Однако если подозреваемый был задержан в порядке ст. ст. 91, 92 УПК РФ, а затем заключен под стражу, то срок исчисляется с момента его фактического задержания (ч. 3 ст. 128 УПК РФ), а если подозреваемый, обвиняемый вначале был заключен под домашний арест или в принудительном порядке помещен в медицинский (психиатрический) стационар по решению суда, то в срок содержания под стражей также засчитывается время домашнего ареста или нахождения в стационаре соответственно (ч. 10 ст. 109 УПК РФ).
Например, гражданин С. задержан по подозрению в совершении преступления 1 декабря, 3 декабря к нему применена мера пресечения в виде домашнего ареста, а 10 декабря – предъявлено обвинение и данная мера пресечения изменена на заключение под стражу. Первым днем срока содержания под стражей считается 1 декабря, а установленный двухмесячный срок оканчивается в соответствующее число последнего месяца, т. е. 1 февраля.
Процессуальный порядок рассмотрения и разрешения данного ходатайства следователя практически аналогичен установленному для первичного заключения под стражу (ст. 108 УПК РФ).
Домашний арест (ст. 197 УПК РФ) - менее строгая по сравнению с заключением под стражу мера пресечения, однако также применяется только по судебному решению. Алгоритм действий следователя по избранию данной меры пресечения в целом аналогичен установленному ст. 108 УПК РФ для заключения под стражу. Отметим лишь, что определение конкретных ограничений, которым подвергается подозреваемый, обвиняемый, а также принятие решение о должностном лице или органе, осуществляющих надзор за соблюдением данных ограничений является прерогативой суда.
Вместе с тем, в постановлении следователя о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста (приложение 100) следователь также должен изложить свои предложения по данному вопросу с учетом конкретных обстоятельств расследуемого дела. Например, «…запретить обвиняемому С. покидать пределы своей квартиры, общаться с любыми лицами, за исключением членов семьи, проживающих с ним в одной квартире, получать и отправлять корреспонденцию, вести переговоры с использованием любых средств связи[7].
Залог (ст. 106 УПК РФ) в качестве меры пресечения избирается подозреваемому, обвиняемому также на основании судебного решения. Это широко распространенная в США и странах Западной Европы мера пресечения постепенно начинает использоваться и в российской следственной практике. Так, в 2007 г. судами под залог было отпущено около 1200 подследственных, а общая сумма принятого залога составила более 200 миллионов рублей. Хотя по сравнению со статистикой применения иных мер пресечения эти цифры ничтожно малы, они превышают аналогичные показатели предыдущих лет и, как представляется, в ближайшие годы будут расти.
Суть залога как меры пресечения заключается в том, что подозреваемый, обвиняемый либо иное физическое или юридическое лицо (залогодатель) вносит деньги, ценные бумаги или ценности на депозитный счет органа, избравшего данную меру пресечения. О принятии залога составляется протокол (ч. 1 ст. 106 УПК РФ). Если залогодателем выступает лицо, не являющееся подозреваемым, обвиняемым, то ему в обязательном порядке разъясняется существо подозрения, обвинения, в связи с которыми избирается данная мера пресечения, а также связанные с ней обязательства и последствия их невыполнения или нарушения.
Как показывает практика, чаще всего предметом залога выступают деньги. Денежные суммы в размере, определяемом судом, вносятся на специальные счета, которые в районах открываются при территориальных управлениях Судебного Департамента при Верховном Суде РФ. Суды же областного звена обязаны заключать соответствующие договоры с казначейством. Отсутствие таких договоров у ряда областных судов порой является единственной причиной неприменения ими меры пресечения в виде залога.
УПК РФ не накладывает каких-либо ограничений в отношении круга лиц, правомочных выступить залогодателем. Как представляется, такая позиция законодателя не вполне оправдана. При составлении ходатайства перед судом об избрании подозреваемому, обвиняемому меры пресечения в виде залога, необходимо установить личность залогодателя и исключить из их числа недееспособных и несовершеннолетних лиц, лиц, находящихся подследствием, судимых, участвующих врасследовании ирассмотрении дела состороны защиты илиобвинения, юридических лиц, вуставном капитале которых имеется доля государства.
Немаловажно ито, засчет каких ценностей иимущества избирается залог. Таковыми немогут быть ценности, преступно нажитые, аравно снеустановленным источником происхождения. Поэтому залогодатель обязан также подтвердить законность предмета залога.
Размер залога в каждом конкретном случае должен устанавливаться с учетом тяжести деяния, в совершении которого изобличается подозреваемый, обвиняемый, размера его дохода илиимущества, а также причиненного вреда. В любом случае сумма залога должна быть для подозреваемого, обвиняемого значительна, а возможность егоутраты серьезно затруднять уклонение от возложенных обязательств.
