Подстрекатель представляет собой интеллектуального соучастника. Идею о выгоде, целесообразности, необходимости совершения преступления он внушает другому лицу (исполнителю), склоняя тем самым к совершению уголовно - наказуемого деяния. Способы склонения могут быть самыми разными. Часть из них называет ст. 33 УК: уговоры, подкуп, угрозы.
Подстрекательство может осуществляться словами, жестами, мимикой и т. д. В наиболее распространенной форме - это словесное воздействие, которое следует отличать от сходных «словесных» преступлений типа призывов, разжигания розни, вовлечения в преступление. Так, в ст. 280 УК РФ предусмотрены публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя РФ. Статья 282 УК РФ говорит о возбуждении национальной, расовой или религиозной вражды. По ст. 150 УК РФ преследуется вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность. Различие в следующем. Подстрекательство всегда обращено к конкретному лицу (будущему исполнителю преступления) и склоняет его к совершению вполне определенного деяния. Призывы же всегда публичны, обращены к публике - толпе, группе лиц, митингу. По содержанию они более обобщены и не склоняют непосредственно данное лицо к совершению конкретного преступления.
Пособником является субъект, который содействовал совершению преступления, оказывал помощь исполнителю, создавал благоприятные условия для совершения преступления. Так называемое интеллектуальное пособничество - это советы, информация, рекомендация и т. п. Физическое пособничество предполагает передачу средств и орудий совершения преступления, устранение препятствий и т. д. В части 5 ст. 33 УК РФ перечислены основные способы пособничества, в том числе заранее данное обещание скрыть преступника, средства и орудия совершения преступления, его следы, предметы, добытые преступным путем, а также заранее данное обещание приобрести или сбыть такие предметы. Отличие пособничества от укрывательства, приобретения и сбыта предметов преступления проходит по признаку заранее данного обещания укрыть, приобрести, сбыть. Такое обещание является психологической поддержкой исполнителя, укрепляет его решимость совершить преступление. Тем самым устанавливаются субъективные и объективные связи пособника, обещавшего помочь, с деянием исполнителя. Напомним, что заранее не обещанноеукрывательство особо тяжких преступлений наказывается по ст. 316 УК РФ.
Недонесение о готовящемся преступлении отдельные авторы склонны считать соучастием в форме пособничества. Для такого вывода в действительности оснований нет. Недоноситель не способствует совершению преступления, а всего лишь не помогает правоохранительным органам в пресечении преступления и задержании преступника. В противном случае любой свидетель преступления , которое готовится либо происходит на его глазах, оказывается в положении пособника. Новый УК полностью декриминализировал недонесение, о каком бы то ни было преступлении.
В публикациях иногда ставится вопрос о том, будет ли пособничеством хищению систематическая скупка (приобретение) имущества, заведомо добытого преступным путем. Пленум Верховного суда ССССР в постановлении «О судебной практике по делам о заранее не обещанном укрывательстве преступлений, приобретении и сбыте заведомо похищенного имущества» обоснованно признал: «Укрывательство преступления, а также приобретение и сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, может быть признано соучастием, если эти действия были обещаны исполнителю до или во время совершения преступления либо по другим причинам, например в силу систематического их совершения, давали основание исполнителю преступления рассчитывать на подобное содействие». Это постановление, по нашему мнению, сохраняет свое значение.
Подстрекательство отличается от интеллектуального пособничества тем, что подстрекатель склоняет другое лицо, до не собиравшееся совершать преступление, выполнению того или иного состава. Пособник же оказывает содействие лицу, уже принявшем решение совершить преступление, но нуждающегося в той или иной поддержке.
Подстрекателя именуют иногда «интеллектуальным автором» преступления и потому наказывается он чаще всего равно, а то и строже самого исполнителя. Действия пособника всегда менее общественно опасны, нежели действия подстрекателя и исполнителя. Суд может признать пособничество малозначительным и прекратить в отношении пособника дело по ч. 2 ст. 14 УК РФ. Подстрекательство может быть признано малозначительным, как правило, лишь вместе с малозначительностью деяния исполнителя.
От организатора совершения преступления подстрекатель и пособник отличаются несравненно более простыми действиями по созданию условий для совершения определенного преступления. Организатор, как отмечалось, «стратег и тактик» преступления, его инициатор, а также подстрекатель, укрыватель и пособник в одном лице.
