«Объективная сторона преступления»
Белгород 2007
Введение
Основанием к наступлению уголовной ответственности является наличие в деянии лица состава преступления, предусмотренного уголовным законом (ст. 8 УК РФ). Законодатель впервые ввел в УК РФ понятие «состав преступления», тем самым подчеркнув его ведущее значение для привлечения лица к уголовной ответственности, которая возможна лишь за действия (бездействие), определенные законом в качестве преступления.
Актуальность выбранной мною темы исследования прослеживается в том, что именно наличие общественной опасности деяний представляет собой объективное основание уголовной ответственности, а негативное отношение правонарушителя к этому запрету – ее субъективное основание.
Объективная сторона общественно опасного деяния выступает важным признаком при квалификации преступных действий лица, совершившего противоправное общественно опасное деяние, что в свою очередь влияет на размер наказания.
Практическое значение работы усматриваю в том, чтобы осуществить анализ теоретических положений науки уголовного права в области толкования положений объективной стороны преступления, ее признаков.
Целью работы является исследование сущности объективной стороны преступления, установление уголовно-правового значения причинной связи, влияния на квалификацию преступления факультативных признаков преступления.
Анализ теоретических положений проводится из идеи о том, что преступное поведение – это сознательное поведение человека, отдающего себе отчет в своих поступках и способного руководить ими. Определение преступного поведения на первый взгляд очень ясное и простое, но это не так. В юридической литературе нет однозначно и безоговорочно принятого мнения о юридической структуре этой категории, что приводит к теоретическим изысканиям в этой сфере.
Преступление, как и всякий иной поступок человека, следует рассматривать в качестве единства субъективных (внутренних, психических) и объективных (внешних, физических) элементов.
Совершая убийство, кражу, злоупотребление служебным положением или другое преступление, человек производит определенные действия (или бездействие), осознает их характер, преследует конкретные цели и предвидит (может предвидеть) последствия своего поведения. Те элементы преступного поведения, которые носят внешний характер и выражаются в определенном воздействии лица на окружающие предметы и явления, образуют объективную сторону преступления.
Ее можно определить как процесс общественно опасного и противоправного посягательства на охраняемые уголовным законом объекты, рассматриваемый с его внешней стороны.
Иначе говоря, речь идет о последовательном развитии во внешнем мире тех событий и явлений, которые начинаются с преступного действия (бездействия) субъекта и заканчиваются наступлением преступных последствий или созданием угрозы их наступления.
Целью моего исследования является раскрытие понятия объективной стороны преступления, подробное рассмотрение признаков данного элемента состава преступления. Кроме того, в работе будет проведен анализ судебной практики, который поможет мне сделать выводы о сегодняшнем состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации.
преступление объективный правопорядок судебный
1. Понятие и значение объективной стороны преступления
В теории отечественного уголовного права по проблеме понятия состава преступления были высказаны противоположные суждения. Так Н.Д. Дурманов считал, что в советском уголовном праве существуют лишь составы отдельных конкретных преступлений и «от понятия состава преступления надо полностью отказаться»
Теоретико-познавательную значимость вычленения понятия состава преступления отрицал также А.Н. Трайнин, отмечавший, в частности, что «неправильным является различение общего и специального составов… В действительности при анализе состава преступления задача заключается не в установлении его общих или специальных элементов. Состав один и не может быть расчленен на два – общий и специальный. Там, где имеется состав преступления, неизменно встает вопрос об уголовной ответственности и наказании. Содержатся ли эти черты в том, что ряд авторов называет «общим» или «абстрактным» составом в отличие от состава конкретного или специального? Общий состав уголовной ответственности за собой не влечет и влечь не может. Представляя собой совокупность элементов конкретного преступления, состав не может ни в одном своем «роде» или «виде» быть общим. Состав преступления всегда реален, всегда конкретен».
Противоположную позицию занимали и занимают другие ученые в области уголовного права. В частности, М.Д. Шаргородский и Н.С. Алексеев, рассматривая во взаимосвязи проблемы вынесения за пределы состава преступления различных оснований уголовной ответственности и общего учения о составе преступления, в полемическом стиле отмечали: «Таким образом, проблема причинения (а ее нельзя рассматривать без деяния и его последствий), т.е. объективная сторона состава, проблема вины (а ее нельзя рассматривать без тех форм, в которых вина проявляется), т.е. субъективная сторона и субъект преступления, изымаются для изучения из рамок состава. Что же остается в составе? Один объект. Таким образом, фактически ликвидируется изучение общего состава преступления. Это нужно совершенно ясно сказать: от состава, вернее от изучения состава, ничего не остается.