Если подозреваемый, обвиняемый нарушит обязательства, связанные с внесенным за него залогом, то следователь, в производстве которого находится дело, составляет протокол о нарушении. Протокол направляется в районный суд, где в течение 5 суток с момента поступления рассматривается судьей в присутствии нарушителя и следователя, его составившего. Если нарушитель без уважительной причины не явился в суд, то протокол рассматривается в его отсутствие. По результатам рассмотрения протокола судья вправе вынести постановление об обращении залога в доход государства или постановление об отказе в таковом (ч. 4 ст. 106, ч. ч. 2, 3, 6 ст. 118 УПК РФ).
Если подозреваемый, обвиняемый, в отношении которых применен залог, соблюдал взятые на себя в связи с этим обязательства, то после рассмотрения дела по существу, залог возвращается залогодателю, что отражается в приговоре либо определении, постановлении суда о прекращении дела.
Если решение о прекращении уголовного дела принимается в ходе предварительного следствия, то залог возвращается залогодателю следователем, о чем указывается в постановлении о прекращении уголовного дела.
Процессуальный порядок избрания меры пресечения в виде залога аналогичен порядку заключения под стражу (ст. 108 УПК РФ).
При необходимости наложения ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях (п. 9 ч. 2 ст. 29, ст. ст. 115, 116 УПК РФ) следователь с согласия руководителя следственного органа выносит мотивированное постановление о возбуждение перед судом ходатайства о наложении ареста на имущество. В описательно-мотивировочной и резолютивной части постановления, как правило, конкретизируется, на какое именно имущество планируется наложение ареста и указывается точное место его нахождения. При этом следует помнить, что в перечень имущества, подлежащие аресту, не могут быть включены предметы, необходимые для самого подозреваемого, обвиняемого и лиц, находящихся на их иждивении, перечень которых дан в приложении 1 к Уголовно-исполнительному кодексу РФ.
Ходатайство следователя рассматривается судьей районного суда в порядке, установленном ст. 165 УПК РФ. В исключительных случаях, когда наложение ареста на деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения преступлений, предусмотренные ч. 2 ст. 105, ч. 2 ст. 111, ч. 2 ст. 126, ст. ст. 127.1, 127.2, 146, 147, 164, ч.ч. 3, 4 ст. 184, ст. ст. 186, 187, 188, 189, ч.ч. 3, 4 ст. 204, ст. ст. 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 209, 210, 212, 222, 227, 228.1, 229, 231, 232, 234, 240, 241, 242, 242.1, 275, 276, 277, 278, 279, 281, 282.1, 282.2, 285, 290, 355, ч. 3 ст. 259 УК РФ, и любые доходы от этого имущества, за исключением доходов и имущества, подлежащих возврату законному владельцу; деньги, ценности и иное имущество, в которое имущество, полученное в результате совершения преступления, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы; деньги, ценности и иное имущество, используемое или предназначенное для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации); орудия, оборудование или иные средства совершения преступлений, принадлежащих обвиняемому (ч. 1 ст. 104.1 УК РФ), не терпит отлагательства, указанная мера процессуального принуждения может осуществляться на основании постановления следователя с последующим уведомлением прокурора и суда для проверки его обоснованности и законности в порядке, установленном ч. 5 ст. 165 УПК РФ.
При наличии оснований, указанных в ст. 114 УПК РФ, следователь с согласия руководителя следственного органа вправе возбудить перед судом ходатайство о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности, которое в целом составляется по вышеуказанным правилам. При этом в описательно-мотивировочной части постановления следователь не ограничивается изложением своих выводов относительно необходимости применения данной меры, а приводит конкретные фактические данные (документально подтвержденные) в обоснование своей позиции. Согласно ч. 2 ст. 114 УПК РФ, решение судьи по данному ходатайству должно быть вынесено в течение 48 часов с момента его поступления в суд.
Один из наиболее сложных вопросов, возникающих на практике, - это вопрос об основаниях отстранения обвиняемого или подозреваемого от должности, которые в обязательном порядке должны фигурировать в ходатайстве следователя перед судом.
В ч. 1 ст. 114 УПК РФ по этому поводу сказано: «при необходимости», но когда такая необходимость возникает, не разъясняется, а общие основания применения иных мер процессуального принуждения названы в ч. 1 ст. 111 УПК РФ: в целях обеспечения установленного УПК РФ порядка уголовного судопроизводства и надлежащего исполнения приговора.