Еще одним примером федеративного договора является, федеративный договор, заключенный между органами государственной власти Российской Федерации и республики Башкортостан. Этот договор подтверждал все ранее полученные от федеральной власти уступки Республике Башкортостан. Так, Республика Башкортостан провозглашалась суверенным государством, правда в составе Российской Федерации. В исключительное ведение Республики Башкортостан передавалось «решение вопроса владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами республики» (ст. 3. п. 5), что в принципе противоречит федеральному законодательству, поскольку по Конституции Российской Федерации «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Далее последовали соглашения с Республикой Саха (Якутия) от 29 июня 1995 г., Республикой Бурятия от 11 июля 1995 г., Удмуртской Республикой от 17 октября 1995 г., Республикой Коми от 20 марта 1996 г., Чувашской Республикой от 27 мая 1996 г. и др. Одной из причин, побудивших республики требовать новых прав и нового статуса, явилась политика унификации статуса субъектов Федерации.
Ответом на нестабильные, ухудшающиеся федеративные отношения между Российской Федерацией и ее субъектами, явилась федеративная реформа 2000 г., которая была призвана выполнить следующий комплекс задач:
Во-первых, ликвидация имевшихся предпосылок к развалу страны;
Во-вторых, преодоление правового сепаратизма, реинтеграция правового поля, распространение действия федерального законодательства на всю территорию Федерации (как это и должно быть в едином федеративном государстве);
В-третьих, «деприватизация» федеральной власти на местах, оказавшейся в «собственности» региональных элит;
В-четвертых, преодоление асимметричности федеративных отношений, выравнивание конституционных прав субъектов Федерации вне зависимости от принципа, который положен в основание их образования (национальный или территориальный);
В-пятых, ликвидация разорванности экономического пространства страны, воссоздание единого экономического рынка России - без межрегиональных барьеров.
Одним из ключевых элементов, решения проблемы федеративных отношений выступил институт полномочных представителей, который был образован в целях обеспечения реализации Президентом Российской Федерации своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений[4]. Помимо создания института уполномоченных представителей, данный Указ Президента РФ так же, разделил страну на федеральные округа. Тем самым сложилась трех уровневая система органов государственной власти: уровень федерального центра, на уровне федеральных округов и на уровне субъектов Федерации.
Таким образом, решение о разделении страны на семь федеральных округов и реформировании института полномочных представителей президента, заключавшемся не только в сокращении их числа, но и наделении более весомыми полномочиями, практически в одночасье изменило политическую конфигурацию в России. Вслед за указом о семи полпредах появились и три президентских законопроекта, положившие начало федеральной реформе, призванной остановить дезинтеграционные процессы на территории страны. Перед полпредами была поставлена задача в первую очередь заняться контролем за приведением в соответствие местных законодательств федеральному и координацией работы федеральных органов власти в регионах. И полпреды с поставленными задачами в целом неплохо справились. Так же были внесены изменения в федеративные договора, заключенные с рядом субъектов РФ, были приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации, Конституции и Уставы субъектов РФ. Таким образом, снята с национальной повестки актуальность приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным.
Тем не менее, указанные меры, носят характер «оперативного вмешательства», а не целенаправленной федеральной политики. Целью же федеральной реформы должно стать преобразование системы федеративных отношений в механизм реализации реформ, стратегическим курсом которых является - ускоренная модернизация России. Федеративная система, сочетающая гибкость и эффективность управления страной, способна стать не только целью, но и средством модернизации страны, общества, государства. Таким образом, принцип федерализма, в современных условиях носит трехуровневый характер.
7. Субординация и координация - выражают системную целостность данного аппарата и являются необходимыми предпосылками его эффективного функционирования. Принцип субординации предполагает соподчиненность нижестоящих органов и должностных лиц государства вышестоящим, их обязанность выполнять распоряжения последних и нести перед ними ответственность за качество и своевременность их исполнения. Координация является необходимым организационным условием согласованного функционирования различных звеньев государственного аппарата, обеспечивая их взаимодействие при решении единых общегосударственных задач. Например, эффективное осуществление государством экономических реформ, или мероприятий по охране окружающей среды, защите прав личности от преступных посягательств и т. д., требуют, как правило, согласованного, совместного участия всех органов государственной власти - и законодательной, и исполнительной, и судебной.
8. Сочетание коллегиальных и единоличных начал. Такое сочетание имеет место как в органах, действующих по преимуществу на началах коллегиальности, так и в органах, характеризующихся единоначалием. Например, Правительство РФ действует как коллегиальный орган, но, вместе с тем, ряд вопросов решаются председателем Правительства единолично. С другой стороны, скажем, Прокуратура РФ представляет собой пример государственного органа, деятельность которого строится на началах единоначалия. Однако и здесь есть элементы коллегиальности. Так, в частности, в органах прокуратуры действуют коллегии, которые являются совещательными органами и на основании их решений соответствующие прокуроры издают свои приказы. Сочетание указанных начал в деятельности госаппарата повышает ее эффективность.
Таким образом, совершенствование правовых основ организации и деятельности государственного аппарата - одна из актуальных задач нашего общества.
механизм государство политический
3. Принципы функционирования государственного механизма
Рассмотренные общие конституционные принципы организации и деятельности механизма Российского государства получают подкрепление, развитие и конкретизацию в принципах, закрепляемых в федеральных законах. Наиболее общее комплексное выражение эта группа принципов получила в федеральном Законе «Об основах государственной службы Российской Федерации». Наряду с подтверждением конституционного принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, в этом нормативно-правовом акте сформулированы следующие принципы:
- верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав. Этот принцип означает, что любой правовой акт, любое действие (равно как и, впрочем, бездействие) органа публичной власти или его должностного лица должны соответствовать Конституции.
Соответствие Конституции – это не воспроизведение ее, как иногда понимается, это не только ее соблюдение или исполнение, а, по крайней мере, непротиворечие ей. Акт или действие соответствуют Конституции, если вытекают из ее предписаний либо осуществлены в сфере, которая ею ни прямо, ни косвенно не регулируется. Последнее, впрочем, обычно относится только к закону, реже – к актам главы государства или к правительственным актам. Ведь такого рода акты, как правило, носят подзаконный характер. В дальнейшем мы о действиях (бездействии) упоминать не будем, ибо главное, когда речь идет о верховенстве Конституции, – это ее соотношение с другими правовыми актами, а не общий режим конституционности, опирающийся на такое верховенство.
Верховенство Конституции обусловливается необходимостью обеспечить целостность и непротиворечивость всей огромной системы правовых актов, прежде всего тех, которые содержат правовые нормы с неопределенным сроком действия. Только так могут быть достигнуты основные цели любой Конституции – гарантировать права человека, поставив пределы публичной власти, и обеспечить демократическое и рациональное устройство этой власти, ее демократическое функционирование.
Не случайно Конституция РФ прямо установила в ч. 2 ст. 4, что «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации». Правда, смысл данной нормы – в обеспечении верховенства не только федеральной Конституции, но вообще всего федерального права над правом субъектов Федерации. Однако то, что она обосновывает, в частности верховенство Конституции России, бесспорно. Характерно, что этим Конституция не ограничилась. В той же первой главе «Основы конституционного строя», представляющей собой как бы конституцию в конституции, ибо никакие другие положения Конституции ей не могут противоречить (ч. 2 ст. 16), в ч. 1 ст. 15 сказано: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».