Смекни!
smekni.com

Кража в уголовном праве России (стр. 3 из 7)

2. Объективная сторона хищения - это внешний процесс общественно опасного и уголовно наказуемого посягательства на объект правовой охраны, выражающийся в противоправном безвозмездном изъятии и (или) обращении чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества.

С одной стороны, таким образом, имущество находится в обладании его владельца (это может быть не только запертое или специально охраняемое, но и имущество, к которому открыт доступ в любом месте, где оно временно находится без присмотра, если оно является не утраченным - на территории предприятий, в помещении учреждения, на стройплощадке, а также в любом месте осуществления хозяйственной деятельности, на транспорте и др.), а с другой - при хищении такое имущество изымается виновным, т.е. переводится в первоначальное обладание.

Изъятие имущества при хищении (краже) сопровождается обращением его виновным в свою пользу или в пользу других лиц - эти два акта обычно происходят одним действием, но если процесс имеет протяженность во времени, то именно момент окончания связывается с обращением имущества в пользу виновного, т.е. когда виновный получил реальную возможность распорядиться имуществом по своему усмотрению или пользоваться им.

Понятно, что момент окончания преступления имеет также значение для решения вопросов о добровольном отказе, об определении круга соучастников и индивидуализации наказания. Если виновный не имел возможности распорядиться по своему усмотрению или пользоваться изъятым имуществом, т.е. не довел преступление до конца по независящим от его воли причинам, содеянное квалифицируется как покушение на кражу. Возврат похищенного или возмещение причиненного имущественного вреда виновным после окончания хищения, как правило, не устраняет состава, но должно учитываться при индивидуализации наказания. Перебрасывание похищенного через забор соучастнику, который тут же был задержан должно квалифицироваться как неоконченное хищение, так как виновный не получил возможности распорядиться похищенным.

Следует отметить, что похитивший имущество, хотя и владеет, пользуется, распоряжается им как своим собственным, но юридически собственником не становится, ибо преступным путем приобрести право собственности нельзя. Формулировка "обращение в свою собственность", тем не менее, раньше довольно часто встречалась в литературе, но использование ее на практике, по замечанию Кригера Г.А., нередко приводило к ошибкам в квалификации, к не использованию всех возможностей по возмещению причиняемого ущерба.

Признак противоправности включает в себя объективный критерий и субъективный - о чем уже было сказано. Необходимо учитывать существование обстоятельств, исключающих преступность деяния, которые перечислены в гл.8 УК РФ. Безвозмездность понимается как непредставление взамен эквивалентного возмещения деньгами, другим имуществом, своим трудом либо символическое или неадекватное возмещение.

В определение хищения назван и такой важный признак как причинение преступлением ущерба законному владельцу, который связан со стоимостью похищенного и должен находиться в причинной связи с противоправными действиями виновного. Ее установление вызывает определенные трудности, например, при групповых хищениях, совершаемых в течение более или менее длительного времени, когда состав группы по тем или иным причинам меняется.

3. Субъективная сторона предполагает осознание лицом всех признаков состава преступления и, прежде всего - объективных. При хищении возможен лишь прямой умысел, когда виновный осознает, что он определенным способом противоправно и безвозмездно завладевает чужим имуществом, предвидит неизбежность причинения имущественного ущерба и желает его наступления. Как справедливо отмечает В.А. Владимиров, "хищение по самому характеру действий и способу реализации с полным основанием могут быть отнесены к числу преступлений, общественная опасность и преступное содержание которых достаточны и вполне очевидны любому вменяемому человеку".

Умысел при хищении может быть заранее обдуманным (кража по предварительному сговору группой; соединенное с проникновением в помещение и др.), а может возникать внезапно, под воздействием удобной обстановки, а возможна их комбинация.

Необходимо подчеркнуть во избежании судебных ошибок, что умысел на совершение хищения в ином размере должен быть установлен фактически, а не основываться на предположениях (например, из того, что кассир получил деньги для выдачи зарплаты и они определенное время находились в сейфе, не следует с необходимостью, что умысел виновного был направлен на завладение именно этой суммой, а не фактически похищенной). При неконкретизированном умысле относительно размера причиняемого ущерба гораздо проще, поскольку здесь руководствуются реально причиненным ущербом.

