Смекни!
smekni.com

Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей (стр. 2 из 15)

Государственно – правовая охрана детства – один из важнейших принципов социальной политики, непосредственно закрепленных в ст.7, 38,39 Конституции РФ. Впервые в Основном законе нашего государства воспитание детей рассматривается в качестве самостоятельного правового основания для социального обеспечения детей (ст.39) в виде предоставления им пенсии, пособий, компенсаций, социального обслуживания, бесплатного содержания и воспитания в детских интернатных учреждениях[1].

В целях решения наиболее острых проблем детства Указом Президента РФ от 18 августа 1994 г. № 1696 была утверждена Президентская программа «Дети России»[2]. В нее включены Федеральные целевые программы: «Дети - сироты», «Дети - инвалиды», «Дети Чернобыля» и другие. Целью Программы является предупреждение сиротства, создание условий для полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обеспечение условий для их интеграции в общество, социальной и личностной самореализации.

Программа предусматривает решение следующих основных задач[3]:

- формирование системы государственной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- реформирование системы обеспечения жизнедеятельности, воспитания и обучения детей – сирот;

- ресурсное обеспечение новых технологий и поддержка региональных проектов.

С 1 марта 1996 года вступил в силу действующий ныне Семейный кодекс РФ (далее – СК РФ). СК РФ обогащен положениями Конвенции ООН о правах ребенка и других международных правовых актов, ратифицированных Россией. В СК РФ указано, что основные задачи семейного законодательства исходят из приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семей (п.3, ст.1).

В кодексе есть специальная глава 11 «Права несовершеннолетних детей» (ст. 54 – 60), где ребенок впервые признается самостоятельным субъектом семейных правоотношений. Каждому ребенку предоставлено право выражать свое личное мнение по вопросам, касающимся его интересов, и обращаться за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а по достижению четырнадцати лет – в судебные органы. Впервые СК РФ введен специальный раздел 6 «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей ». В целях расширения возможностей семейного воспитания кодекс предусматривает новый правовой институт «приемной семьи» (ст.151 - 155). Что касается правовых норм об опеке и попечительстве, то в них закреплены положения, выработанные практикой судебных и прокурорских органов, а также органов опеки и попечительства, органов ЗАГСа[4].

Судебный порядок установления усыновления вызвал к жизни специальную главу 29 «Усыновления (удочерения) ребенка» ГПК РФ. С учетом новых правил государственной регистрации усыновления (удочерения), изложена глава 5 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ[5].

В ст.15 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ[6] указано, что дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны федеральных органов государственной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления.

Центральное место в защите интересов детей-сирот занял Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»[7]. В соответствии с данным законом детьми-сиротами считаются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшихся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет которые остались без попечения обоих или единственного родителя в связи отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершение преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях. К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся также и лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения обоих или единственного родителя и имеют в соответствии с настоящим федеральным законом право на дополнительные гарантии конституционного права на образование, прав на имущество и жилое помещение, права на труд.

Принятый Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»[8] внес важное изменение в структуру семейных форм устройства. С 1 сентября 2008 г. (со дня вступления закона в силу), фактически, все остальные семейные формы устройства ребенка сведены к тому или иному варианту опеки или попечительства. Таким образом, приемная семья, известная в отечественном законодательстве с середины 90-х годов, как нечто отдельное, особое, представляет собой форму опеки (попечительства) по договору об осуществлении опеки (попечительства).

В свою очередь субъекты Федерации должны привести в соответствии с принятым законом свои нормативные акты, касающиеся патроната. Статья 14 упомянутого закона прямо относит патронат (патронатное воспитание, патронатную семью) к видам установления опеки или попечительства по договору. При этом опека определена законодателем, как «форма устройства малолетних граждан… при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия» (ч.1 ст.2 ФЗ «Об опеки и попечительстве»). Законодательство не допускает «разделение полномочий» по опеке и попечительству. Кроме того, с принятием данного закона, к субъектам договора о патронате (патронатным воспитанием, патронатным родителям) должны предъявляться те же требования, как и к опекунам (попечителям), а их полномочия по законному представительству детей возникают с момента издания акта об установлении опеки или попечительства[9].

Аналогично с приемной семьей: полномочия приемных родителей возникают, как у опекуна, с момента принятия акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя и только в силу данного акта.

Устройством ребенка, оставшегося без попечения родителей, называют передачу прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка (по воспитанию, заботе о здоровье ребенка), законного представительства ребенка от данного лица (субъекта) к другому[10].

В момент, когда ребенок выявлен, как оставшийся без попечения родителей, права и обязанности по защите прав и интересов несовершеннолетнего возникают у органа опеки и попечительства. Орган опеки и попечительства в тот момент становится законным представителем несовершеннолетнего.

Необходимо обратить внимание, что для возникновения прав и обязанностей органа опеки по законному представительству ребенка, оставшегося без попечения родителей, не требуется издания какого-либо отдельного акта.

Устройством ребенка будет являться его передача органом опеки и попечительства под опеку или на усыновление, например при передаче выявленного ребенка, оставшегося без попечения родителей, под опеку физическому лицу (лицам), либо в приемную семью (законным представителем был орган опеки и попечительства – стал опекун или приемные родители).

При усыновлении воспитанника детского дома также имеет место устройства ребенка (законным представителем было учреждение – стал усыновитель или усыновители)[11].

Не является устройством ребенка передача его на воспитание в семью, гражданину, по договору патронатного воспитания (патроната, или по иному договору) в случае, если законное представительство несовершеннолетнего продолжает осуществлять учреждение, а на патронатного воспитателя возлагаются функции воспитателя и т.п.

Форма и вид устройства ребенка определяются органом опеки и попечительства с тем, чтобы был обеспечен приоритет семейных форм устройства ребенка. Все формы устройства могут быть применены к любому ребенку, оставшемуся без попечения родителей, за исключением усыновления, которое возможно не во всех случаях.

В частности, усыновить ребенка, можно в случаях когда[12]:

- родители неизвестны (ребенок подкинут, найден);

- родители умерли;

- родители признаны судом безвестно отсутствующими или умершими;

- родители признаны судом недееспособными;

- родители лишены родительских прав более чем за 6 месяцев до принятия решения судом об усыновлении;

- по причинам, признанными судом неуважительными, более 6 месяцев родители не проживают с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.

- родители дали согласие на усыновление (для родителей, не достигших на дату подписания согласия 16-ти лет – необходимо еще и согласие их законных представителей).

Дети, родительское попечение которых утрачено по иной причине, усыновлению не подлежат, хотя и остаются детьми, оставшимися без попечения родителей, и для них остаются доступными все иные формы устройства ребенка: под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью и лишь в случае, если семейное устройство невозможно в организацию для детей, оставшихся без попечения родителей.