Как уже отмечалось, рассмотрение дела об усыновлении предполагает сбор значительного числа документов, на основании которых решается вопрос об усыновлении. Существенную роль здесь играет орган опеки и попечительства. На него в процессе подготовки дела к судебному разбирательству суд возлагает обязанность подготовить заключение об обоснованности усыновления и его соответствии интересам ребенка (п. 1 ст. 272 ГПК РФ). К данному акту должны быть приложены документы, перечисленные в п. 2 ст. 272 ГПК РФ. В ст. 272 ГПК РФ речь идет только о документах, обязанность получения и представления которых лежит на органе опеки и попечительства. Обстоятельства, которые обязаны документально подтвердить заявители, указаны в ст. 271 ГПК РФ. Причем, если ст. 271 ГПК РФ не предусматривает истребования иных документов от заявителя, то от органа опеки и попечительства суд может требовать иные документы, если это необходимо для рассмотрения дела по существу. Например, если согласие родителей на усыновление не требуется, орган опеки и попечительства должен представить документы, подтверждающие наличие указанных в ст. 130 СК РФ обстоятельств[21].
Для усыновления ребенка отчимом или мачехой сделано исключение, касающееся уровня дохода и наличия отвечающего санитарным и техническим требованиям жилого помещения. Если по общему правилу усыновление при отсутствии должного уровня дохода и качественного жилья не допускается, то при усыновлении ребенка отчимом или мачехой несоблюдение указанных условий не является основанием для отказа в усыновлении (п. 1 ст. 127 СК РФ). Следует отметить, что хотя данные обстоятельства в отношении отчима или мачехи решающего значения не имеют, вместе с тем они могут в совокупности с другими обстоятельствами привести орган опеки и попечительства, а впоследствии суд к выводу о несоответствии усыновления интересам ребенка[22].
Согласно ст. 273 ГПК РФ заявление об усыновлении рассматривается в закрытом судебном заседании с обязательным участием усыновителей (усыновителя), представителя органа опеки и попечительства, прокурора, ребенка, достигшего возраста четырнадцати лет, а в необходимых случаях родителей, других заинтересованных лиц и самого ребенка в возрасте от десяти до четырнадцати лет.
В соответствии со ст. 125 СК РФ дела об усыновлении детей рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, а также прокурора. Следует отметить, что и в ст. 273 ГПК РФ и в ст. 125 СК РФ речь идет не об участии в деле, а об участии в судебном заседании.
В п. 14 Постановления содержатся рекомендации о том, какие обстоятельства следует принимать во внимание при оценке обоснованности усыновления детей иностранными гражданами, лицами без гражданства и гражданами РФ, проживающими за пределами России. В Постановлении подчеркивается, что усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком только тогда, когда устроить его в стране происхождения не представляется возможным. Данное правило, закрепленное российским законодательством, полностью соответствует положениями Конвенции о правах ребенка (ст. 21).
В связи с этим суд обязан при подготовке дела к судебному разбирательству истребовать у органа опеки и попечительства документы, подтверждающие невозможность усыновления ребенка лицами, постоянно проживающими на территории РФ. Данное требование закреплено в п. 7 ч. 2 ст. 272 ГПК РФ и ст. 6 Федерального закона (далее – ФЗ) от 16 апреля 2001 г. «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»[23]. Судам предписывается выяснить срок нахождения сведений в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Во избежание незаконной посреднической деятельности при усыновлении детей, а также для защиты интересов детей, усыновляемых гражданами, проживающими в иностранных государствах, законодательство устанавливает ряд требований к представительствам иностранных организаций, занимающихся деятельностью по усыновлению. Соответствие предъявляемым требованиям и право на осуществление деятельности, связанной с усыновлением российских детей, подтверждается наличием аккредитации.
Решая вопрос об отсутствии у заявителей заболеваний, препятствующих им быть усыновителями, судам предписано руководствоваться Перечнем заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 542. Следует отметить, что истребование медицинского заключения, оформленного в соответствии с российским законодательством - право, а не обязанность суда. Такое требование обычно предъявляется при наличии сомнений в достоверности представленного заключения или его составления компетентным лицом. Поводом может послужить и предоставление иными лицами, участвующими в деле сведений о наличии у усыновителя заболеваний, препятствующих усыновлению[24].
Правовое последствие усыновления - возникновение у усыновителей прав и обязанностей, идентичных правам и обязанностям родителей, в том числе, и обязанности содержать ребенка. В связи с этим Верховный Суд РФ поясняет, что если с родителя усыновленного ребенка до вынесения решения об усыновлении в судебном порядке взыскивались алименты, он в соответствии с п. 2 ст. 120 СК РФ освобождается от их уплаты. Однако освобождение от уплаты алиментов происходит не автоматически. Для этого родитель, обязанный уплачивать алименты, должен обратиться в суд с просьбой по правилам ст. 440 ГПК РФ, предусматривающей порядок прекращения исполнительного производства. Вступившее в законную силу решение суда об усыновлении - безусловное основание к прекращению выплаты алиментов.
Исходя из положений ст. 46 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. «Об актах гражданского состояния»[25] суду следует также решить вопрос о восстановлении первоначальных сведений о месте и дате рождения ребенка, о его родителях, если эти сведения были изменены по просьбе усыновителей.
Поскольку процессуальное законодательство устанавливает особый порядок отмены судебных актов, незаконное решение об усыновлении подлежит обжалованию в порядке, установленном ГПК РФ. Если при рассмотрении дел об усыновлении или об отмене усыновления суд обнаружит в действиях стороны, должностного или иного лица признаки преступлений, предусмотренных гл. 20 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ) "Преступления против семьи и несовершеннолетних", он исходя из ч. 3 ст. 226 ГПК РФ сообщает об этом прокурору для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (п. 24 Постановления). В указанных случаях судом выносится частное определение. Обязанность сообщить об обнаруженных признаках преступления - одно из проявлений функции защиты прав и интересов несовершеннолетних, возложенной на суд ст. 56 СК РФ[26].
Перейдем к следующей форме устройства детей на воспитание – опека и попечительство.
Опека и попечительство в семейном праве - это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов[27].
Основными задачами органов опеки и попечительства в Алтайском крае являются:
- обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, нуждающихся в социальной защите, осуществление контроля за их содержанием, воспитанием и образованием;
- обеспечение оптимальных условий для жизни совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья нуждаются в опеке и попечительстве;
- защита имущественных и личных неимущественных прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, а также совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности;
Институт опеки и попечительства основан на нормах не только семейного, но и гражданского права, а также административного права, т.е. по своей сути является комплексным. В СК РФ соответственно определяются права и обязанности опекунов (попечителей) и права несовершеннолетних детей, находящихся под опекой (попечительством)[28].
Вопрос об основаниях и порядке установления опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, важен для защиты их личных неимущественных и имущественных прав и интересов. Как следует из содержания п. 1 ст. 145 СК РФ, основанием установления опеки и попечительства над детьми является факт утраты ими по тем или иным причинам родительского попечения.
Семейным и гражданским законодательством установлено, что опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет, а попечительство - над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Разграничение понятий опеки и попечительства не имеет существенного значения в сфере воспитания и образования подопечных детей, но важно в сфере защиты опекунами (попечителями) их личных неимущественных и имущественных прав и интересов, что во многом определяется различиями в содержании дееспособности несовершеннолетних в возрасте до четырнадцати и от четырнадцати до восемнадцати лет. Благодаря опекуну ребенок, оставшийся без попечения родителей, может стать участником любого гражданского правоотношения[29].