Если учесть, что в нашей литературе за последнее время отмечалась и другая тенденция (тенденция поглотить состав понятием вины или виновности с присоединением иногда и обстоятельств, в состав не входящих), то станет ясным, что вопрос идет о том, следует ли вообще сохранять в Общей части уголовного права изучение общего состава преступления, а может быть, и в Особенной части – конкретных составов, или нужно это изучение пересмотреть, разорвав состав на части».
Весьма убедительно обосновал важность и необходимость вычленения общего понятия состава преступления А.А. Пионтковский. Он писал: «В статьях Особенной части уголовных кодексов союзных республик описаны конкретные составы преступлений, определены объективные и субъективные признаки различных общественно опасных деяний. Установление признаков конкретного состава преступления требует знания не только Особенной части Уголовного кодекса, но и его Общей части. Она содержит постановления, относящиеся к характеристике признаков, общих для всех составов преступлений, без знания которых признаки состава каждого конкретного преступления не могут быть надлежащим образом установлены.
В связи с этим общее понятие состава преступления в теории советского уголовного права приобретает большое научно-познавательное значение. Оно является, подобно всякой научной абстракции, необходимой ступенью в процессе познания конкретных составов преступлений, теоретической основой для раскрытия их содержания и для правильного применения на практике советского уголовного закона. Поэтому в интересах дела необходимо отвергнуть любые попытки ликвидировать учение об общем составе преступления»
Далее А.А. Пионтковский разъяснял, что общее понятие состава преступления не существует как таковое в законе, оно есть результат обобщения конкретных составов преступлений. Однако это не значит, что оно лишено реального значения в советском уголовном праве. Общее здесь, как и всюду, само существует в отдельном, в конкретных составах преступлений». В подтверждение этого им приведено диалектическое положение о связи общего и отдельного, согласно которому «отдельное не существует иначе как в той связи, которая ведет к общему. Общее существует лишь в отдельном, через отдельное. Всякое отдельное есть (так или иначе) общее. Всякое общее есть (частичка или сторона или сущность) отдельного. Всякое общее лишь приблизительно охватывает все отдельные предметы. Всякое отдельное неполно входит в общее и т.д. и т.д.».
Расчленить единое поведение человека на объективную и субъективную стороны можно только условно; однако раздельный анализ этих элементов преступления, принятый в юридической науке и практике, помогает глубже изучить каждый из них и преступление в целом.
Для наступления уголовной ответственности недостаточно, чтобы человек только задумал совершение преступления; ответственность наступает не за мысли и желания, а за поступки.
Объективная сторона преступления – это тот его элемент, который наиболее непосредственно обнаруживается при совершении преступления. Описывая то или иное преступление, обыкновенно характеризуют главным образом его объективную сторону. Так, когда говорят, что преступник проник в дом и похитил ценные вещи или что водитель нарушил правила движения и задавил потерпевшего, то раскрывают именно объективную сторону этих преступлений.
Объективная сторона служит важным показателем наличия и степени общественной опасности совершенного преступления. В ней, в конечном счете, проявляется замысел преступника, воплощается его преступный план или выражается неосмотрительное, небрежное отношение к окружающим. Именно объективная сторона преступления причиняет вред объекту посягательства: вызывает человеческие жертвы, имущественный ущерб и т.п.
Объективная сторона позволяет разграничить отдельные преступления и правильно определить, какая статья Уголовного кодекса предусматривает содеянное. Некоторые преступления не различаются по субъекту и объекту и могут быть сходны по субъективной стороне. Объективная же сторона преступлений, как правило, различна. Так, кража отличается от грабежа, а оба эти преступления – от мошенничества главным образом по объективной стороне. Закон описывает преступления в большинстве случаев по признакам, относящимся к объективной стороне. Это объясняется тем, что при совершении преступления легче всего установить и зафиксировать его внешние признаки, чтобы по ним в дальнейшем распознать и другие элементы преступления.