Смекни!
smekni.com

Механизм формирования государства (стр. 2 из 5)

Законность прежде всего требует, чтобы порядок формирования, структура и полномочия госаппарата строго отвечали Конституции и иным законам. С позиций законности недопустимо создание органов, непредусмотренных Законом и наделение их какими-либо особыми, чрезвычайными властными полномочиями. «Разрешено лишь то, что прямо предусмотрено законом», таково требование к деятельности механизма государства в правовом, демократическом обществе. Это положение существенно ограничивает возможности произвола со стороны властных структур, ставит их в подчиненное положение к праву.

Принцип законности лежит в основе правотворческой и правоприменительной деятельности госаппарата. В первом случае речь идет о том, что правотворческая деятельность должна осуществляться в соответствии с установленной процедурой и в рамках предоставленных субъекту правомочий (формальный аспект), а принимаемые нормативные акты должны соответствовать Конституции и иным основополагающим законам государства, нормам международного права, правам и свободам личности (содержательный аспект). В сфере правоприменения органы и должностные лица государства обязаны соблюдать действующие юридические нормы и следить за тем, чтобы и другие субъекты общественных отношений действовали в соответствии с их предписаниями.

Принцип законности закреплен в Конституции РФ (ст. 15) и других нормативно-правовых актах.

3. Гуманизм - это совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, о создании благоприятных для человека условий жизни. В качестве оформившегося идейного движения гуманизм сложился в эпоху Возрождения (15 - 16 в.в.) и оказал огромное влияние на становление таких ценностей как свобода, равенство, признание самоценности каждой личности и т. д. С точки зрения указанного принципа, вся государственная политика, деятельность всех звеньев государственного аппарата, должна быть направлена на обеспечение прав и свобод личности, безопасности человека, создание условий, обеспечивающих достойное существование людей. Основная идея гуманизма звучит так: человек есть цель, но не средство. Следовательно, никакая антигуманная политика не может оправдываться, например, потребностями строительства коммунизма или правового государства, издержками рыночной экономики и т. д. Любое социально значимое решение государственной власти должно оцениваться с точки зрения его соответствия интересам личности, тем основополагающим правам и свободам человека, которые закреплены в Конституции и признаны международным правом. Принцип гуманизма, закреплен в таких международно правовых актах, как «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 г. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Стандартные минимальные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением» от 14 декабря 1990 г. № 45/110.

В современных условиях развития российской государственности, когда важнейшие гуманистические ценности нашли свое конституционное признание (ст. 2 Конституции РФ), наиболее остро стоит проблема их практической реализации[2].

Разделение властей - исторически идея разделения властей выросла из опыта абсолютистских форм правления и была направлена, прежде всего, на ограничение произвола и злоупотреблений со стороны политической власти. Обосновывая своеобразное разделение управленческого труда она, кроме того, стала теоретической основой для формирования более эффективных форм государственного правления в изменившихся социально-экономических, политических и духовных условиях. Данный принцип означает, что различным органам государства поручается выполнять разные функции по управлению государством: парламенту - принимать законы, правительству - обеспечивать их исполнение на всей территории государства, судам - осуществлять контроль за соблюдением законов и привлекать нарушителей к ответственности. В соответствии с данным принципом (Конституция РФ ст. 10) каждая ветвь государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная) наделяется строго определенным кругом полномочий и не вправе произвольно вмешиваться в сферу ведения других властей. При этом полномочия разграничены таким образом, что позволяют взаимно контролировать и сдерживать органам государства друг друга. То есть создается так называемая система сдержек и противовесов. Так, например, в соответствии с принципом разделения властей, президент не может принимать законы, но вправе наложить отлагательное вето на законы, принятые парламентом. Парламент, со своей стороны, может преодолеть вето президента, но для этого требуется квалифицированное большинство голосов, то есть процедура принятия усложняется. Законодательные возможности парламента также не являются безграничными. Они существенно ограничены самой Конституцией, которая определяет компетенцию парламента, а также нормами и принципами международного права. Кроме того, в случаях, предусмотренных Конституцией и иными законами, Конституционный Суд может признать принятый парламентом закон неконституционным и лишить его юридической силы, что также оказывает значительное сдерживающее воздействие на законотворческий орган.