Наряду с корыстными мотивами, могут иметь место и другие (хулиганские, месть, зависть, злоба, честолюбие и т.д.), но отсутствие корысти, на базе которой формируется и специфичная цель, исключает квалификацию деяния как хищения: например, когда виновным изымается чужое имущество для уничтожения его по мотивам мести, когда изъятие происходит с целью напугать или поиздеваться над потерпевшим на почве хулиганства (например, вещей купающегося в реке) и др. Хищением не признается "временное позаимствование", т.е. изъятие во временное пользование с последующим возвращением. Не признает хищением судебная практика и изъятие имущества ввиду "ложно понятых интересов коллектива" (например, когда в целях избежания простоя транспорта в гараже самовольно берется баллон, аккумулятор, инструменты, запчасти и др.).

Безусловно, точное определение признаков субъективной стороны является важной стадией квалификации.

4. Субъект преступления - его признаки могут рассматриваться в двух взаимосвязанных аспектах: 1) юридические признаки, т.е. влияющие на квалификацию и 2) социально - политическая характеристика личности преступника в целом, необходимая для решения вопроса об индивидуализации наказания. Ответственность за преступление несет вменяемое лицо, достигшее определенного возраста: по общему правилу 14 лет за кражу (ч. 2ст.20 УК РФ). Пониженный возраст обусловлен высокой общественной опасностью и распространенностью этого преступления, которое доступно для осознания и подростками.

Единственным основанием уголовной ответственности является наличие в действиях лица признаков состава преступления. Поэтому их правильное установление является непременным условием законности.

3. Характеристика квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков кражи

Кража, совершенная по предварительному сговору группой лиц.

Это универсальный признак, т.к. при групповом совершении преступления общественным отношениям, охраняемый уголовным законом, причиняется более значительный ущерб, чем в результате действий " единоличного" преступника. Сложение преступных действий участников группы создает возможность совершить такое преступление, которое либо вообще не могло быть совершено без участия других лиц, либо единоличное совершение которых было бы трудно осуществимым. "Удачное" совершение первого преступления способно создать у участников группы представление о своей неуязвимости и безнаказанности - это может стимулировать более тесную сплоченность участников группы, в том числе с целью длительного, до разоблачения, занятия преступной деятельностью.

Чтобы оценить кражу, как квалифицированную по признаку совершения его по предварительному сговору группой лиц, необходимо установить:

1) оно было совершено двумя или более лицами (не менее двумя соисполнителями),

2) между ними состоялся предварительный сговор на совместное его совершение (ч.2 ст.35 УК РФ).

Рассматриваемая форма соучастия может сочетаться как с соисполнительством, так и с соучастием в тесном смысле, но в последнем случае должно быть не менее двух исполнителей. Но не обязательно, чтобы все исполнители выполняли одинаковые действия (например, один обеспечивает доступ к имуществу, другие - изымают его, третьи - стоят на страже и т.д.) В литературе неоднократно высказывалась позиция, согласно которой групповое преступление может образовываться не только объединением соисполнителей, но и любым соучастием. Вполне очевидно, что эта точка зрения не учитывает структуру закона. Что касается качественного признака - наличие между участниками предварительного сговора, то он также повышает опасность преступления, придавая участникам группы решимость на его совершение при поддержке других участников, создавая у них уверенность в более успешном осуществлении преступных планов и сокрытии преступления. При отсутствии предварительного сговора между участниками преступления возникает самая незначительная согласованность, а субъективная связь ограничивается тем, что каждый из участников узнает о присоединяющейся деятельности другого или в момент начала преступления, или даже в процессе его завершения.

Предварительный сговор - сговор, состоявшийся до начала совершения преступления, т.е. не позже чем на стадии приготовления к нему. В содержание сговора может входить договоренность об объекте, способе совершения кражи и ее сокрытии, о внутреннем распределении ролей, при этом не имеет значения, состоялся ли сговор относительно задолго до совершения преступления или непосредственно перед преступлением. Однако, если один из исполнителей выходит за рамка сговора, то другие соучастники за такие его действия ответственности не подлежат (ст.36 УК РФ). Д., М., Ф. и Б. предварительно договорились о краже с бахчи: М. должен был встать с имевшимся у него ружьем недалеко от землянки сторожа и в случае его появления предупредить других выстрелом. Но при появлении сторожа М. выстрелил не вверх, а в него, ранив в обе ноги. Никто из остальных обвиняемых и не предлагал стрелять в сторожа, напротив, все убежали после выстрела.