Кудрявцева Е.В. в своей работе[29] выделила основные цели обмена состязательными бумагами в английском гражданском процессе. Из состязательных бумаг суд получает информацию о характере юридического конфликта, причем особое значение приобретает уточнение содержания и круга спорных фактических обстоятельств. Тем самым устанавливается предмет доказывания, а от него зависит распределение бремени представления доказательств, выяснение их относимости, допустимости, достаточности и т.д.
Другая цель обмена состязательными бумагами - это определение действительно спорных моментов, их отграничение от тех, по которым у участников процесса нет прямо выраженных разногласий. Каждая сторона имеет четкое представление благодаря процедуре обмена состязательными бумагами о тех фактах, которые выдвигаются против нее, и сама решает, как поступить: признать факты или их отрицать, возражать или оставить без внимания.
В Америке основой доказательственного права признается концепция относимости доказательств и ее пределов. По мнению американских юристов, почти каждая проблема доказательственного права в той или иной степени связана с относимостью. Федеральные правила о доказательствах дают очень широкое толкование понятия относимости доказательств: "Относимое доказательство - это доказательство, имеющее любую тенденцию делать существование того или иного обстоятельства, важного для разрешения иска, более или менее вероятным, нежели оно было бы без этого доказательства" (правило 401). Аналогичное правило содержится в ст.59 ГПК РФ, где под относимым понимается доказательство, которое имеет значение для дела. Тенденции, делающие существование того или иного обстоятельства более или менее вероятным, носят логический характер, т.е. должны подчиняться законам логики, а потому неизбежно будут иметь общие черты в праве различных стран.
Субъектами решения вопроса об относимости доказательств являются в первую очередь адвокаты сторон, так как именно они отбирают доказательства по делу, а затем должны в суде доказать их относимость к делу или, наоборот, опровергнуть доводы противоположной стороны об относимости "своих" доказательств. В итоге суд решает, относимо конкретное доказательство к делу или нет, а если относимо, то допустимо ли.
Как правильно отмечает В.К. Пучинский, автор фундаментальных работ по гражданскому процессу США и Великобритании, американские юристы не исследуют предмет доказывания как самостоятельную проблему[30]. Но именно предмет доказывания обусловливает относимость доказательств.
Источниками определения предмета доказывания по гражданским делам считаются нормы материального права и состязательные бумаги. Чаще всего предмет доказывания состоит из совокупности фактов, подлежащих доказыванию.
Понимание предмета доказывания в американском праве сродни российскому, где также на основе норм материального права и оснований иска определяется предмет доказывания. Но отличия, и существенные, между ними есть.
Во-первых, в российском процессе состязательность сторон, потеснив активность суда, не влияет на определение предмета доказывания. Вопрос о предмете доказывания решает суд. Согласно ст.50 ГПК суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, ставит их на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Во-вторых, в российском процессе отсутствует обмен состязательными бумагами, не предполагается его введение и в проекте нового ГПК. По этой причине ответчик из искового заявления знает, что будет в суде доказывать истец, а истец может лишь догадываться о возражениях ответчика.
В американском и английском праве существуют факты, входящие в предмет доказывания, но не подлежащие доказыванию. Суд способен толковать в качестве установленных факты, которые не были доказаны, если это касается:
1) осведомленности суда (judicial notice);
2) формального признания (formaladmissions);
3) презумпции;
4) преюдициальности фактов.
Поскольку к нашей теме (раскрытие доказательств) имеет непосредственное отношение только формальное признание, остановимся лишь на нем.
В английском праве формальные признания могут быть сделаны различным образом. Часто признание осуществляется при обмене состязательными бумагами. На стадии подготовки дела к судебному разбирательству судья направляет сторонам вопросник. Отвечая на поставленные вопросы, стороны должны достаточно полно отразить свою позицию по делу, высказаться по поводу различных доказательств, в том числе назвать свидетелей, определить необходимость проведения экспертизы, ведения протокола, сформулировать ходатайства, если они есть у стороны (например, о вынесении суммарного решения, о привлечении кого-либо из соучастников, третьих лиц и т.п.), при необходимости высказаться по поводу места проведения судебного заседания, возможности привлечения представителя и т.д. Суд же, проанализировав ответы, четко представляет позицию стороны, может уточнить какие-то моменты, оставшиеся неясными после обмена первоначальными состязательными бумагами. В российском гражданском и арбитражном процессах не предусмотрено такое действие судьи на стадии подготовки дела к судебному разбирательству[31].