Однако следует отметить, что Президент РФ в соответствии с Конституцией, наделен полномочиями во всех трех ветвях власти, однако его нельзя отнести к какой либо из них. Президент как самостоятельная фигура является, как бы четвертой ветвью власти.

5. Профессионализм - включает два основных аспекта: во-первых, он означает, что члены общества, занятые в сфере государственного управления, работают в государственных органах на постоянной основе, то есть указанная деятельность является их основной профессией; во-вторых, что по своим морально-психологическим и деловым качествам, по своему опыту и знаниям они могут выполнять возложенные на них функции в государственном аппарате. В демократическом обществе всем гражданам предоставляется равный доступ к государственной службе, а основными критериями отбора выступают их деловые и морально-психологические качества, образование, опыт и т. д., а не социальное происхождение, связи, имущественное положение и т. п.

Оба аспекта имеют важное значение и, как правило, находят свое юридическое закрепление в соответствующих нормативных актах. В частности, Конституция РФ (ст. 97 п. 3), закрепляю положение о том, что депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе, запрещает им находиться на государственной службе или совмещать свою деятельность с другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности. Что касается деловых качеств лиц, занятых в государственном аппарате, их квалификации и т. д., то и здесь законодатель устанавливает определенный минимум требований, которым должен соответствовать претендент на занятие государственной должности. Например, судьей может быть лишь такой гражданин, который, в частности, имеет высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Подобные требования являются необходимыми юридическими предпосылками, которые в комплексе с иными факторами обеспечивают реализацию принципа профессионализма в организации и деятельности государственного аппарата.

6. Федерализм - данный принцип является специфичным для государств с федеративной формой устройства. По своей сути указанный принцип означает, что единая государственная власть разделяется на два уровня - федеральный и местный (субъектов федерации), при ведущей роли федерального центра. Характер взаимоотношений между указанными властями, а также сфера их ведения и полномочий определяются Конституцией, иными законами и договорами. Однако в Российской Федерации, отношения между «центром» и «регионами», не развивались исключительно в рамках двухуровневой системы.

За период нестабильных 90-х годов, отношения «центр – регионы» в стране развивались таким образом, что Россию как федеративное государство можно было бы смело поставить под сомнение. Скорее речь могла идти в лучшем случае о децентрализованной федерации, а, по мнению ряда экспертов и о конфедеративном государстве. Отсутствие единого правового поля, экономические барьеры внутри страны, наличие на территории страны «пятен», на которых не распространялось действие федеральной Конституции. Задача рецентрализации государства, восстановление его единства являлась в данных условиях объективным требованием для государства[3].

Регулирование отношений между «центром и регионами» происходило в основном, при заключении федеративных договоров. В Конституции РФ 1993 г. федеративный договор упоминается в числе договоров, регулирующих вопросы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов (ч.3 ст.11 Конституции РФ). Из данной нормы вытекает возможность заключения особых двусторонних договоров между Российской Федерацией в целом и некоторыми ее субъектами. Но это положение представляется весьма рискованным: договорные отношения возможны только между равноправными субъектами (лицами, республиками и т.д.), следовательно, как равные презюмируются целое (Российская Федерация) и его часть (субъект Российской Федерации). Примером тому может служить федеративный договор подписанный 15 февраля 1994 г. «О разграничении полномочий и предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Татарстан"», который содержал указание на то, что Татарстан объединен с Российской Федерацией, а не образует ее вместе с другими субъектами РФ. Договору придана большая юридическая сила по сравнению с Конституцией Российской Федерации. Асимметричность Федерации при этом практически переросла в фактический конфедерализм.