая власть пытается придерживаться правовых норм. Там возникают противоречия между фактической деятельностью государства и действующими нормами права. Что является доказательным (институционным) воплощением этих противоречий.

Государство – это соответствующие органы, должностные лица, их фактическая деятельность, взаимодействие между людьми и между собственными органами, международные отношения.

Право становится реальным в правилах поведения (нормах) и специфических общественных отношениях, в соответствующей процедуре рассмотрения жизненных ситуаций и, наконец, в особой форме общественного сознания, оценочный характер которого выражен в юридических понятиях и категориях.

Попробуем смоделировать отличия между правовой нормой и государственными институтами. № п/п Правовая норма Государственные институты

1. Составляющей права является норма права и правоотношения. Состоят из лиц и учреждений, наделенных властью (полномочиями).

2. Нормы права классифицируются разными категориями. Госорганы и должностные лица различаются по их месту в государственной иерархии, рангу, объему полномочий.

3. Правовые нормы касаются абстрактных наиболее общих общественных отношений. Государственные служащие видят жизнь во всей разнообразности и склонны оценивать общественные отношения и ситуации, исходя из соответствующих партийных, личностных симпатий или антипатий.

4. Правовые нормы являются своеобразными моделями общественных отношений, которые предлагается упорядочить, изменить. Должностные лица иногда пытаются выйти за пределы этих рамок, строить отношения не по модели (а исходя из собственного понимания, жизненного опыта, соответствующих интересов, мотивов).

5. Правовые нормы оцениваются по их юридической силе, точности формулировок, эффективности, справедливости. Государственные органы и должностные лица по объему полномочий, дисциплинированности, компетентности, степени честности и другим моральным, личным и деловым качествам.

6. Ряд правовых норм не может быть реализованным без решения, принятого государственным органом или должностным лицом, до тех пор, пока не будут исследованы обстоятельства дела, имеющие юридическое значение и соответствующие доказательства. Некоторые должностные лица склонны исполнять свои обязанности проще и скорее, чем определено в законе, решение принимать без сложных правовых процедур, без изучения всех обстоятельств и доказательств (иногда отказаться, затянуть рассмотрение).

7. Норма права – образец решения дела, своего рода «арбитр» (ей нет дела до конфликтов, недоразумений, будущих споров). Лица, уполномоченные, принимать нормы права, не всегда принципиальны, ответственны (сочувствие одной стороне, понравиться высшему начальству, или наоборот); даже при режиме строгого закона те, кто применяет право, нередко имеют возможность так подобрать доказательства и так истолковать норму, что решение будет отвечать не только закону, сколько интересам правозастосовника (отсюда коррупция; а это, как известно, торговля правом).

8. Юридические факты порождают правовые отношения (связь граждан посредством прав и обязанностей). Обязанностью должностных лиц является признание этих юридических фактов (может стать преградой между гражданином и правом).

9. В праве иногда содержатся недействующие нормы (мертвые, бессильные), существование которых препятствует изучению и применению права. В государственной иерархии есть ненужные должности, органы, ряд льгот, привилегий, и даже властных полномочий.

Соотношение сущностных качеств (свойств) права и государства дает, в первую очередь, возможность глубже и конкретнее определить связи и противостояния двух социальных регуляторов, которые не могут обойтись друг без друга.

Кроме этих противоречий, есть такие, которые обусловлены индивидуальными, субъективными качествами государственных мужей. О таких противоречиях между правительством и народом, обществом и государством, писали известные мыслители, в частности, К. Маркс отмечал: «Общество создает себе органы для защиты своих общих интересов от внутренних и внешних агрессоров. Этим органом является государственная власть. Как только появился такой государственный орган, он сразу же приобретает самостоятельность перед обществом» [9].

Противоположность между государством и обществом иногда существенно влияет и на содержание права, и на его реализацию. Безусловно, государство и общество – не враги. Но их интересы не тождественны, а иногда противоположны. Например, государству намного легче было бы обеспечить борьбу с правонарушениями и охрану общественного порядка, если комендантский час; поголовную дактилоскопию населения; позволить без соответствующих санкций обыски, аресты, высылки, задержания.

С другой стороны, достоинство и свобода человека в гражданском обществе будут на надлежащем уровне, если граждане не будут обложены избыточными налогами, будут свободны от воинской повинности, акцизных и таможенных ограничений.

В нормальных, относительно спокойных периодах социального развития эти и другие противоречия обсуждаются и в представительских учреждениях.

Однако противоречия между государством и обществом в кризисные периоды, особенно когда к власти приходят лица, которые пытаются использовать государство в своих собственных целях.