Л.А. Терехова полагает, что раскрытие доказательств должно обладать признаком ступенчатости, которое "предполагает последовательность в раскрытии: сначала лицам, участвующим в деле, предлагается перечень доказательств, и лишь затем можно последовательно с ними знакомиться"[32]. Так, вначале в русле состязательности идет обмен бумагами, где излагаются факты, на которых основывается сторона. По требованию стороны другая сторона должна объявить обо всех находящихся в ее распоряжении относящихся к делу доказательствах. Это требование выполняется путем составления списка всех относящихся к делу доказательств и принесения присяги в том, что список является исчерпывающим. Такой документ, заверенный под присягой, называется аффидевитом[33], а порядок обмена аффидевитами именуется предъявлением. Кроме того, каждая сторона должна предоставить своему противнику возможность ознакомиться со всеми документами, перечисленными в списке, и получить их копии, т.е. раскрыть доказательства[34]. Ответы, содержащиеся в аффидевите, могут быть использованы против стороны во время рассмотрения дела. Признание может быть сделано даже в письмах, составленных солиситорами или барристерами в рамках их полномочий действовать от имени клиента. В суде как сторона, так и ее солиситор, барристер могут признать факты и тем самым устраниться от представления соответствующих доказательств[35].
В американском процессе существует специальный способ раскрытия доказательств - требование о признании.
Признание (досудебное и судебное) имеет место и в российском гражданском процессе. Однако отсутствие обмена состязательными бумагами приводит к пустой трате времени, поскольку истец, не зная позиции ответчика, вынужден собирать доказательства. Кроме того, судья, принимая исковое заявление, проверяет наличие так называемых необходимых доказательств, которые должны быть приложены к исковому заявлению. В Англии и Америке обмен состязательными бумагами стороны осуществляют с помощью адвокатов, решающих, о каких доказательствах следует упоминать.В состязательном процессе все спорные, неясные вопросы о признании фактов могут быть урегулированы представителями сторон. В российском процессе, пока участие представителей по гражданским делам не стало повсеместным, вряд ли есть смысл оставлять сторону незащищенной от произвола противоположной стороны[36].
Стадия доказывания при подготовке дела к судебному разбирательству существенно отличается в Англии и США. Поэтому на наш взгляд целесообразнее рассмотреть эти страны в отдельности.
В Англии названная стадия подразделяется на две последовательные части:
1) предварительная досудебная подготовка дела;
2) подготовка дела к слушанию.
Подготовке дела в английском процессе уделяется большое внимание, так как главной ее целью является достижение мирного урегулирования спора без вмешательства суда[37]. Это ликвидирует спор, экономит время сторон и суда, денежные средства на ведение дела, облегчает исполнительное производство.
Как нам уже стало ясно из вышесказанного в данной главе, интересной особенностью английского права является возможность досудебного раскрытия доказательств (préaction discovery) с целью определения ответчика по делу и решения вопроса о том, стоит или нет подавать иск в суд. Обычно суд не вмешивается в эту деятельность.
Из названного правила существует три исключения.
Исключение первое касается документов в делах о причинении вреда здоровью и причинении вреда, повлекшего смерть лица. По таким делам суд приказывает раскрыть документы. Например, Н. перенесла неудачную операцию на глазах, в результате которой один глаз остался болезненным и частично закрытым. Позднее она обратилась в суд с просьбой о досудебном раскрытии медицинских записей, относящихся к ее лечению. Апелляционный суд постановил выдать соответствующий приказ, потому что досудебное раскрытие доказательств может обнаружить факты, относящиеся к аргументам.
Исключение второе - инспекция собственности, которая может стать объектом спора в предстоящем процессе. Инспекция охватывает осмотр, фотографирование, сохранение собственности, установление опеки над ней. Возможно также проведение любого эксперимента с этой собственностью. Например, лицо пострадало на предприятии. Чтобы определить, было ли нарушение правил безопасности, адвокат обращается к суду за приказом об инспектировании механизмов, которыми причинен вред. После этого станет ясным, есть ли смысл возбуждать дело.