В приговорах суда и обвинительных заключениях можно встретить термин - «инициатор преступления». В отличие от подстрекателя он не склоняет другое лицо к совершению преступления, а высказывает «криминальную идею», которая падает на психологически подготовленную почву. Инициатор первым подает мысль и часто собственным «ободряющим примером» начинает преступление либо подготовку к нему. В дореволюционном праве такие соучастники назывались «зачинщиками». Инициатор преступления, совместно с другими совершающий преступление либо создающий группу, несет ответственность как организатор или исполнитель преступления. Инициатива в преступлении может быть оценена согласно пунктам «в» или «г» ст. 63 УК РФ как отягчающее наказуемость обстоятельство.
В случае не доведения исполнителем преступления до конца по независящим от него обстоятельствам остальные соучастники несут уголовную ответственность за приготовление или покушение (ч. 5 ст. 34 УК РФ).
3.Формы соучастия
Проблема видов (форм) соучастия принадлежит к числу наиболее сложных и дискуссионных. В юридической литературе принято подразделять соучастие на три вида (формы): соучастие без предварительного сговора; соучастие с предварительным сговором и преступное сообщество.
Обращает на себя внимание отсутствие единого критерия классификации. Первые два вида соучастия выделяются по признаку сговора, третье - по степени соорганизованности, хотя оно тоже входит в группу преступлений по предварительному сговору. Достичь единства критерия деления видов соучастия непросто, ибо они пересекаются. Поэтому потребуется не один, а три основания такой классификации.
Критерий первый: предварительный сговор. Предварительный - значит до начала совершения преступления. Сговор - договоренность о преступлении с большей или меньшей подробностью и обстоятельностью. По этому основанию все виды соучастия делятся на соучастие с предварительным сговором и без него. Обычно в действиях организаторов, подстрекателей, пособников и исполнителей, о которых говорит ст. 33 УК РФ, присутствует сговор до начала исполнения состава преступления.
Критерий второй: роль в выполнении состава преступления.Как не раз отмечалось, организатор совершения преступления, подстрекатель и пособник состава преступления сами не выполняют. Это делает с их помощью исполнитель. Налицо юридическое разделение ролей, имеющее значение для квалификации совместного преступления. Поэтому для привлечения к ответственности перечисленных соучастников необходима ссылка на ст. 33 (виды соучастников).
Соисполнители же сами выполняют состав преступления. Юридически значимое разделение ролей здесь отсутствует. Функциональная специализация преступников в группах по предварительному сговору, организованных группах, тем более в преступном сообществе, носит организационнно-технический характер и на квалификацию соучастников влияния не оказывает. В Особенной части УК такие группы предусмотрены в качестве квалифицирующих либо особо квалифицирующих элементов составов преступлений. Для них не нужна ссылка на ст. 33 УК.
Критерий третий: характер и степень соорганизованности видов соучастия. По нему группы соисполнителей подразделяются на четыре подвида:
группа без предварительного сговора;
группа с предварительным сговором;
организованная группа;
преступное сообщество (преступная организация).
Степень соорганизованности - наименьшая в первом подвиде, наивысшая - в четвертом.
Правила квалификации видов соучастия «разведены» разведены по двум статьям. Статья 34 УК регулирует квалификацию соучастия с юридическим разделением ролей, а статья 35 УК определяет правила квалификации соисполнителей в групповых преступлениях.
Рассмотрим более подробно виды групповых преступлений.
Группа без предварительного сговора - это собравшаяся непосредственно перед совершением преступления либо в процессе его группа из двух или более лиц. В тех сравнительно редких случаях, где статьи кодекса говорят о группе лиц, имеется в виду группа без предварительного сговора, например, в п. «б» ч. 2 ст. 131 УК о совершении изнасилования «группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой». Здесь предусмотрены три вида групп и первая из них - группа без предварительного сговора. Аналогична формулировка п. «а» ч . 2 ст. 213 УК о групповом хулиганстве.
Группа без предварительного сговора представляет собой простое соисполнительство, где все соучастники непосредственно сами полностью или частично выполняют соответствующий состав преступления. Такими группами совершаются массовые беспорядки, изнасилования, хулиганства, драки, жестокое обращение с животными, некоторые воинские преступления.
В группе с предварительным сговоромсовместность и соорганизованность ограничивается предварительным сговором на совершение, как правило, одного конкретного преступления. Подобную группу ч. 2 ст. 35 УК характеризует такими признаками: «заранее договорившиеся о совместном совершении преступления».