Относительно исполнительной власти замечаем, что она слабее по сравнению с Парламентом, чем в США, так как не предусматривает наложения абсолютного вето на законы, а также, в некоторых отношениях, чем во Франции, так как в нашей стране существуют процедуры (статья 49-3 французской Конституции), вынуждающие Парламент принимать законы.
В то же время исполнительная власть в Приднестровье более сильна по отношению к судебной власти, чем во Франции, так как Президент Приднестровья может назначить судей среди юристов без предварительного прохождения конкурса. Этот тип постановления (распоряжения) может оказаться опасным, так как назначенный судья становится обязанным (должником) по отношению к Президенту, который его назначил. Конкурс, по крайней мере, является корпоративной гарантией, которая дает судье впечатление, что он обязан своим постом только самому себе. Также недостает для Приднестровской судебной власти пометки в Конституции о корпусе (персонале), который управлял бы своим составом в полной независимости (то, что во Франции мы называем Высшим Советом магистратуры и у которого есть его эквивалент в многочисленных западных странах).
Слабость судебной власти без сомнения слабое место Приднестровской Конституции.
Видно, впрочем, что Конституционный суд Приднестровья используется, чтобы исправлять этот недостаток. Что он и делает в своих последних решениях, в которых он запрещает исполнительным властям налагать санкции без решения суда. Но судебная власть была бы без сомнения мощнее, если бы ее независимость была лучше гарантирована самой Конституцией на уровне назначения судей.
Однако сильным местом в Конституции Приднестровской Молдавской Республики является ссылка на прямую власть народа и народных коллективов, а именно: вопрос о законодательной инициативе (статья 64 Конституции Приднестровской Молдавской Республики), вопрос о референдуме (статья 1 и 31) и, главным образом, изменения Конституции (статья 101). Это именно те положения, которые не имеют никакого эквивалента в соседних с Приднестровьем странах и которые очень редко встречаются лишь в некоторых европейских странах.
Эти положения напоминают Конституцию Франции 1793 года, которая никогда не была применена. Они замечательны. Было бы интересно размышлять над тем, как эти положения осуществляются, а также над тем, как они могли бы быть углублены. Таким образом, разве не было бы интересно устанавливать систему отзыва избранников и президентов в середине истечения срока мандата по инициативе народа, как это существует сегодня в Венесуэле? Или вводить жеребьевку при назначении некоторых административных, судебных, политических должностей?
Очевидно роль, отведенная народу, не должна быть источником анархии. Именно относительно судебной власти. У вас же Конституция позволяет каждому давить на Конституционный суд в любое время законами или президентскими декретами, (то, чего не бывает во Франции). Но эти положения, если они полностью применены, могут позволять всем снова (постоянно) ставить вопрос о правопорядке. А ведь уязвимость правопорядка опасность для безопасности граждан и стабильности их условий жизни. Эта проблема была решена французской юрисдикцией установлением точных сроков подачи ходатайств (обращений).
Признание форм прямого участия граждан в решении или в оспаривании принятого решения, относящегося к отправлению правосудия, является, бесспорно, очень важным элементом современной Конституции Приднестровской Молдавской Республики, который ставит ее среди наиболее прогрессивных в настоящее время в Европе.
Заключение
Краткий обзор Приднестровской конституционной системы, без учета ежедневного функционирования учреждений, основывается только на юридическом содержании, таким, каким оно фигурирует в Конституции и в юриспруденции Конституционного суда.
С точки зрения французского конституционного наследства, юридическая система в Приднестровье является интересной, оригинальной системой, которая, несмотря на некоторые недочеты, имеет многочисленные сильные места, которые могли бы успешно внедрять у себя и другие страны.
Можем пожелать, чтобы в осуществлении своих прерогатив Конституционный суд Приднестровья смог в ближайшие годы способствовать усовершенствованию конституционной системы республики, заботясь о сохранении функции разделения властей и о соблюдении прав граждан, об их возможностях преумножать общественное достояние.